Напоминание

Проблемы современных детей, приводящие к зависимостям.


Автор: Светлакова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр "Ариадна" ГКОУ МО для детей, нуждающихся в психолого- педагогической реабилитации, коррекции и образования
Населённый пункт: рп Октябрьский го Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы современных детей, приводящие к зависимостям.
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемы современных детей, приводящие к зависимостям.

Подготовила Светлакова Татьяна Валентиновна, воспитатель

центра «Ариадна»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской

области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования

Современный мир предлагает детям и подросткам огромное количество

возможностей для развития, общения и развлечений, однако наряду с

этим, они сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых —

зависимость. Проблема зависимости среди детей становится все более

актуальной в наше время. Это связано с множеством факторов, включая

технологический прогресс, социальное давление, семейные проблемы и

изменения в структуре общества. Рассмотрим основные типы зависимости

и причины их возникновения среди современных детей.

Из статьи Егорова А.Ю. “Современные представления об интернет-

аддикциях и подходах к их коррекции”.

Критерии диагностики ИА

А. Симптоматические критерии

Оба критерия должны присутствовать:

1.

Озабоченность Интернетом: человек постоянно вспоминает о

предыдущей деятельности в Интернете либо предвосхищает

следующий сеанс работы в Сети.

2.

Симптомы отмены, о чем свидетельствуют дисфория, тревога,

раздражительность и скука, возникающие после нескольких дней без

использования Интернета.

По меньшей мере один (или более) из следующих симптомов:

1.

Толерантность: увеличение времени, проводимого в Интернете,

которое необходимо для достижения удовлетворения.

2.

Настойчивое желание и/или неудачные попытки контролировать,

сократить или прекратить использование Интернета.

3.

Продолжение чрезмерного использования Интернета, несмотря на

знание об имеющихся постоянных либо периодических физических

или психологических проблемах, которые были вызваны или

усугубляются использованием Интернета.

4.

Потеря интереса к предыдущим увлечениям и развлечениям, за

исключением использования Интернета, как прямой результат.

5.

Человек использует Интернет, чтобы избежать плохого настроения

или облегчить подобное состояние (например, дисфорию, чувство

беспомощности, вины, тревоги).

6.

Критерий исключения: чрезмерное использование Интернета

связано с психическим расстройством или биполярным

расстройством I типа.

А что тогда представляет собой обычное, нормальное использование

Интернета? С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи

Интернета имеют строгую цель и тратят на ее реализацию разумное

и ограниченное количество времени, не испытывая при этом

психологического или когнитивного дискомфорта. Здоровые

пользователи Интернета в состоянии отграничить общение онлайн

от живого общения. Интернет для них является полезным

инструментом.

В последние годы интенсивно изучаются нейробиологические корреляты

ИА. Исследования в области генетики и нейробиологии также внесли

вклад в разработку этой темы. Так, сравнительно недавно был обнаружен

полиморфизм гена-переносчика серотонина (SS-5HTTLPR) у интернет-

аддиктов.

Морфометрические исследовании Е. Жу с коллегами показали, что у

интернет-зависимых подростков имеется более низкая плотность серого

вещества в левой передней цингулярной коре, левой задней поясной коре,

левом перешейке и левой лингвальной извилине по сравнению со

здоровой контрольной группой. Авторы предположили, что это позволяет

по-новому взглянуть на патогенез интернет-зависимости, особенно в свете

обнаруженного ранее дефицита функции принятия решений и стратегии

обучения.

По-воксельный анализ фракционной анизотропии белого вещества мозга

также показал, что по сравнению с контрольной группой при ИА

отмечается ее снижение, в том числе в орбито-фронтальной области, в

мозолистом теле, поясном, нижнем лобно-затылочном пучке, во

внутренних и внешних капсулах. Авторы заключают, что при ИА имеет

место выраженное снижение фракционной анизотропии белого вещества,

что может быть связано с некоторыми поведенческими нарушениями.

