Автор: Редькина Лилия Минагзамовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Пыть-Ях
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы развития инклюзии в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Проблемы развития инклюзии в дополнительном образовании
Образовательная политика нашего государства определяет ориентиры
для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете
обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их
становление и развитие, почему, что одной из самых тревожных тенденций
XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами
здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями во всём мире,
и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких
детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и
выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства.
Нельзя
оставлять
без
внимания
данную
категорию
и
учреждениям
дополнительного образования.
Понятие
«инклюзивное
образование»
в
Законе
273-ФЗ
«Об
образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей».
В Законе 273-ФЗ «Об образовании» «обучающийся с ограниченными
возможностями
здоровья»
расшифровывается
«как
физическое
лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие
получению
образования
без
создания
специальных
условий».
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский
аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со
сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в
мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются
к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и
настороженность
окружающих,
болезненно
на
это
реагируют.
Дети
абсолютно не социализированы.
Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.
Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной,
необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в
среду здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная,
требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников
процесса.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного
образования:
недостаточная
подготовленность
педагогических
кадров,
работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые
никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными
проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами
и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на
то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют
необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка
нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того
некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это
доставляет им дополнительные трудности.
Внедрение инклюзивного образования выявляет ряд проблем.
Во-первых, это недостаточная подготовка педагогических кадров.
Во-вторых,
отсутствие
необходимой
методической
литературы
коррекционного вида по различным направленностям дополнительного
образования,
которая
необходима
при
организации
ОД
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и
непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
К сожалению, многие образовательные организации дополнительного
образования не имеют достаточного финансирования для приобретении
дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому
относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,
корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для
организации безбарьерной доступной среды.
Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава
психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в группе со здоровыми
детьми. Также остро стоит вопрос нехватки узких специалистов в
организациях дополнительного образования (психологов, дефектологов,
сурдологов), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое
сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только
при слаженной совместной работе всех специалистов.
Также
нужно
отметить,
что
заключение
ТПМПК
касается
или
дошкольного или начального общего, среднего общего, среднего общего
образования. И нет ни слова об организации образовательного процесса в
дополнительном образовании.
Немаловажной проблемой является отношение родителей к внедрению
инклюзивного образования.
Родители обычных детей не всегда готовы
принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что
нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям.
А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в
большей
степени
зависит
от
отношения
взрослых
к
ним.
Поэтому
обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на
повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования.
Несмотря на все проблемы, инклюзивное образование способствует
социальной адаптации детей с ОВЗ, и что немало важно, подталкивает
современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей
видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей,
быть
более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с
нормативно
развивающимися
сверстниками.
Дети
с
особыми
образовательными
потребностями
в
такой
практике
смогут
расти
и
развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные
заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все
остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного
образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми
потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких
ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно
повышает
роль
инклюзивного,
совместного
обучения,
позволяющего
принципиально
расширить
возможности
социализации
детей
с
инвалидностью.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти.
А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.
Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать
частью общества, развивать таланты, социализироваться.