Автор: Оксана Витальевна Ракзина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия № 7" (полного дня)
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание обучающихся посредствам музыки русского народа
Раздел: среднее образование
Воспитание обучающихся посредством музыки русского народа.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов
прошлого.
Особое
значение
приобретает
музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного
кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне.
Так, у обучающихся появляется повышенный интерес к изучению истории
культуры, традиций и обычаев, музыки русского народа. Уроки музыки в
общеобразовательной
школе
играют
огромную
познавательную,
образовательную, эстетическую роль в формировании всесторонне развитой
личности современного общества.
Имеющее многовековую историю, национальное музыкальное искусство
всегда отвечало духовным запросам народа. Ознакомить обучающихся с
историей развития музыкального искусства, с основными жанрами и
традициями
устного
народного
и
профессионального
музыкального
творчества, его структурным многообразием, опираясь на сложившиеся
песенно-инструментальные и исполнительские традиции является основным
руслом духовного воспитания молодого поколения. На уроках музыки можно
использовать «Теорию развивающего обучения». Работа включает в себя
следующие
направления
и
критерии,
способствующие
развитию
самоопределения:
1. Включение в процесс не только рациональный, но и эмоциональной
сферы;
2. Вариативность процесса обучения;
3. Самостоятельная мыслительная деятельность обучающихся;
4. Сотрудничество учителя и ученика;
5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности;
6. Избирательность способов работы;
7. Право выбора для обучающегося значимых для него видов и форм
учебного материала.
Уроки музыки способствуют постоянному интересу и любви обучающегося в
освоении музыкальной культуры, богатого духовного наследия народа, а
также системное развитие урока музыки прививает интерес.
Основными руслами национального музыкального искусства являются
мастерство исполнения народных песен, а также их жанровое, стилевое,
структурное, образно-художественное многообразие.
На уроках музыки
обучающиеся знакомятся с богатейшим наследием музыкально искусства
русского народа, а также
самостоятельно знакомятся с крупными
творческими фигурами, дают краткие сведения об их жизни и творчестве,
через презентации, рефераты, кроссворды. Обучающиеся учатся отличать
автора прослушанного музыкального произведения, охарактеризовать время
его
создания, жанровую принадлежность.
Изучение и знакомство с
духовными ценностями, собранными в национальной истории культуры
воспитывает в человеке любовь и уважение к культуре и искусству другого
народа, а привитие навыков ориентирования в музыкальных образцах, их
правильного восприятия способствует воспитанию в ребенке чувства к
прекрасному, к духовным устремлениями через эстетический вкус, что
является основным направлением работы на уроках музыки.
Основным направлением в работе с обучающимися является ознакомление
с
лучшими
образцами
русской
музыкальной
классики:
народной
и
профессиональной, а также освоение особенностей и стиля музыкального
языка.
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на
примере
сочинений
композиторов
–
Н.А.Римского-Корсакова,
А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, С. С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других
композиторов)
Одна из основных задач заключается в том, чтобы углубить знания
обучающихся в отношении народного творчества. На уроках музыки
обучающиеся слушают и исполняют отрывки из оперы «Иван Сусанин»,
«Садко», кантаты «Александр Невский», как произведения с огромным
воспитательным смыслом. Благодаря таким образцам дети учатся отличать
добро от зла, правду от лжи, понимать неизбежность победы чести над
подлостью.
Богатое народное творчество и творчество композиторов русского народа
предлагает для использования в учебном процессе большой музыкальный
материал. Особое место народной музыке. Именно народные песни, танцы,
былины стали зерном для русской профессиональной музыки - оперы,
балета, симфонии, оратории.
Русская народная музыка – духовное наследие народа, дошедшее до нас
через столетия.
Будучи неотрывной частью жизни,
инструментальная
музыка и сейчас является мощным орудием воспитания подрастающего
поколения. Не зря великий русский композитор Михаил Иванович Глинка
говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы ее только аранжируем». Слушая
звуки народных инструментов балалайки, гусли, гармони, ребенок учится
понимать глубокий смысл, заключенный в инструментальной музыке.
Народная музыка не только передает мысли и чувства композитора, но и
придает им художественную форму. В музыке русского народа мы можем
услышать стремительную скачку коней, пение соловья, журчание ручья,
шелест березы. Все это возбуждает фантазию и воображение ребенка,
полученные знания с жизнью.
На уроках музыки обучающиеся знакомятся с героической оперой «Иван
Сусанин»
М.И
Глинки,
сказочной
оперой
«Садко»
Н.А.Римского
-
Корсакого,
исторической
оперой
«Борис
Годунов»
М.П.Мусоргского
кантатой
«
Александр
Невский»
С.С.Прокофьева,
где
повествуются
героические поступки, которые направлены на защиту не только от внешних
врагов, они оберегали обездоленных, несправедливо обижанных людей.
Таким образом, данные произведения можно считать «педагогической
энциклопедией», в которой отражены выработанные опытом всей жизни
народа, приемы и методы воспитания подрастающего поколения.