Используя ПЭТ, С. Ким и его сотрудники обнаружили двустороннее

снижение активности дофаминовых рецепторов D2 в хвостатом ядре и

скорлупе. H. Ху и его коллеги с помощью однофотонной эмиссионной

компьютерной томографии обнаружили снижение уровня экспрессии

переносчика дофамина в полосатом теле у взрослых с интернет-

зависимостью. Взятые вместе, эти результаты показывают, что ИА, как и

химические зависимости, может быть также связана с нарушением в

дофаминергической нейромедиаторной системе.

ФМРТ-исследования показали, что при желании сыграть онлайн в

видеоигры активируются те же зоны мозга, что и при возникновении тяги

к психоактивным веществам. Также с помощью ФМРТ исследовались

различия во внутримозговых функциональных связях у подростков с

интернет-зависимостью. Было обнаружено снижение функциональных

связей, причем в большей мере оно наблюдалось в корково-подкорковых

связях (~ 24% с префронтальной и ~ 27% с теменной корой). Скорлупа

была наиболее вовлеченной в этот процесс структурой среди подкорковых

ядер.

Степень вовлеченности в ИА была пропорциональна снижению объема

серого вещества в дорсолатеральной префронтальной коре, ростральной

передней цингулярной коре и дополнительных моторных зонах.

Коморбидность ИА с другими психическими и поведенческими

расстройствами в целом остается сходной коморбидности других

аддиктивных расстройств. Среди интернет-зависимых отмечается более

высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-

компульсивных расстройств , а также маскированной депрессии в рамках

малопрогредиентной шизофрении.

Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с ИА более

частую депрессию с повышенным риском суицида . Синдром дефицита

внимания с гиперактивностью (СДВГ) и депрессивное расстройство чаще

всего наблюдались у студентов колледжей с интернет-зависимостью,

причем депрессивное расстройство было характерно для лиц мужского

пола.

Выдержка их статьи Абдрахмановой Э.В. Современные представления о

факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

А. Е. Жичкина выделила 2 причины интернет-зависимости. Одну из них

она обозначила как повышенная чувствительность к ограничениям, что

особенно проявляется в подростковом возрасте.

В данном случае интернет выступает, как возможность избавиться от

требований, предъявляемых обществом, в частности, родителями и

близкими, стать более раскованным и свободным.

Вторая причина — потребность в эмоциональной поддержке, которую

трудно получить в реальном, социальном окружении.

Существуют и биологические факторы риска. К факторам,

способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести

различные осложнения матери при беременности, например,

инфекционные заболевания, приём лекарств, курение и др.

В зоне риска находятся дети с повреждениями ЦНС, среди которых

наиболее распространенным нарушением, способным приводить к

возникновению интернет-зависимости является СДВГ.

Также отмечается, что дети с тенденцией к повышенному уровню

тревожности наиболее склонны и подвержены интернет-аддикции.

Таким образом, интернет-зависимость — это серьёзная проблема нашего

времени, охватывающая всё молодое поколение. Она является таким же

опасным явлением, как наркотическая и алкогольная зависимость, которая

пагубно влияет на личность человека, его внутренний мир и социальное

окружение.

Виды зависимостей:

1. Технологическая зависимость

Одной из самых распространенных зависимостей среди детей является

зависимость от гаджетов и интернета. Появление смартфонов, социальных

сетей и онлайн-игр привело к тому, что дети проводят в виртуальном мире

гораздо больше времени, чем в реальной жизни.

Причины:

Доступность. Технологии стали неотъемлемой частью жизни, и дети

имеют доступ к ним с раннего возраста.

Социальное давление. Общение через мессенджеры и социальные сети

стало нормой, а отсутствие виртуальной активности может

восприниматься как изоляция.

Иллюзия успеха. Виртуальные игры и социальные сети создают иллюзию

легких достижений и популярности, что привлекает детей.

