Автор: Максимцова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: С.Петрова Буда
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема: "Повышение уровня читательской компетентности школьников путем применения различных форм и методов работы с книгой».
Раздел: среднее образование
Тема: «Повышение уровня читательской компетентности школьников
путем применения различных форм и методов работы с книгой».
Обобщение моего педагогического опыта посвящено важной проблеме современного
развития нашей страны – становлению личности юных граждан, важную роль в
котором играет детское чтение. В последнее время отношение к чтению
существенно изменилось, что отражено в Федеральном государственном
образовательном стандарте. Исследования показывают, что дети продолжают
читать, но зачастую читательские практики не несут нравственной основы, а в
результате происходит неправильное формирование мировоззрения подростка. За
несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни
подростка, и не только подростка. Скажем, сведения о самых различных ситуациях,
с которыми можно столкнуться в жизни, и «рецепты» поведения в гораздо большей
степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги (причем, что особенно
удручает, упрощается даже кино: спецэффекты, яркие и зрелищные картинки,
примитивнейшие сюжеты…). Постепенно и разнообразные компьютерные игры
также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную
и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым
днем число обращающихся к нему растет. И в то же время, несомненно, чтение
остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к
умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить
новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы
новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются
только в результате умения читать. Как это сделать? Могут ли семья, школа или
что-то третье сыграть здесь решающую роль? Подростки чаще всего читают книги,
которые читают их родители или родители их друзей. Дети, вырастающие в домах,
где родители не читают, реже берут книги в руки. Учителя литературы должны
заразить учеников охотой читать, и даже если после школы те реже обращаются к
художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют
свой след в их дальнейшей деятельности.
Задача педагога – библиотекаря сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в
желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то
предложить, заинтересовать книгой, тем самым активизировать читательский
интерес.
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является
наличие или отсутствие интереса к чтению. При изучении психолого-
педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью
формирования и сохранения интереса к книге и чтению у детей и недостаточной
разработанностью педагогических условий для сохранения этого интереса в
настоящих условиях. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к
чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм,
методов и приемов.
Цели и задачи профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить формы и методы работы с книгой, используя опыт работы библиотек;
2. Создать базу эффективных методов и приемов работы с книгой для развития
устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы и
интегрировать эти формы в уроки литературы в 5 классе
3.Разработать и провести уроки-исследования и моделирующие уроки по темам
рабочей программы внеурочной деятельности, включая приемы, которые
активизируют читательский интерес подростка;
4. Проанализировать «риски» данной деятельности.
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые
опирается автор.
Методика работы с книгой была в центре внимания видных учёных, педагогов,
психологов, писателей XVIII-ХХ веков: В.Г. Белинского, Л.С. Выготского, В.В.
Давыдова, Н.А. Добролюбова,А. А. Леонтьева, О. И. Никифоровой, Д.И.
Тихомирова, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по теории
развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина; исследования видных
отечественных психологов и педагогов, рассматривавших вопросы организации
чтения школьников (Л. С. Выготский, Т. Г. Галактионова, М. Г. Качурин, А. А.
Леонтьев, В. С. Мухина, Т. В. Чирковская и др.).
Теоретической базой исследования стали труды, раскрывающие особенности
методики преподавания литературы, обосновывающие выбор оптимальных средств
обучения для активизации читательской деятельности школьников (О. Ю.
Богданова, Т. В. Рыжкова, Н. Н. Светловская, В. Ф. Чертов и др.), а также
исследования в области литературного образования современных подростков (В. Я.
Аскарова, Л. В. Дудова, Э. И. Иванова, Б. А. Ланин, Е. С. Романичева и др.).
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
Приемы, активизирующие ученика как читателя, существуют в методике
преподавания литературы более 30-40 лет, но используются разово, бессистемно. Я
стремлюсь использовать эти приемы системно, учитывая преемственность и уровень
сложности, как внутри приема, так и во взаимодействии; учитывая разнообразие
читательских практик и возрастные особенности учащихся.
