Автор: Кравченко Ирина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Наставничество в общеобразовательной организации
Раздел: среднее образование
Наставничество в общеобразовательной организации
Всем известно, что 2023 был Годом педагога и наставника.
"Вопросы
обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему ", - сказал глава
государства, подчеркнув, что в России продолжится формирование "суверенной
системы образования". Также глава государства отметил, что педагоги,
передавая секреты мастерства и успеха, а также сохраняя через воспитание связь
поколений и историческое единство страны, формируют прочную основу не
только
российской
"безопасности,
технологической,
экономической
независимости
и
самодостаточности,
но
и
духовного,
ценностного
суверенитета". И с этими словами невозможно не согласиться.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах
наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,
готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции
и
поддержки
процессов
самореализации
и
самосовершенствования наставляемого.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
Формы наставничества
Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной
деятельности конкретной образовательной организации предусматривает -
независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и
наставник.
В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым
является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах "учитель -
учитель" и "студент - студент" (вариация формы "ученик - ученик")
возрастной параметр не задается.
Форма наставничества "учитель - учитель".
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0
до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и
располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте
работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной
профессиональной
среды
внутри
образовательной
организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком
уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
способствовать
формированию
потребности
заниматься
анализом
результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к
методике построения и организации результативного учебного процесса;
ориентировать
начинающего
педагога
на
творческое
использование
передового
педагогического
опыта
в
своей
деятельности;
прививать
молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его
закрепления
в
образовательной
организации;
ускорить
процесс
профессионального
становления
педагога;
сформировать
сообщество
образовательной организации (как часть педагогического).
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу,
культурную
жизнь
образовательной
организации,
усиление
уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на
уровень
образовательной
подготовки
и
психологический
климат
в
образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые
для
данного
периода
профессиональной
реализации
компетенции,
профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для
комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве
педагога в данном коллективе (образовательной организации);
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных
наставляемым классах (группах);
сокращение
числа
конфликтов
с
педагогическим
и
родительским
сообществами;
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
Портрет участников.
Наставник.
Опытный
педагог,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор
учебных
пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),
склонный
к
активной
общественной
работе,
лояльный
участник
педагогического
и/или
школьного
сообществ.
Обладает
лидерскими,
организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой
эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов
наставников.
Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации
профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного
процесса
и
решением
конкретных
психолого-педагогических
и
коммуникативных
проблем.
Контролирует
самостоятельную
работу
молодого специалиста.
Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления,
что
и
молодой
учитель,
способный
осуществлять
всестороннюю
методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до
3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с
взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией
или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом
месте работы, которому необходимо получить представление о традициях,
особенностях,
регламенте
и
принципах
образовательной
организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости.
Возможные варианты программы.
Вариации ролевых моделей внутри формы "учитель - учитель" могут
различаться
в
зависимости
от
потребностей
самого
наставляемого,
особенностей
образовательной
организации
и
ресурсов
наставника.
Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут
быть:
взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический
вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых
профессиональных
навыков
(организационных,
коммуникационных)
и
закрепления на месте работы;
взаимодействие
"лидер
педагогического
сообщества
-
педагог,
испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка
(проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во
время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению
и развитию педагогических талантов и инициатив;
взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках
которого,
возможно,
более
молодой
педагог
помогает
опытному
представителю "старой школы" овладеть современными программами,
цифровыми навыками и технологиями;
взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках
которого
опытный
педагог
оказывает
методическую
поддержку
по
конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и
тематических планов и т.д.).
Область применения в рамках образовательной программы.
Форма наставничества "учитель - учитель" может быть использована как
часть реализации программы повышения квалификации в организациях,
осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным
и
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования.
Отдельной
возможностью
реализации
программы наставничества является создание широких педагогических
проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы,
творческие
мастерские,
школа
молодого
учителя,
серия
семинаров,
разработка методического пособия.
Целевая модель этапов реализации программы наставничества в
образовательной организации
ЭТАП
РАБОТА ВНУТРИ
ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТА С ВНЕШНЕЙ
СРЕДОЙ
Подготовка условий
для запуска программы
наставничества
Обеспечить
нормативно-правовое
оформление программы
наставничества;
-
информировать
коллектив
и
обучающихся
о
Определить
заинтересованные
в
наставничестве
аудитории
в
зависимости
от
выбранной
формы
наставничества;
подготовке программы,
собрать
предварительные
запросы обучающихся,
педагогов,
молодых
специалистов;
-
сформировать
команду
и
выбрать
куратора,
отвечающих
за
реализацию
программы;
-
определить
задачи,
формы наставничества,
ожидаемые результаты;
-
сформировать
дорожную
карту
внедрения
целевой
модели наставничества,
определить
необходимые
для
реализации ресурсы -
внутренние и внешние
-
информировать
аудитории
через
целевые
медиа
о
возможностях
программы
наставничества,
планируемых
результатах
и
вариантах участия
Формирование базы
наставляемых
Информировать
родителей,
педагогов,
обучающихся
о
возможностях и целях
программы;
-
организовать
сбор
данных о наставляемых
по доступным каналам
(родители,
классные
руководители,
педагоги-психологи,
профориентационные
тесты),
в
том
числе
сбор
запросов
наставляемых
к
программе;
Взаимодействовать с
целевыми аудиториями
на профильных
мероприятиях с целью
найти потенциальных
наставников;
- включить собранные
данные
в
базу
наставников, а также в
систему
мониторинга
влияния программы на
наставляемых
Формирование базы
наставников
собрать данные о
потенциальных
наставниках из числа
педагогов и
обучающихся
мотивировать
наставников
Отбор и обучение
наставников
Разработать
критерии
отбора наставников под
собранные запросы;
- организовать отбор и
обучение наставников
Привлечь
психологов,
сотрудников
педагогических
вузов,
менторов к отбору и
обучению наставников;
- найти ресурсы для
организации
обучения
(через некоммерческие
организации,
предприятия,
гранты,
конкурсы)
Организация работы
наставнических пар или
групп
организовать
сбор
обратной
связи
от
наставников,
наставляемых
и
кураторов
для
мониторинга
эффективности
реализации программы;
-
собрать
данные
от
наставляемых
для
мониторинга
влияния
программы
на
их
показатели;
-
разработать
систему
поощрений наставников
Промежуточные
результаты программы
транслировать партнерам
программы и медиа для
актуализации и
потенциального
вовлечения в будущий
цикл программы
В заключение хотелось бы ответить на вопрос: какие проблемы решит
наставничество в общеобразовательной организации?
В целом, – от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество.
Наставник поможет влиться в коллектив и найти себя.