Ещё в 2018 году в Южной Корее произошёл резонансный случай, который

наглядно продемонстрировал опасность зависимости от гаджетов. 15-

летний подросток, увлечённый онлайн-играми, стал проводить за экраном

по 16 часов в день. Его родители неоднократно пытались ограничить

время использования компьютера, но зависимость мальчика

прогрессировала. Со временем он перестал посещать школу, общаться с

друзьями и интересоваться чем-либо вне виртуального мира. Это привело

к серьёзным проблемам с психическим и физическим здоровьем:

подросток страдал от депрессии, бессонницы и нарушений питания. В

конечном итоге изоляция и постоянный стресс стали причиной трагедии

— мальчик совершил попытку самоубийства.

Этот случай привлёк внимание психологов и общественности к проблеме

цифровой зависимости и подчеркнул важность раннего вмешательства,

поддержания здорового баланса между виртуальной и реальной жизнью, а

также необходимости родительского контроля и эмоциональной

поддержки.

В наше время в России часто можно в новостных лентах увидеть, что

произошло самоубийство ребенка, что дети впадают в депрессию, хотя

еще 10 лет назад такого не было…

Последствия:

Психологические проблемы: тревожность, депрессия, нарушение сна.

Социальная изоляция и нарушение навыков межличностного общения.

Снижение академической успеваемости.

2. Игровая зависимость

Виртуальные игры особенно популярны среди подростков. Игры с

открытыми мирами, стратегии и шутеры погружают в вымышленные

вселенные, что порой заставляет детей забывать о реальной жизни.

Причины:

Эмоциональная вовлеченность. Игры предоставляют быстрый способ

почувствовать себя успешным, пережить захватывающие моменты, что не

всегда возможно в реальной жизни.

Доступность и реклама. Компьютерные и мобильные игры активно

продвигаются и ориентированы на детей и подростков.

Исследования показывают, что игровая зависимость может развиваться у

детей так же, как зависимость от психоактивных веществ. Длительное

время, проведённое в виртуальных играх, стимулирует выработку

дофамина — гормона удовольствия. Это приводит к тому, что ребёнок

начинает испытывать потребность в постоянной игре для поддержания

эмоционального состояния, что снижает интерес к реальной жизни и

учебе.

Из статьи Кашкевич Е.И., Березина Н.В., Вышегородцева И.С.

Эмоциональные отклонения и нарушение коммуникативных

возможностей подростков с игровой он-лайн зависимостью.

В современных исследованиях в области психиатрии и наркологии на

основании сходных психофизиологических механизмов формирования и

основных подходов к лечению компьютерная игровая зависимость

причислена к ряду таких же серьезных аддикций как наркомания и

алкоголизм.

Специалисты высказывают однозначное мнение о негативных

последствиях влияния кибернетической лудомании(психологическая

зависимость, или навязчивого увлечения компьютерными играми) на

психосоматическое здоровье зависимой личности. На соматическом

уровне кибернетическая лудомания вызывает постоянную сонливость вне

игры, повышенную утомляемость, воспалительные явления слизистой

оболочки глаз и снижение зрения.

Рядом авторов выделены деформации коммуникативных качеств, которые

являются причиной замкнутости и заниженного уровня самооценки

подростков. Ю.А. Касьянова и Л.В. Бекенева обосновывают

возникновение тревожно-депрессивных расстройств личности при

временной недоступности выхода в виртуальную реальность.

Как и любую химическую или поведенческую аддикцию,

кибернетическую лудоманию сопровождают характерные

физиологические симптомы.

Эмоциональное состояние азарта сопровождается чувством восторга и

эйфории, обусловленных биохимической реакцией выброса гормона

дофамина

Многочисленные исследования психологов показали, что наиболее

уязвимым в формировании зависимости от компьютерных игр является

пубертатный период онтогенетического развития.

Переживая сложный период физиологических перестроек организма и

психического становления, подростки еще не обладают устоявшимся

мировоззрением и стратегиями поведения в отношении со взрослыми и

сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации поэтому

находят решение собственных проблем в уходе от реальности в

виртуальный мир игры.