Новизна педагогического опыта состоит в следующем:
– определены и охарактеризованы педагогические условия для активизации
читательской деятельности учащихся на уроках литературы через применение
библиотечных форм работы;
Практическая значимость опыта заключается в том, что использование методов
активизации читательской деятельности на основе библиотечных приёмов работы
позволяет учителю литературы повысить качество чтения и анализа
художественных произведений, воспитывает эстетический вкус. Приемы,
способствующие развитию интереса к чтению, и разработанные уроки по изучению
произведений, включенных в программу внеурочной деятельности, могут быть
использованы в образовательной практике школ.
Содержание опыта
Толчком к моей деятельности по проблеме развития интереса к чтению послужили
низкие результаты исследования читательской компетентности. Только 5 %
учащихся показали повышенный уровень, базовый- 68 % ( из них 50% – близкий к
пониженному уровню), уровень пониженный – 28 %. Собственный опыт работы
библиотекарем, а также предложенная кафедрой словесности НИРО программа
внеурочной деятельности по изучению русской литературы второй половины ХХ –
начала ХХI вв помогли смоделировать и организовать работу по повышению уровня
читательской компетентности. Показателями читательской компетентности
школьников, по мнению ученых – методистов, являются :1) положительное
отношение к самой читательской деятельности;2) заинтересованность конкретными
книгами;3) увлечение самим процессом чтения;4) стремление поделиться с другими
радостью от общения с книгой. Проанализировав работы методистов, учитывая
собственный опыт, прихожу к выводу, что формы уроков литературы могут быть
почерпнуты из арсенала различных видов искусства и других сфер человеческой
деятельности:
– разные виды искусства (словесного, эстрадного, театрального): эмоционально-
образные формы уроков (урок-концерт, урок-монтаж, урок-композиция, урок-
сказка, урок-новелла, урок-воображаемое путешествие и др.);
– научное познание, вузовские формы работы: исследование, лекция, семинар,
практикум, зачет, защите рефератов;
– библиотечное дело: читательская конференция, диспут, обсуждение, обзор, защита
читательского формуляра, читательского дневника, чтение вслух, устный журнал,
обсужение книги, презентация книги;
– средства массовой информации: интервью, репортаж, беседа за круглым столом,
диалог, «КВН», «Что? Где? Когда?»;
– театр: спектакль, инсценировка, репетиция;
– юриспруденция: суд, расследование;
– народные зрелища: ярмарка, карнавал, турнир – как формы внеклассной работы или
в качестве форм урока особенно на заключительном этапе изучения темы;
– музейное дело, популяризация искусства: заочная экскурсия, вернисаж;
– условно-игровые формы: путешествия, приключения;
– оригинальный замысел, установка, организующая деятельность учащихся: «урок
памяти», «урок доверия».
Итак, как ввести данные приемы в уроки литературы , объединив их с внеурочной
деятельностью? Собственный опыт и опыт коллег показывает, что вписать в
систему уроков литературы приемы активизации чтения ( а именно, библиотечные
приемы ) довольно трудно. Это связано и с нехваткой времени на уроке, и с
возрастными особенностями младшего подростка. Но работа в данном направлении
дает несомненные результаты в плане формирования ребенка как читателя,
способствует знакомству с произведениями современной литературы.
Считаю, что для формирования устойчивого интереса к книге учитель должен создать
соответствующие условия. Во-первых, необходимо отбирать художественные
тексты, учитывая запросы учащегося, его вкусы, желания, потребности. Текст
должен быть таким, чтобы учащийся захотел его прочитать и понять. Произведения,
включенные в программу внеурочной деятельности, интересны детям, они с
удовольствием их слушают, обсуждают, читают сами. Во-вторых, должны
использоваться такие методические приемы, которые способствуют творческому
развитию личности, формированию способности открывать и “присваивать”
эстетическое явление при помощи эмоциональной рефлексии, воображения.
Рассмотрим темы, заявленные в программе внеурочной деятельности, прочитанные и
изученные с уч-ся 5 класса.
Раздел 1. Мир мудрой басни. С.Михалков Басни. Олеся Емельянова Басни.
При организации занятий использую стратегии смыслового чтения: предтекстовая
работа, работа с текстом и послетекстовая работа. Педагогические приемы на этапе
предтекстовой работы: пример из жизни преподавателя, репродукция картин,
отрывки из музыкальных произведений, стихотворение, фоторяд, видеоряд и др.
