Автор: Гибадуллина Гузель Ильдаровна
Должность: старший инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие физических качеств футболистов методом круговой тренировки»
Раздел: дополнительное образование
29.08.2024
МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"» г. Казани
(СП СШ «Мотор»)
Методическая разработка
Старшего инструктора-методиста Гибадуллиной Г.И.
«Развитие физических качеств футболистов
методом круговой тренировки».
Футбол
–
одна
из
самых
популярных
и
массовых
коллективных
спортивных игр. В России им занимается более 5 млн человек. Коллективный
характер
футбольной
деятельности
предопределяет
проявление
игроками
своих
лучших
морально-волевых
качеств:
ответственности
и
дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки,
смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично
соединяются
высокое
исполнительское
мастерство
футболистов
и
бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного
поля, физическое совершенство
игроков и
радость, горечь,
боль многих
миллионов болельщиков.
Элементы футбола, благодаря разнообразным проявлениям физических
качеств, тактического мышления, часто используются в других видах спорта
(и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Круговой
метод
(тренировка)
–
это
организационно-методическая
форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение
специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и
совершенствования
силы,
быстроты,
выносливости
и
в
особенности
их
комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и
скоростной силы.
Задача круговой тренировки
– достичь высокой работоспособности
организма
путем
тренировки
нервно-мышечного
аппарата,
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании.
В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на
3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к
другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому,
передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения
в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая
круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
1.
По
методу
длительного
непрерывного
упражнения.
Занятия
проводятся
без
перерывов
и
складываются
из
одного,
двух
или
трех
прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой
выносливости.
2.
По
методу
экстенсивного
интервального
упражнения.
Применяется
для
совершенствования
общей,
скоростной
и
силовой
выносливости, скоростно-силовых качеств.
3.
По
методу
интенсивного
интервального
упражнения.
Он
рассчитан
на
совершенствование
скоростной
силы,
максимальной
силы,
скоростной и силовой выносливости.
4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать
для развития максимальной силы и скоростной выносливости.
Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные:
общеразвивающие
упражнения
и
специальные,
обычно
технически
несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения
подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей
индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных
навыков.
В
комплексе,
направленном
на
всестороннее
физическое
развитие,
обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной
направленностью
–
не
более
6–8.
Упражнения
могут
выполняться
на
спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием
спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга,
резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации
занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов
мелом
по
полу
или
еще
лучше
поставить
около
каждой
«станции»
специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.
Несмотря на
все
положительные стороны круговой тренировки, ее
нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все
другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими
формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть
времени (30–35 мин).
В круговой тренировке, как правило, используются 6–12 станций с
определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты
последовательно
выполняют
предложенную
работу.
До
начала
круговой
тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее
расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по
всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует
количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы.
Нецелесообразно
в
каждой
круговой
тренировке
предлагать
совершенно
новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить
на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих
упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения
станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на
хорошем уровне.
Основным
методом
воспитания
силы
футболистов
является
метод
повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют
упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с
отягощением
60–80%
от
предельно
возможного.
Причем
количество
повторений одной серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не
более
двух-трех.
Наиболее
эффективны
последние
повторы.
Этот
метод
позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп
мышц.
Для
развития
технических
качеств
у
футболистов
12-14
лет
целесообразно
использовать
метод
круговой
тренировки,
который
обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.
Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы
каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число
упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность
их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном
процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.