Исследования позволяют выделить основные деформации коммуникаций

подростков-геймеров — это отсутствие желания вступить в контакт,

неумение высказывать просьбу, поддерживать отношения в среде

сверстников, отсутствие эмпатийности и неадекватное реагирование на

любую критику которые в совокупности формируют эмоциональную

отстраненность и чувство одиночества.

Последствия:

Проблемы с физическим здоровьем: нарушение осанки, ухудшение

зрения, гиподинамия.

Психоэмоциональные нарушения: агрессия, раздражительность,

зависимости.

Социальные проблемы: недостаток реального общения, потеря интереса к

учебе и хобби.

3. Социальная зависимость

Современные дети также сталкиваются с зависимостью от одобрения и

признания в социальных сетях. Популярность в интернете и количество

"лайков" стали индикатором самооценки для многих подростков.

Причины:

Поиск признания. В подростковом возрасте важен статус среди

сверстников, и социальные сети часто становятся платформой для этого.

Нереалистичные ожидания. Виртуальная жизнь других людей может

казаться идеальной, что усиливает комплексы и стремление к такому же

успеху.

Несколько выдержек из работы Самосват О.И. Социально одобрение как

фактор коммуникативного поведения в социальных сетях.

Лингвосемантическая структура коммуникативного поведения

подростков в социальных сетях характеризуется: высоким уровнем

демонстративности, открытости личной информации, искажением

смысла слов, высоким уровнем использования сленгречи. Вербальный

компонент является основным способом реализации коммуникативного

поведения в социальных сетях. Преобладающие темы сообщений: личная

и демонстративная информация, а также отвлеченные темы, которые

не несут определенной тематической нагрузки. Преобладающие формы

речевых единиц, не имеющие собственного семантического содержания:

междометия, маты, бессмысленные фразы. Преобладающие

коммуникативные паттерны: агрессия, шутки и демонстративность.

Равное распределение положительной и отрицательной модальности

коммуникативного поведения. Таким образом, зафиксировано.

Эмпирически установлена взаимосвязь между использованием речевых

форм коммуникации и коммуникационными паттернами у подростков.

Самая высокая коммуникационная нагрузка попадает на речевую форму -

умышленные ошибки, которые взаимосвязаны с паттернами агрессия,

демонстративность, принятие и шутки, и на сформированный сленг,

который взаимосвязан с агрессией, демонстративностью, близостью и

принятием. Установлена взаимосвязь между использованием речевых

форм коммуникации и основными темами сообщений. Самая высокая

коммуникационная нагрузка попадает на речевые формы: бессмысленные

фразы, междометия и умышленные ошибки. Данные речевые формы

имеет значимую взаимосвязь со всеми темами сообщений: Эмоции,

информация о третьих лицах, групповая информация,

демонстративность, флирт, политика, отвлеченные темы, личная

информация. Также высокую коммуникационную нагрузку имеет

сформированный сленг, он значимо взаимосвязан со всеми темами

сообщений, исключая один только флирт.

Последствия:

Развитие комплексов неполноценности, депрессии.

Нарушение самооценки, зависимость от чужого мнения.

Потеря реальных целей в жизни, концентрация на поверхностных аспектах

жизни.

4. Наркотическая и алкогольная зависимость

Несмотря на огромные усилия по борьбе с распространением наркотиков

среди молодежи, проблема употребления алкоголя и психоактивных

веществ среди подростков сохраняется.

Причины:

Доступность. В некоторых странах доступ к алкоголю и наркотикам среди

молодежи остается недостаточно контролируемым.

Влияние окружающих. Сверстники или более старшие товарищи могут

способствовать первичному знакомству с этими веществами.

Желание уйти от проблем. Многие дети сталкиваются с психологическими

трудностями, и наркотики становятся способом временного ухода от

реальности.

Последствия:

Психическое и физическое разрушение.

Проблемы с законом, академическая деградация.

Увеличение риска суицидальных наклонностей и преступлений.

