Напоминание

Проблемы развития инклюзии в дополнительном образовании


Автор: Редькина Лилия Минагзамовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Пыть-Ях
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы развития инклюзии в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблемы развития инклюзии в дополнительном образовании

Образовательная политика нашего государства определяет ориентиры

для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете

обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их

становление и развитие, почему, что одной из самых тревожных тенденций

XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами

здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями во всём мире,

и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких

детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и

выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства.

Нельзя

оставлять

без

внимания

данную

категорию

и

учреждениям

дополнительного образования.

Понятие

«инклюзивное

образование»

в

Законе

273-ФЗ

«Об

образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию

для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных

потребностей и индивидуальных возможностей».

В Законе 273-ФЗ «Об образовании» «обучающийся с ограниченными

возможностями

здоровья»

расшифровывается

«как

физическое

лицо,

имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

подтвержденные

психолого-медико-педагогической

комиссией

и

препятствующие

получению

образования

без

создания

специальных

условий».

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует

освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение

слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский

аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со

сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в

мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются

к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и

настороженность

окружающих,

болезненно

на

это

реагируют.

Дети

абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.

Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной,

необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в

среду здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная,

требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников

процесса.

На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного

образования:

недостаточная

подготовленность

педагогических

кадров,

работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые

никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными

проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами

и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на

то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют

необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка

нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того

некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это

доставляет им дополнительные трудности.

Внедрение инклюзивного образования выявляет ряд проблем.

Во-первых, это недостаточная подготовка педагогических кадров.

Во-вторых,

отсутствие

необходимой

методической

литературы

коррекционного вида по различным направленностям дополнительного

образования,

которая

необходима

при

организации

ОД

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и

непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению, многие образовательные организации дополнительного

образования не имеют достаточного финансирования для приобретении

дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому

относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,

корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для

организации безбарьерной доступной среды.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава

психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в группе со здоровыми

детьми. Также остро стоит вопрос нехватки узких специалистов в

организациях дополнительного образования (психологов, дефектологов,

сурдологов), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое

сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только

при слаженной совместной работе всех специалистов.

Также

нужно

отметить,

что

заключение

ТПМПК

касается

или

дошкольного или начального общего, среднего общего, среднего общего

образования. И нет ни слова об организации образовательного процесса в

дополнительном образовании.

Немаловажной проблемой является отношение родителей к внедрению

инклюзивного образования.

Родители обычных детей не всегда готовы

принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что

нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям.

А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в

большей

степени

зависит

от

отношения

взрослых

к

ним.

Поэтому

обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на

повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования.

Несмотря на все проблемы, инклюзивное образование способствует

социальной адаптации детей с ОВЗ, и что немало важно, подталкивает

современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей

видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей,

быть

более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными

возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют

совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с

нормативно

развивающимися

сверстниками.

Дети

с

особыми

образовательными

потребностями

в

такой

практике

смогут

расти

и

развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные

заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все

остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного

образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми

потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких

ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно

повышает

роль

инклюзивного,

совместного

обучения,

позволяющего

принципиально

расширить

возможности

социализации

детей

с

инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти.

А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.

Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать

частью общества, развивать таланты, социализироваться.



В раздел образования