Чтобы активизировать деятельность уч-ся , заинтересовать их, демонстрирую
фотографии айсбергов. После беседы, делаем вывод: « Любое литературное
произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а
большая часть – скрыта от нас и ее надо научиться видеть. А для этого нужно
вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца». Переходим к чтению и выявлению
«подводной» части басни. Уч-ся уже знакомы с особенностями басни как жанра.
Теперь знания нужно применить в новых условиях – интерпретации современных
басен. Организую групповую работу, каждая группа выбирает конверт с басней.
Задание: выразительно прочитать басню (можно по ролям), предварительно
выполнив задание:
Работа так увлекла детей, что решено было инсценировать басню «Слон и
живописец», пригласить зрителей из других классов.
Есть такие формы внеклассной работы по литературе, ставшие уже традиционными,
их актуальность, востребованность и практическая значимость время никогда не
сотрет. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, который
указывает на необходимость включения каждого обучающегося в творческую
деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных
потребностей. Решение этой проблемы мне видится в использовании на уроках
литературы и внеурочной деятельности системы эффективных приемов театральных
технологий.
Развитие творческого потенциала обучающихся дает возможность на уроке каждому
ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым,
талантливым. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, дети
учатся познавать красоту слова художественного произведения ( приложение 4).
Театрализация – это один из способов развития интереса к чтению художественного
произведения.
Раздел 2. Мир человеческих отношений. В. Железников «Голубая Катя». С.
Романовский «Подснежники». (Е. Мурашова «Полоса отчуждения», Т. Крюкова
«Костя+Ника»)
Изучение рассказа В.Железникова «Голубая Катя» организую на уроке внеклассного
чтения. Приведу примеры заданий, которые использовались на уроке:
предтекстовое задание: фоторяд с детьми, которые совместно отдыхают,
играют и ссорятся, обижаются друг на друга. Так организуется беседа о
хрупкости человеческих отношений и трудности, а порой невозможности их
восстановления.
текстовое задание «Чтение с остановками»: что из ваших предположений
сбылось, что будет дальше?
послетекстовая стратегия: Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам
и посмотрите на значение слов, необходимых для понимания текста.
Объясните, почему с этих фотографий я начала наш урок?
Работа с данным произведением помогает сформировать первоначальные
представления о пространстве и времени в литературном произведении.( «Теперь ..-
тогда..», дает хороший материал для лексической работы над словом ( «закатилась –
рассмеялась»), ролью глаголов в создании текста и т.д.
Духовно-нравственные вопросы рассказа В.Железникова соотносятся с проблемами,
поднятыми в рассказах современного писателя А.В.Костюнина. Считаю возможным
познакомить уч-ся с рассказом «Сострадание».
Раздел 3. Мир человеческих поступков. В. Каверин «Много хороших людей и один
завистник», Ю. Яковлев «Багульник».
В младшем подростковом возрасте продолжается накопление чувств и переживаний.
Поэтому так важны в тексте элементы занимательности, сильных эмоциональных
переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения,
героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего,
герои действия; Поэтому чтение сказки В.Каверина «Много хороших людей и один
завистник» вызывает интерес у пятиклассников. Организуя работу по знакомству с
данным произведением, столкнулась с проблемой: единственный экземпляр книги в
библиотеке. Так родилась идея использовать прием «Книжка-малышка». После
обсуждения проблемы с детьми родилась идея самим создать книги. Продуктом
реализации данного проекта явились иллюстрированные, хорошо скрепленные
( совместно с папами) книжки в рассказом В. Каверина.
Раздел 4. Прекрасный и загадочный мир природы. Ю. Нагибин «Зимний дуб» Е. Носов
«Весенними тропами»
Работа над этим разделом началась в конце февраля. Провожу вводную
беседу:»Ребята, какой сегодня день?» ( называют число, день недели, потом кто-то
говорит, что последний день зимы.) «А завтра?» (первый день весны). Изменения
заметили, а в Вас что-то меняется? (Да, радость…, как будто волнение…. и т.д.).