За последние 20 лет наблюдается значительный рост зависимости детей от

психоактивных веществ (ПАВ). Основные тенденции включают

увеличение употребления растительных пав, синтетических наркотиков и

рецептурных препаратов среди подростков. Также отмечается переход с

обычных сигарет на электронные сигареты и вейпы. Средний возраст

первой пробы ПАВ снижается до 12-14 лет. Психические расстройства,

такие как депрессия и тревожность, часто связаны с развитием

зависимости, что подчёркивает важность профилактики и раннего

вмешательства.

5. Эмоциональная зависимость

Наряду с зависимостью от технологий и веществ, у современных детей

может развиваться эмоциональная зависимость. Это может быть

привязанность к одному человеку, компании или группе, при которой

ребенок начинает испытывать сильное беспокойство при отсутствии

контакта с объектом зависимости.

Причины:

Неуверенность в себе. Низкая самооценка и недостаток поддержки со

стороны семьи могут приводить к сильной привязанности к другим

людям.

Семейные проблемы. Отсутствие внимания и тепла со стороны родителей

может заставлять детей искать замену в других источниках.

Последствия:

Эмоциональные расстройства: тревога, страх одиночества.

Формирование нездоровых взаимоотношений и неумение строить

полноценные отношения.

Способы предотвращения зависимостей

Для того чтобы снизить риск возникновения зависимостей у детей,

необходимо комплексное воздействие со стороны родителей, школы и

общества в целом:

Открытое общение. Дети должны чувствовать поддержку со стороны

родителей и иметь возможность открыто говорить о своих проблемах.

Развитие критического мышления. Важно обучать детей анализировать

информацию, не попадать под влияние рекламы и внешнего давления.

Физическая активность и хобби. Спорт и занятия творчеством помогают

отвлечься от виртуальных соблазнов и наладить живое общение.

Ограничение времени на гаджеты. Важно следить за временем, которое

ребенок проводит в интернете и за играми.

Психологи сходятся во мнении, что время, которое дети могут проводить в

гаджетах без вреда для здоровья, должно быть ограничено возрастом. Для

детей до 5 лет рекомендуется не более одного часа в день, для школьников

— до двух часов. Однако ключевым аспектом является не только время,

но и качество контента, который дети потребляют, а также баланс с

другими активностями, такими как физические упражнения, общение и

творчество.

Для того чтобы договориться с детьми о времени в гаджетах, психологи

советуют родителям быть последовательными, устанавливать чёткие

правила и обсуждать с ребёнком их необходимость. Полезно заранее

оговаривать продолжительность времени за экраном, устанавливать

таймеры и предлагать альтернативные активности. Родителям также

важно подавать пример, показывая, что они сами соблюдают разумные

ограничения в использовании гаджетов.

Для того чтобы договориться с детьми о времени в гаджетах, психологи

советуют родителям быть последовательными, устанавливать чёткие

правила и обсуждать с ребёнком их необходимость. Полезно заранее

оговаривать продолжительность времени за экраном, устанавливать

таймеры и предлагать альтернативные активности. Родителям также

важно подавать пример, показывая, что они сами соблюдают разумные

ограничения в использовании гаджетов.

Ролевая модель. Родители должны демонстрировать здоровый образ

жизни, контролировать собственное использование технологий и

внимание к ребенку.

На мой взгляд все эти проблемы появились из-за изменений во

взаимоотношениях детей и родителей.

Работая в реабилитационном центре для детей с зависимостями,

спрашивала, как и почему они стали употреблять ПАВ. Большинство

детей отвечало:

- плохие взаимоотношения с родителями;

-недостаток внимания;

-семейные проблемы (разводы, смерти близких);

-домашнее насилие.

Хотелось бы в этой статье осветить также взаимоотношения между

родителями и детьми.

Взаимоотношения между детьми и родителями всегда были важной и

многогранной темой, однако в современном обществе они претерпевают

значительные изменения. Технологический прогресс, изменившийся ритм

жизни и новые культурные ценности влияют на динамику семейных

отношений. Сегодня многие семьи сталкиваются с трудностями в общении

и понимании между поколениями. Рассмотрим ключевые проблемы,

которые оказывают влияние на взаимоотношения современных детей и

родителей.

