Автор: Афиногентова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества", МБУ ДО "Николаевская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Николаевка, Ульяновская область
Наименование материала: Публикация методического материала
Тема: «Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
Раздел: дополнительное образование
«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных
условиях»
В условиях перехода на новые федеральные государственные
образовательные стандарты место и роль дополнительного образования
детей в условиях массовой школы возрастает.
Целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на
передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое
развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и
личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и
социализации, самоопределения и самореализации ребенка. Указанные
требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только
школьным образованием. В современных условиях возникла настоятельная
необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет
обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала
строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности,
базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в
российской школе впервые общее и дополнительное образование детей
могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга
компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство,
необходимое для полноценного личностного (и не только
интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе
действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии
учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе,
раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств
личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность,
то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Цель данной статьи показать место и значение дополнительного образования
в современной российской системе образования.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу
свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных
в настоящее время качеств. Оно нацелено на развитие практических и
технологических знаний и умений ребят. С помощью дополнительного
образования можно постепенно определиться в выборе интересов, а иногда
даже и профессии.
По своему содержанию дополнительное образование детей является
всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые
разнообразные интересы личности. Школа дает образование базовое, общее.
А дополнительное образование – необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все
дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным
учебным планом и стандартом, то дополнительное образование
многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте – в школе.
Дополнительное образование по самой своей сути является личностно
ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего
оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение
школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах
обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка,
так и всего образовательного учреждения.
Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения
ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных
навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
Одним из путей достижения поставленных целей – это создание единого
культурно-образовательного пространства для формирования особой
способности обращения к общим ценностям при формировании образа
жизни и типов поведения. Современная система воспитания учащейся
молодежи может быть эффективной только при создании благоприятных
социально-педагогических условий, среди которых определяющими
являются гуманизация учебного процесса, учет социальной и этнической
обусловленности систем воспитания, мотивация патриотического поведения
и эффективное управление.
Преимущества работы дополнительного образования следующие:
– общение в разновозрастных и смешанных группах;
– практика социально-значимых дел;
– поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность;
– разнообразные игровые методики;
– коллективные творческие дела.
Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения
ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных
навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
Ниже предложены формы взаимодействия между школой и системой
дополнительного образования. Они не являются исчерпывающими:
– организация совместных мероприятий;
– использование программно-методических материалов друг друга;
– деятельность в рамках муниципальных программ;
– участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах,
конкурсах, выставках;
– проведение открытых занятий;
– взаимодействие по образовательным областям, недостаток которых явно
виден в содержании школьного образования.
Процесс интеграции сложен и для его реализации можно выделить
определенные условия:
1. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать
особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и
преимущества.
2. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать
основой для создания целостного образовательного пространства.
3. Наличие общего программно-методического пространства.
4. Интеграция основного и дополнительного образования в деятельности
школьного музея.
5 Содержание учебной деятельности не должна дублировать содержание
предметов истории и обществознания, обязательное для изучения.
Разработка и проведение экскурсий, работа с текстами и анализ источников
дают возможность ученикам через успешную практику оценить свой
потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствуют
положительной мотивации.
Таким образом, учреждения и педагоги системы дополнительного
образования становятся важным компонентом образовательных сетей,
реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих
социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную
работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется
спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и
эффективность общего образования. Кроме того, создаются условия для
обмена педагогическим опытом в области содержания и организации
внеурочной деятельности.
Во всех случаях взаимодействия школ и учреждений дополнительного
образования детей создается общее программно-методическое пространство,
а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ
внеурочной деятельности сориентированы на планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального общего
образования конкретного общеобразовательного учреждения.