Один из учеников вспоминает, что по дороге в школу заметил снегиря, наблюдал за
ним. Это послужило ступенькой к переходу к обзору рассказов современных
русских писателей Ю. Нагибина «Зимний дуб» и Е. Носова «Весенними тропами».
(Если бы не было этого ответа – учитель может рассказать историю из своего опыта
– работа по привлечению детей к чтению требует от учителя постоянной
импровизации – часто беседа складывается не так, как планирует учитель).
Оказывается, у учащихся очень много фотографий природы ( и снегиря в том
числе). Приходит совместное решение – фотографии поместить на нашу страничку в
«Контакте» – «Читаем вместе». Говорю, что для меня сегодня было открытием – я
вас лучше узнала. И эта ситуации очень схожа с ситуацией из рассказа Ю.Нагибина.
Итак, прием беседы, соотнесения с опытом из жизни детей, личным опытом учителя ,
работа с интернет- страницей помогает заинтересовать учеников чтением рассказов.
Раздел 4.Мир детства. Л. Улицкая «Бумажная победа» К. Драгунская «От души и на
память» (Ю.Алешковский «День рождения великого человека»)
Какие произведения современных писателей Вам особенно понравились?
Итак, для развития читательского интереса применяю разнообразные приемы.
1.Нередко в 5 классе процесс чтения про себя учениками не освоен, и ребята любят
больше слушать, чем читать сами. В этом случае можно оборвать учительское
чтение вслух в самом интересном месте повествования и предложить детям
дочитать произведение самостоятельно, а затем устроить викторину «Кто
внимательнее прочитал текст?».Коллективное чтение (учащиеся любят читать в
классе сами вслух), но чтение неподготовленного чтеца губит впечатление,
разрубает произведение на бессвязные и невнятные фрагменты. Только постепенно
приучая школьников к чтению монологов и диалогов, умению подхватывать
интонацию собеседника на знакомых текстах, учитель добьётся готовности класса к
коллективному чтению. Выразительное чтение требует не просто правильного
произнесения, но наполнения чтения чувством и мыслями читателя, что приближает
выразительное чтение к художественному, актёрскому. Личностность прочтения
оказывается при выразительном чтении неприметным результатом того выбора из
множества значений художественного слова, которые таятся в письменной речи,
наиболее близкого исполнителю. Выразительное чтение – это и приём, способный
оживить текст в сознании учеников, и средство самовыражения школьников и
способ приближения авторской позиции. Многофункциональность выразительного
чтения, т.е. исполнительского анализа требует прохождения нескольких этапов:
– пробуждение чувства;
/Произведение, предназначенное для выразительного чтения учеников, при первой
встрече должно вызывать взволнованность и удивление.
Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей
должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки
текста. Пробуждение чувства на первой стадии исполнительского анализа приводит
к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения/.
– выявление авторской позиции;
/Чтецу важно выявить логику движения текста «на глазах» публики. Исполнитель
черпает свои доводы из самого текста/.
– вживление в ситуацию произведения;
/Чтец «черпает из запаса памяти, а не живёт реальностью мгновения»/.
– план чтения и техника произнесения;
/Нужно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли
произведения. В «партитуре чувств» мы намечаем тональность чтения частей
произведения, характер интонирования фраз. Наблюдения за ритмикой стиха и
расстановка логических ударений, попытка в произнесении фразы осуществить
намеченную интонацию составляют существо работы на последнем этапе
исполнительского анализа/.
Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, приучает к культуре
выражения чувств, даёт ученику радость эстетической формы переживания,
оказывается одним из путей к искусству общения.
2. Устное словесное рисование.
Цель использования: открывает эмоциональный настрой читателя, способствует
пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. Но по главному своему
назначению словесное рисование проявляет воображение читателя. Это его
основная функция.
В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа
текста, т.е. повторения без присоединения. С другой стороны – устное словесное
рисование, пробуждая воображение читателя, создаёт возможность появления
произвольных внеконтекстовых ассоциаций.
Структура, последовательность: читатель, опираясь на образы, созданные
писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит,
описывает. Для учеников представляет серьёзную сложность попытка в статичной
картине, одномоментном изображении реализовать событие, сложные отношения
героев. Здесь необходимы и знания законов живописи, и пластичность воображения.