1. Технологический разрыв

Одной из главных причин отчуждения между поколениями является

технологический разрыв. Дети с раннего возраста осваивают гаджеты и

интернет, тогда как для многих родителей технологии остаются менее

привычными.

Причины:

Быстрое развитие технологий. Современные дети выросли в цифровой

среде, что формирует у них совершенно иной подход к общению,

информации и развлечениям.

Отсутствие опыта у родителей. Родителям, не обладающим глубокими

знаниями в области современных технологий, бывает сложно понять

интересы и потребности детей в этом контексте.

Последствия:

Ухудшение коммуникации. Из-за разных способов восприятия

информации и взаимодействия с миром, родители и дети могут не

находить общий язык.

Конфликты из-за времени, проведенного в интернете, и контроля за

использованием гаджетов.

2. Недостаток времени и внимания

Современная жизнь характеризуется быстрым темпом, который часто не

оставляет родителям достаточно времени для качественного общения с

детьми. Работа, стресс и бытовые обязанности отнимают много сил и

энергии, что сказывается на внимании к нуждам ребенка.

Причины:

Загруженность на работе. В большинстве семей родители вынуждены

работать полный день, а иногда и сверхурочно, что оставляет меньше

времени для общения с детьми.

Стресс и усталость. Постоянное напряжение и усталость снижают

эмоциональные ресурсы для общения и участия в жизни ребенка.

Последствия:

Чувство одиночества у детей, ощущение недооцененности.

Эмоциональное отдаление и утрата доверительных отношений.

Поиск эмоциональной поддержки вне семьи, что может привести к

негативным социальным последствиям.

3. Изменение родительских ролей

Традиционные роли в семье также претерпели изменения. Современные

родители часто стремятся быть «друзьями» для своих детей, забывая о

необходимости поддержания границ и дисциплины.

Причины:

Смена ценностей. В последнее время возрос акцент на свободе

самовыражения и личных границах, что иногда приводит к излишней

либеральности в воспитании.

Страх быть непонятым. Многие родители опасаются потерять контакт с

ребенком и предпочитают избегать строгих рамок в воспитании.

Последствия:

Потеря авторитета родителей в глазах детей, что затрудняет

воспитательный процесс.

Отсутствие четких границ и правил может привести к проблемам с

дисциплиной и ответственностью у детей.

4. Социальные сети и их влияние

Социальные сети играют огромную роль в жизни современных детей.

Однако они часто становятся причиной конфликтов между родителями и

детьми, особенно в вопросах приватности и контроля за контентом.

Причины:

Чрезмерное использование социальных сетей детьми. Постоянное

присутствие в онлайн-пространстве может вызывать недовольство

родителей, особенно если это отвлекает от учебы и реальных

обязанностей.

Разные взгляды на приватность. Для детей социальные сети — это

пространство самовыражения, тогда как родители могут воспринимать их

как угрозу безопасности и личной жизни.

Последствия:

Конфликты из-за контроля над временем, проведенным в интернете.

Недовольство детей вмешательством родителей в их онлайн-пространство,

что может усилить их закрытость и недоверие.

5. Проблемы с авторитетом и уважением

Современные дети, в отличие от прошлых поколений, нередко

воспринимают родителей не как авторитетных наставников, а как равных

партнеров по общению. Это связано с изменением культурных норм,

глобализацией и доступом к огромным объемам информации.

Причины:

Доступ к информации. Сегодня дети имеют возможность получать знания

из интернета, что иногда снижает значимость родительского мнения.

Культурное влияние. В медиа, фильмах и сериалах родители часто

изображаются в комическом или неуважительном свете, что влияет на

восприятие детьми семейной иерархии.

Последствия:

Уменьшение уважения к старшим, сложности в установлении

дисциплины.