У обучающихся формируется эмоционально-положительное отношение
к поступку, к тем или иным словам. Немаловажную роль в воспитании на
уроках музыки играют и малые жанры устного народного творчества, такие,
как сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, детские считалки,
русские
народные
игры,
семейный
и
календарный
фольклор,
инсценирования
обычаев и обрядов русского народа. Идеи принципа
народности проходят красной нитью на уроках музыки.
С помощью
слушания музыки, разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов
обрядов (по выбору учителя); участие в народном гулянии, празднике на
улицах своего города, выполнение исследовательских проектов по теме
«Жанры семейного фольклора»,
показ обычаев и традиций, исполнение
песен, знание пословиц и поговорок, обучающиеся совершенствуют знания
русского языка.
Знание музыкальных жанров,
умение распознавать
интонации особенности музыкального звука, чувство темпа, ритма, размера
требуют от учащихся систематической подготовки, восприятие песенно-
вокальной
музыки
достигается
через
содержание,
сочетание
слов
поэтического текста. На уроках музыки обучающиеся обучаются навыкам
пения, умению отличать
тембровые краски различных инструментов, а
также их художественных возможностей, обучаются игре на народных
инструментах. Основными духовными принципами музыки русского народа
являются любовь к родине, патриотизм, преданность к своему народу.
Значительное внимание уделено личному примеру учителя, который должен
знать историю и музыкальную культуру русского народа. В настоящее
время стало больше издаваться трудов видных деятелей русской
культуры прошлого, литература. Это позволяет педагогу в учебном процессе
шире использовать печатные источники, находить новые методические
модели, проводить разнообразные формы урока
музыки, внеклассные
мероприятия, совместные посещения концертов, музеи, театры, выставки.
В детстве мы все очень любили читать сказки. Чудесный мир волшебных
историй изначально учил нас добру и справедливости. А захватывающие
приключения героев, которые всегда достигали поставленной цели несмотря
на то, что попадали в нереальные ситуации с невероятным количеством
различных препятствий, оптимистически настраивали на веру в успех во всех
жизненных начинаниях. А еще сказки нам нравились потому, что там очень
часто встречались волшебные вещи, которые могли творить удивительные
чудеса. Например, ковер - самолет, переносивший героя туда, куда он
пожелает, живая вода, способная оживить умершего, или волшебная свирель,
при звуках которой все начинали плясать и не могли остановиться. Если мы
откроем сборник сказок, то наверняка в оглавлении найдем сказку, в
названии которой встречается имя этого чудесного инструмента: «волшебная
свирель», «пастушья свирель» или просто «свирель». Что же это за чудесный
музыкальный инструмент, наделявшийся такими волшебными свойствами?
На Руси верили, что свирель – это инструмент любви. Музицирование на
свирели
улучшает
у
обучающихся
чистоту
интонации,
развивает
музыкальную память, мелкую моторику, а также улучшает речь ребенка.
Таким
образом,
учитель
вводит
обучающихся в мир музыкальных
инструментов русского народа. Русские
народные инструменты имеют
давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды,
героические
сказки,
подтвержденные
ныне
археологическими
исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций.
С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их
обрядовыми
песнями,
танцами,
с
играми-состязаниями,
пантомимой
непосредственно
связана
самобытная
танцевальная
культура
русского
народа.
На уроках музыки обучающиеся знакомятся с видами танцев,
разучивают движения. Танец - это особый вид народного искусства. Не
поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и
существует до сих пор в современной России. Они имеют самые
разнообразные
названия:
иногда
по
песне,
под
которую
танцуют
("Камаринская",
"Сени"),
иногда
по
количеству
танцоров
("Парная",
"Четвёрка"),
иногда
название
определяет
картину
танца
("Плетень",
"Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее,
характерное для русского народного танца вообще: это широта движения,
удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и
простоты
с
большим
чувством
собственного
достоинства.
Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся
хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы,
имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.).
Таким образом, народное творчество, будучи неразрывно связанным с
народным бытом, на протяжении всей истории оказывало определенное
влияние, испытывая в тоже время обратное воздействие на себя и на свое
развитие. Являясь составной частью духовной культуры народа, отражая его
политические,
правовые,
философские,
взгляды,
художественно-
эстетические идеалы, народное творчество, будь это устное поэтическое,
музыкальное, танцевальное, всегда способствовало формированию у людей
определенного отношения к жизни, к обществу в целом.
Познавая эти ценности, эффективно используя их на уроках музыки, мы
можем способствовать поступательному движению нашего народа вперед по
пути прогресса и социального совершенства.
Все эти педагогические методы проводимые на уроках музыки, приобщают
детей к высшим человеческим ценностям, развивают их духовную культуру,
воспитывают умение понимать взаимоотношения людей, уважение к
старшим,
чувствовать
красоту
природы,
воспитывать
общественного
активного гражданина и патриота своей Родины.