Подготовкой к устному рисованию, словесному изображению представлений,
возникших при чтении, должна быть работа, вызывающая непосредственный
эмоциональный отклик у учеников. Тесная связь образного видения и эмоции
позволяют использовать и обратный путь через усиление, конкретизацию
представлений – к чувству.
Однако формы существования устного словесного рисования должны постепенно
усложняться, видоизменяться. Словесное рисование должно учитывать
естественную для учеников последовательность освоения жанров живописи.
Многие искусствоведы утверждают, что школьникам поочерёдно становятся
доступны сюжетная картина, портрет, пейзаж, натюрморт. В такой
последовательности нужно предлагать задания по словесному рисованию.
Результат применения :может стать одним из средств усиления эмоциональной
стороны анализа.
Условия эффективности использования: системное использование приёма словесного
рисования расширяет речевые возможности учащихся, тренирует воображение.
3. Творческие пересказы.
Цель использования: способствуют проявлению читательского восприятия, усилению
активности читательского воображения творческие пересказы, прежде всего
пересказ с изменением лица рассказчика.
Структура, последовательность:
важно следить за тем, чтобы выявить в пересказе историческую и культурную
дистанцию между героем произведения и юным современным читателем. Учитель
следит за тем, чтоб рассказ был эмоционален, но рассказчик не подменял бы собой
героя, чтобы герои употребляли слог, свойственный речи того времени.
В творческом пересказе ученикам необходимо руководствоваться логикой развития
сюжета произведения. «Эпилог», созданный читателями после чтения и изучения
произведения, поможет выявить, насколько верно усвоена авторская мысль.
Ученики могут собрать разрозненные в тексте детали и в творческом пересказе
воссоздать жизненный путь героев.
Результат применения:
Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определённых читательских
качеств ученика, но и способствует постижению смысла литературного
произведения: точнее понять авторскую мысль, учит видеть детали и символику
произведения.
Условия эффективности использования:
Развивает у учащихся умение передавать динамику чувств героя и автора.
4. Оживление личных впечатлений учащихся, связанных с ситуацией и мотивами
изучаемого произведения.
Прочитанный текст оживает «приобретает особое значение», становится формой
«наглядности», если читатель превращается в активного интерпретатора
прочитанного.
Цель использования:
активизация личностных функций читателя.
Обращаемся к таким формам учебного взаимодействия, как игровое моделирование.
Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, в литературного
героя. Он стоит перед необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение
взрослого или ребёнка, живущего в ином историческом времени и пространстве.
Школьники моделируют историческую, «художественную» реальность через
«вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые
ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик
мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые.
Структура, последовательность:
ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время,
почувствовать колорит эпохи, увидеть конкретных людей с их миропониманием и
поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее и справедливее»
(Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972).
Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая
форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в
определённой пространственной среде. Они чётко определяют географические
контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают
остановки, фрагменты бесед с людьми, которых они «встречают» в путешествии.
Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них
ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и
неролевой одновременно.
Театрализованное представление имеет чётко прописанный сценарий, воссоздаёт
различные образы и картины прошлого, предполагает наличие костюмов и
декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем
обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети
распознают время и место действия, исторические явления.
Результат применения.
Практика показывает, что уроки с использованием театральных форм, ролевых
ситуаций побуждают познавательный интерес школьников, делают учебных
процесс увлекательным. На этих занятиях складывается особая атмосфера, где есть
элементы творчества и свободного выбора.
Театрализация помогает лучше запомнить материал; учит видеть за событиями и
явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека;
позволяет дать ребятам дополнительный материал, побудить ребёнка к
самостоятельному поиску информации. Развивает память, раскрепощает ученика,
облегчает взаимоотношения учителей и учеников.
Театрализованная игра отличается тем, что тексты персонажей не прописаны заранее,
а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации. Сценарий или
программа игры задают её общий ход. В театрализованной игре, в отличие от
представления, могут участвовать все ученики данного класса.
Участники игры: учитель в роли инструктора, судьи, ведущего. Роли учащихся:
актёры, зрители, эксперты, журналисты, психологи, читатели…
Условия эффективности использования:
Развивает умение оценить игру актеров в отдельной сцене, умение написать отзыв о
театральном спектакле, инсценировке, инсценировке, экранизации изучаемого
произведения
Прием «Обзор книги»
Здесь очень важно раскрыть книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать
интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение
различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий,
постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и
т.д.