Родители чувствуют себя беспомощными, теряя контроль над

воспитательным процессом.

6. Проблемы доверия и открытости

Еще одна актуальная проблема — недостаток доверия между детьми и

родителями. Это может проявляться в виде скрытности, замкнутости и

отказа делиться своими переживаниями.

Причины:

Разные системы ценностей. Современные дети могут иметь иные взгляды

на мир, отличные от представлений родителей, что вызывает непонимание

и барьеры в общении.

Страх осуждения. Дети могут избегать обсуждения своих проблем с

родителями, опасаясь осуждения или непонимания.

Последствия:

Утрата эмоциональной связи между родителями и детьми.

Дети могут искать поддержку в интернете или среди сверстников, что не

всегда является безопасным.

Способы решения проблем

Чтобы преодолеть проблемы во взаимоотношениях с детьми, родителям

важно осознанно подходить к воспитанию и стараться поддерживать

диалог, несмотря на разницу поколений. Вот несколько советов:

Открытое общение. Родителям необходимо быть открытыми для

разговоров с детьми, показывая, что их мнение важно и ценно.

Уважение к личному пространству. Важно учитывать, что, несмотря на

желание защитить ребенка, он также нуждается в личном пространстве и

возможности самостоятельно принимать решения.

Совместные активности. Совместное времяпрепровождение, будь то

спорт, игры или просто прогулки, помогает укрепить связь между

родителями и детьми.

Баланс между свободой и дисциплиной. Либеральное воспитание должно

сочетаться с четкими правилами и границами, которые помогут ребенку

почувствовать себя защищенным и дисциплинированным.

Поддержка и понимание. Родителям важно поддерживать интересы

ребенка, даже если они кажутся им непонятными. Это поможет укрепить

доверие и снизить вероятность конфликтов.

Мнение психологов относительно времени, необходимого ребёнку для

общения с родителями, варьируется, но большинство сходятся на том, что

не столько важно количество, сколько качество общения.

Людмила Петрановская, российский детский психолог, подчёркивает, что

важно создавать условия для регулярного эмоционального контакта, даже

если это краткие разговоры. Ключевым аспектом является вовлечённость

родителей, внимание к потребностям ребёнка, а не только

продолжительность времени вместе. Она считает, что для поддержания

связи достаточно нескольких минут качественного общения каждый день.

По мнению Татьяны Шишовой, психолога, важно выделять хотя бы 30

минут в день на общение с ребёнком в спокойной, расслабленной

атмосфере, когда родители действительно слушают и понимают, что

происходит в жизни ребёнка.

Американская ассоциация педиатров рекомендует, чтобы родители

ежедневно уделяли не менее одного часа общения с ребёнком младшего

возраста, при этом время должно быть активным и ориентированным на

интересы и эмоциональные потребности ребёнка.

Лоуренс Коэн, автор книги "Игры для связи с ребёнком", считает, что

контакт с детьми должен быть регулярным, но также советует уделять

внимание физической близости и игре, что особенно важно для детей

младшего возраста. Он предлагает родителям искать возможности для

игры и неформального общения в течение дня, даже если это будет

краткими сессиями по 10–15 минут.

Таким образом, универсальной нормы времени нет, но большинство

специалистов сходятся во мнении, что ежедневное качественное общение,

будь то разговор, совместная игра или активность, крайне важны для

поддержания контакта.

По мнению известного детского психолога Людмилы Петрановской,

сохранение контакта с ребёнком требует прежде всего эмоциональной

вовлечённости и искреннего интереса к его жизни. Она подчёркивает, что

для поддержания близости важно не только проводить время вместе, но и

быть открытыми к диалогу, слушать ребёнка без осуждения и оценок.

Петрановская считает, что качественное общение основано на доверии:

если ребёнок чувствует, что его поддерживают, он будет чаще делиться

своими переживаниями.

Также она рекомендует родителям учитывать эмоциональные потребности

детей в разном возрасте. С младшими детьми важно больше играть и

разделять их интересы, а подросткам – давать пространство для

самостоятельности, оставаясь при этом рядом и готовыми помочь в

сложные моменты.

