Напоминание

Наставничество в общеобразовательной организации


Автор: Кравченко Ирина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Наставничество в общеобразовательной организации
Раздел: среднее образование





Назад




Наставничество в общеобразовательной организации

Всем известно, что 2023 был Годом педагога и наставника.

"Вопросы

обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему ", - сказал глава

государства, подчеркнув, что в России продолжится формирование "суверенной

системы образования". Также глава государства отметил, что педагоги,

передавая секреты мастерства и успеха, а также сохраняя через воспитание связь

поколений и историческое единство страны, формируют прочную основу не

только

российской

"безопасности,

технологической,

экономической

независимости

и

самодостаточности,

но

и

духовного,

ценностного

суверенитета". И с этими словами невозможно не согласиться.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,

формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через

неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и

партнерстве.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их

действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и

наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через

взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает

конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает

новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах

наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт

в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,

готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для

стимуляции

и

поддержки

процессов

самореализации

и

самосовершенствования наставляемого.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,

необходимых для реализации программ наставничества в образовательных

организациях.

Формы наставничества

Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной

деятельности конкретной образовательной организации предусматривает -

независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и

наставник.

В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым

является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах "учитель -

учитель" и "студент - студент" (вариация формы "ученик - ученик")

возрастной параметр не задается.

Форма наставничества "учитель - учитель".

Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0

до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и

располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому

разностороннюю поддержку.

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте

работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его

профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной

профессиональной

среды

внутри

образовательной

организации,

позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком

уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:

способствовать

формированию

потребности

заниматься

анализом

результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к

методике построения и организации результативного учебного процесса;

ориентировать

начинающего

педагога

на

творческое

использование

передового

педагогического

опыта

в

своей

деятельности;

прививать

молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его

закрепления

в

образовательной

организации;

ускорить

процесс

профессионального

становления

педагога;

сформировать

сообщество

образовательной организации (как часть педагогического).

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий

уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую

работу,

культурную

жизнь

образовательной

организации,

усиление

уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и

педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на

уровень

образовательной

подготовки

и

психологический

климат

в

образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые

для

данного

периода

профессиональной

реализации

компетенции,

профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для

комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов:

повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение

психоэмоционального состояния;

рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве

педагога в данном коллективе (образовательной организации);

качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных

наставляемым классах (группах);

сокращение

числа

конфликтов

с

педагогическим

и

родительским

сообществами;

рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,

методических практик молодого специалиста.

Портрет участников.

Наставник.

Опытный

педагог,

имеющий

профессиональные

успехи

(победитель

различных

профессиональных

конкурсов,

автор

учебных

пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),

склонный

к

активной

общественной

работе,

лояльный

участник

педагогического

и/или

школьного

сообществ.

Обладает

лидерскими,

организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой

эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов

наставников.

Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации

профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного

процесса

и

решением

конкретных

психолого-педагогических

и

коммуникативных

проблем.

Контролирует

самостоятельную

работу

молодого специалиста.

Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления,

что

и

молодой

учитель,

способный

осуществлять

всестороннюю

методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до

3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с

взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией

или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом

месте работы, которому необходимо получить представление о традициях,

особенностях,

регламенте

и

принципах

образовательной

организации.

Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической

усталости.

Возможные варианты программы.

Вариации ролевых моделей внутри формы "учитель - учитель" могут

различаться

в

зависимости

от

потребностей

самого

наставляемого,

особенностей

образовательной

организации

и

ресурсов

наставника.

Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут

быть:

взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический

вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых

профессиональных

навыков

(организационных,

коммуникационных)

и

закрепления на месте работы;

взаимодействие

"лидер

педагогического

сообщества

-

педагог,

испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка

(проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во

время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению

и развитию педагогических талантов и инициатив;

взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках

которого,

возможно,

более

молодой

педагог

помогает

опытному

представителю "старой школы" овладеть современными программами,

цифровыми навыками и технологиями;

взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках

которого

опытный

педагог

оказывает

методическую

поддержку

по

конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и

тематических планов и т.д.).

Область применения в рамках образовательной программы.

Форма наставничества "учитель - учитель" может быть использована как

часть реализации программы повышения квалификации в организациях,

осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным

общеобразовательным

и

образовательным

программам

среднего

профессионального

образования.

Отдельной

возможностью

реализации

программы наставничества является создание широких педагогических

проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы,

творческие

мастерские,

школа

молодого

учителя,

серия

семинаров,

разработка методического пособия.

Целевая модель этапов реализации программы наставничества в

образовательной организации

ЭТАП

РАБОТА ВНУТРИ

ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТА С ВНЕШНЕЙ

СРЕДОЙ

Подготовка условий

для запуска программы

наставничества

Обеспечить

нормативно-правовое

оформление программы

наставничества;

-

информировать

коллектив

и

обучающихся

о

Определить

заинтересованные

в

наставничестве

аудитории

в

зависимости

от

выбранной

формы

наставничества;

подготовке программы,

собрать

предварительные

запросы обучающихся,

педагогов,

молодых

специалистов;

-

сформировать

команду

и

выбрать

куратора,

отвечающих

за

реализацию

программы;

-

определить

задачи,

формы наставничества,

ожидаемые результаты;

-

сформировать

дорожную

карту

внедрения

целевой

модели наставничества,

определить

необходимые

для

реализации ресурсы -

внутренние и внешние

-

информировать

аудитории

через

целевые

медиа

о

возможностях

программы

наставничества,

планируемых

результатах

и

вариантах участия

Формирование базы

наставляемых

Информировать

родителей,

педагогов,

обучающихся

о

возможностях и целях

программы;

-

организовать

сбор

данных о наставляемых

по доступным каналам

(родители,

классные

руководители,

педагоги-психологи,

профориентационные

тесты),

в

том

числе

сбор

запросов

наставляемых

к

программе;

Взаимодействовать с

целевыми аудиториями

на профильных

мероприятиях с целью

найти потенциальных

наставников;

- включить собранные

данные

в

базу

наставников, а также в

систему

мониторинга

влияния программы на

наставляемых

Формирование базы

наставников

собрать данные о

потенциальных

наставниках из числа

педагогов и

обучающихся

мотивировать

наставников

Отбор и обучение

наставников

Разработать

критерии

отбора наставников под

собранные запросы;

- организовать отбор и

обучение наставников

Привлечь

психологов,

сотрудников

педагогических

вузов,

менторов к отбору и

обучению наставников;

- найти ресурсы для

организации

обучения

(через некоммерческие

организации,

предприятия,

гранты,

конкурсы)

Организация работы

наставнических пар или

групп

организовать

сбор

обратной

связи

от

наставников,

наставляемых

и

кураторов

для

мониторинга

эффективности

реализации программы;

-

собрать

данные

от

наставляемых

для

мониторинга

влияния

программы

на

их

показатели;

-

разработать

систему

поощрений наставников

Промежуточные

результаты программы

транслировать партнерам

программы и медиа для

актуализации и

потенциального

вовлечения в будущий

цикл программы

В заключение хотелось бы ответить на вопрос: какие проблемы решит

наставничество в общеобразовательной организации?

В целом, – от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество.

Наставник поможет влиться в коллектив и найти себя.



В раздел образования