Представление обзора читателям требует соблюдения определённых правил. Как
правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и
заключительной.
В вводной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать
актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. И если
библиотекарю нужно обязательное знакомство с детской аудиторией, выяснение:
какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному
вопросу, то учитель хорошо знает учеников.
Центральная часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики,
от своеобразия рекомендуемой книги. Важно, чтобы обзор представлял собой
связный рассказ, это очень привлекает учащихся. Рассказывая о той или иной
книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, рассказать, как ты,
учитель, познакомился с этой книгой, твои впечатления. В работе обзор легко и
удачно сочетается с такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается
библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже
самой простой). Итак при обзоре книг будет оправданным и привлекательным
использование таких приёмов:
начать рассказ с самого интересного;
рассказать об авторе, напомнить о других произведениях;
показать иллюстрации;
предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить
ответы, прочитав книгу;
дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила,
оборвать чтение, предложив дальше читать самим;
привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;
игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости
от содержания литературы).
Обзоры для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов
или же подаваться целиком в виде игры:
показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и
обратить внимание на то, чем отличается именно эта; ( пример из опыта: дети
обратили внимание- одна книга старая, потрепанная- зачитанная, другая
новая)
рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в
основу книги;
В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более
сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как
некоторая разрядка для напряженно слушающих детей.
Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о
книгах, советы, как читать литературу. Очень важно, чтобы конец обзора
воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного,
нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика
обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете
читать, попытайтесь ответить на вопрос…».
Итак, если библиотекарь использует для данного вида работы большой временной
промежуток, то у учителя литературы такого времени нет. Но включая этот прием в
урок, он должен обязательно соблюдать технологию организации обзора. Посвятить
обзору целый урок ( а иногда и два) учитель может на последних уроках курса перед
летними каникулами. В программе по литературе эти уроки имеют название
«Список литературы на лето». Методические рекомендации по организации
заключительного урока-обзора очень скупы, а примеров занятий нет.
Вывод: обзор – это традиционная методика с новыми элементами.»Каждая книга
должна найти своего читателя»- мысль не новая, но именно она лучше всего
отражает задачи обзора.
Заключение
1.
Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы
через реализацию приемов, используемых в библиотечном деле, помогает
учащимся познакомиться с произведениями современных писателей, лучше
понять логику сюжета, чувства героя, поступки и характер литературного
персонажа, осознать позицию автора и в целом способствует литературно-
художественному развитию подростков. Сочетание на уроках литературы
приемов активизации читательского интереса, а именно – обзор книги,
является эффективным средством обучения и развития школьников,
раскрытия личностного потенциала учащихся.
2.
Прием «Обзор книги» может быть использован на уроках как гуманитарной
направленности, так и на уроках естественнонаучного цикла в
общеобразовательной школе на различных стадиях урока для активизации
читательской активности подростков, стимулируют их познавательную
деятельность. Индивидуализация обучения на уроках литературы
обеспечивается применением проектно-исследовательских методов работы и
дифференцированных творческих заданий (составление речи от имени героя,
придумывание СМС-сообщения, сравнение героя с предметом и т.д.)
3.
Данная работа представляет собой презентацию некоторых приемов, которые
при системном применении на уроках литературы способствуют
формированию и развитию интереса к чтению.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению
лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель,
писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в
силу чтения и болеет душой за нашу культуру, духовные ценности.
В заключение хочется сказать, что, наверное, пора снова вспомнить легко
запоминающиеся, афористичные рекламные слоганы советской эпохи, созданные
для ликвидации неграмотности: «Если книг читать не будешь- скоро грамоту
забудешь», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Книгу – в
массы!». И чаще повторять это нашим детям, родителям, самим себе.
В классах, где использовались приемы активизации читательского интереса можно
отметить повышение интереса к книге, чтению, что отражается и в желании
учащихся участвовать в конкурсах литературной направленности различного
уровня, в организации школьных мероприятий, связанных с пропагандой чтения и
ценности гуманитарного знания.