Напоминание

«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»


Автор: Афиногентова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества", МБУ ДО "Николаевская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Николаевка, Ульяновская область
Наименование материала: Публикация методического материала
Тема: «Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных

условиях»

В условиях перехода на новые федеральные государственные

образовательные стандарты место и роль дополнительного образования

детей в условиях массовой школы возрастает.

Целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на

передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое

развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и

личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и

социализации, самоопределения и самореализации ребенка. Указанные

требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только

школьным образованием. В современных условиях возникла настоятельная

необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет

обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала

строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности,

базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в

российской школе впервые общее и дополнительное образование детей

могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга

компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство,

необходимое для полноценного личностного (и не только

интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе

действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии

учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе,

раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств

личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность,

то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Цель данной статьи показать место и значение дополнительного образования

в современной российской системе образования.

Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу

свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных

в настоящее время качеств. Оно нацелено на развитие практических и

технологических знаний и умений ребят. С помощью дополнительного

образования можно постепенно определиться в выборе интересов, а иногда

даже и профессии.

По своему содержанию дополнительное образование детей является

всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые

разнообразные интересы личности. Школа дает образование базовое, общее.

А дополнительное образование – необходимое звено в воспитании

многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной

ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все

дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным

учебным планом и стандартом, то дополнительное образование

многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно

усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует

реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте – в школе.

Дополнительное образование по самой своей сути является личностно

ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего

оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение

школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах

обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка,

так и всего образовательного учреждения.

Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения

ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных

навыков взаимодействия, а также его личностного развития.

Одним из путей достижения поставленных целей – это создание единого

культурно-образовательного пространства для формирования особой

способности обращения к общим ценностям при формировании образа

жизни и типов поведения. Современная система воспитания учащейся

молодежи может быть эффективной только при создании благоприятных

социально-педагогических условий, среди которых определяющими

являются гуманизация учебного процесса, учет социальной и этнической

обусловленности систем воспитания, мотивация патриотического поведения

и эффективное управление.

Преимущества работы дополнительного образования следующие:

– общение в разновозрастных и смешанных группах;

– практика социально-значимых дел;

– поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность;

– разнообразные игровые методики;

– коллективные творческие дела.

Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения

ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных

навыков взаимодействия, а также его личностного развития.

Ниже предложены формы взаимодействия между школой и системой

дополнительного образования. Они не являются исчерпывающими:

– организация совместных мероприятий;

– использование программно-методических материалов друг друга;

– деятельность в рамках муниципальных программ;

– участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах,

конкурсах, выставках;

– проведение открытых занятий;

– взаимодействие по образовательным областям, недостаток которых явно

виден в содержании школьного образования.

Процесс интеграции сложен и для его реализации можно выделить

определенные условия:

1. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать

особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и

преимущества.

2. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать

основой для создания целостного образовательного пространства.

3. Наличие общего программно-методического пространства.

4. Интеграция основного и дополнительного образования в деятельности

школьного музея.

5 Содержание учебной деятельности не должна дублировать содержание

предметов истории и обществознания, обязательное для изучения.

Разработка и проведение экскурсий, работа с текстами и анализ источников

дают возможность ученикам через успешную практику оценить свой

потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствуют

положительной мотивации.

Таким образом, учреждения и педагоги системы дополнительного

образования становятся важным компонентом образовательных сетей,

реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих

социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную

работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется

спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и

эффективность общего образования. Кроме того, создаются условия для

обмена педагогическим опытом в области содержания и организации

внеурочной деятельности.

Во всех случаях взаимодействия школ и учреждений дополнительного

образования детей создается общее программно-методическое пространство,

а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ

внеурочной деятельности сориентированы на планируемые результаты

освоения основной образовательной программы начального общего

образования конкретного общеобразовательного учреждения.



В раздел образования