Дмитрий и Наталья Козыревы, известные семейные психологи,

подчеркивают важность качественного времени, проводимого с детьми.

По их мнению, время, которое родители должны уделять детям, зависит от

возраста:

Дети до 1 года: Важно постоянное внимание, контакт с родителями, так

как на этом этапе формируется базовая привязанность.

От 1 до 3 лет: Рекомендуется максимальное присутствие родителей, так

как ребёнок активно исследует мир и нуждается в поддержке.

От 3 до 7 лет: Существенное время для общения и игр, поскольку этот

период важен для эмоционального и социального развития.

От 7 до 12 лет: Важно поддерживать тесный контакт, помогать в учебе и

личных проблемах, хотя ребёнок начинает проявлять больше

самостоятельности.

От 12 до 18 лет: Родителям следует проводить время с подростками,

проявляя интерес к их жизни, поддерживая доверительные отношения и

давая пространство для самостоятельного развития.

Вот несколько примеров как можно интересно провести время со своими

детьми:

Совместные игры и занятия: Настольные игры, пазлы или LEGO

способствуют развитию логики, внимания и общения. Виртуальные игры

тоже могут быть полезны, если их выбирать вместе и контролировать.

Спорт и активный отдых: Физические активности, такие как катание на

велосипедах, походы, плавание или совместные тренировки, помогают

поддерживать здоровье и укрепляют командный дух в семье.

Творчество: Совместное рисование, лепка, рукоделие или создание видео

для семейного архива — это способы развивать креативность и навыки

общения.

Кулинария: Приготовление еды вместе — это не только полезное занятие,

но и возможность обсудить различные темы, обучая ребёнка

практическим навыкам.

Образовательные активности: Совместное чтение, просмотр

документальных фильмов, походы в музеи или участие в мастер-классах

позволяют расширять кругозор и формировать любознательность у

ребёнка.

Добровольчество: Волонтёрская деятельность, такая как помощь

нуждающимся или забота о животных, учит детей эмпатии и

ответственности.

Путешествия и экскурсии: Поездки, даже небольшие, или совместное

исследование местных достопримечательностей обогащают опытом и

воспоминаниями, которые важны для укрепления связи между родителями

и детьми.

Цифровые проекты: Совместное создание блогов, фотографирование,

монтирование видео или изучение кодирования — это современные

активности, которые развивают технологические навыки и позволяют

найти точки соприкосновения с ребёнком в цифровом пространстве.

Эти виды совместной деятельности помогают не только разнообразить

семейный досуг, но и укрепить эмоциональные связи.

Заключение

Современные дети и родители живут в условиях быстро меняющегося

мира, что порой создает барьеры в общении и понимании друг друга.

Однако, несмотря на все сложности, укрепление семейных отношений

возможно через открытое общение, взаимное уважение и искреннюю

поддержку. Важно помнить, что воспитание — это процесс, требующий

гибкости, терпения и осознанного подхода.

В наше время велик риск развития различных зависимостей. Задача

взрослых — вовремя заметить проблему и помочь детям выбрать

здоровый путь развития, предоставив им необходимые ресурсы, внимание

и любовь.

Список литературы:

Егоров А.Ю. “Современные представления об интернет-аддикциях и

подходах к их коррекции”.

Кашкевич Е.И., Березина Н.В., Вышегородцева И.С. Эмоциональные

отклонения и нарушение коммуникативных возможностей подростков с

игровой он-лайн зависимостью.

Самосват О.И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного

поведения подростков в социальных сетях.

Абдрахманова Э.В. Современные представления о факторах,

способствующих формированию интернет-зависимости.

Людмила Петрановская, психолог - интернет источник.

Лоуренс Коэн "Игры для связи с ребёнком".

Татьяна Шишова, психолог - интернет источник.

Дмитрий и Наталья Козыревы, психологи - интернет источник.



В раздел образования