Напоминание

Воспитание обучающихся посредствам музыки русского народа


Автор: Оксана Витальевна Ракзина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия № 7" (полного дня)
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание обучающихся посредствам музыки русского народа
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание обучающихся посредством музыки русского народа.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает

межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является

средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие

века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих

композиторов

прошлого.

Особое

значение

приобретает

музыкальное

воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.

Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного

кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,

передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –

подсознательном – уровне.

Так, у обучающихся появляется повышенный интерес к изучению истории

культуры, традиций и обычаев, музыки русского народа. Уроки музыки в

общеобразовательной

школе

играют

огромную

познавательную,

образовательную, эстетическую роль в формировании всесторонне развитой

личности современного общества.

Имеющее многовековую историю, национальное музыкальное искусство

всегда отвечало духовным запросам народа. Ознакомить обучающихся с

историей развития музыкального искусства, с основными жанрами и

традициями

устного

народного

и

профессионального

музыкального

творчества, его структурным многообразием, опираясь на сложившиеся

песенно-инструментальные и исполнительские традиции является основным

руслом духовного воспитания молодого поколения. На уроках музыки можно

использовать «Теорию развивающего обучения». Работа включает в себя

следующие

направления

и

критерии,

способствующие

развитию

самоопределения:

1. Включение в процесс не только рациональный, но и эмоциональной

сферы;

2. Вариативность процесса обучения;

3. Самостоятельная мыслительная деятельность обучающихся;

4. Сотрудничество учителя и ученика;

5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности;

6. Избирательность способов работы;

7. Право выбора для обучающегося значимых для него видов и форм

учебного материала.

Уроки музыки способствуют постоянному интересу и любви обучающегося в

освоении музыкальной культуры, богатого духовного наследия народа, а

также системное развитие урока музыки прививает интерес.

Основными руслами национального музыкального искусства являются

мастерство исполнения народных песен, а также их жанровое, стилевое,

структурное, образно-художественное многообразие.

На уроках музыки

обучающиеся знакомятся с богатейшим наследием музыкально искусства

русского народа, а также

самостоятельно знакомятся с крупными

творческими фигурами, дают краткие сведения об их жизни и творчестве,

через презентации, рефераты, кроссворды. Обучающиеся учатся отличать

автора прослушанного музыкального произведения, охарактеризовать время

его

создания, жанровую принадлежность.

Изучение и знакомство с

духовными ценностями, собранными в национальной истории культуры

воспитывает в человеке любовь и уважение к культуре и искусству другого

народа, а привитие навыков ориентирования в музыкальных образцах, их

правильного восприятия способствует воспитанию в ребенке чувства к

прекрасному, к духовным устремлениями через эстетический вкус, что

является основным направлением работы на уроках музыки.

Основным направлением в работе с обучающимися является ознакомление

с

лучшими

образцами

русской

музыкальной

классики:

народной

и

профессиональной, а также освоение особенностей и стиля музыкального

языка.

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных

театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на

примере

сочинений

композиторов

Н.А.Римского-Корсакова,

А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, С. С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других

композиторов)

Одна из основных задач заключается в том, чтобы углубить знания

обучающихся в отношении народного творчества. На уроках музыки

обучающиеся слушают и исполняют отрывки из оперы «Иван Сусанин»,

«Садко», кантаты «Александр Невский», как произведения с огромным

воспитательным смыслом. Благодаря таким образцам дети учатся отличать

добро от зла, правду от лжи, понимать неизбежность победы чести над

подлостью.

Богатое народное творчество и творчество композиторов русского народа

предлагает для использования в учебном процессе большой музыкальный

материал. Особое место народной музыке. Именно народные песни, танцы,

былины стали зерном для русской профессиональной музыки - оперы,

балета, симфонии, оратории.

Русская народная музыка – духовное наследие народа, дошедшее до нас

через столетия.

Будучи неотрывной частью жизни,

инструментальная

музыка и сейчас является мощным орудием воспитания подрастающего

поколения. Не зря великий русский композитор Михаил Иванович Глинка

говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы ее только аранжируем». Слушая

звуки народных инструментов балалайки, гусли, гармони, ребенок учится

понимать глубокий смысл, заключенный в инструментальной музыке.

Народная музыка не только передает мысли и чувства композитора, но и

придает им художественную форму. В музыке русского народа мы можем

услышать стремительную скачку коней, пение соловья, журчание ручья,

шелест березы. Все это возбуждает фантазию и воображение ребенка,

полученные знания с жизнью.

На уроках музыки обучающиеся знакомятся с героической оперой «Иван

Сусанин»

М.И

Глинки,

сказочной

оперой

«Садко»

Н.А.Римского

-

Корсакого,

исторической

оперой

«Борис

Годунов»

М.П.Мусоргского

кантатой

«

Александр

Невский»

С.С.Прокофьева,

где

повествуются

героические поступки, которые направлены на защиту не только от внешних

врагов, они оберегали обездоленных, несправедливо обижанных людей.

Таким образом, данные произведения можно считать «педагогической

энциклопедией», в которой отражены выработанные опытом всей жизни

народа, приемы и методы воспитания подрастающего поколения.

У обучающихся формируется эмоционально-положительное отношение

к поступку, к тем или иным словам. Немаловажную роль в воспитании на

уроках музыки играют и малые жанры устного народного творчества, такие,

как сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, детские считалки,

русские

народные

игры,

семейный

и

календарный

фольклор,

инсценирования

обычаев и обрядов русского народа. Идеи принципа

народности проходят красной нитью на уроках музыки.

С помощью

слушания музыки, разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов

обрядов (по выбору учителя); участие в народном гулянии, празднике на

улицах своего города, выполнение исследовательских проектов по теме

«Жанры семейного фольклора»,

показ обычаев и традиций, исполнение

песен, знание пословиц и поговорок, обучающиеся совершенствуют знания

русского языка.

Знание музыкальных жанров,

умение распознавать

интонации особенности музыкального звука, чувство темпа, ритма, размера

требуют от учащихся систематической подготовки, восприятие песенно-

вокальной

музыки

достигается

через

содержание,

сочетание

слов

поэтического текста. На уроках музыки обучающиеся обучаются навыкам

пения, умению отличать

тембровые краски различных инструментов, а

также их художественных возможностей, обучаются игре на народных

инструментах. Основными духовными принципами музыки русского народа

являются любовь к родине, патриотизм, преданность к своему народу.

Значительное внимание уделено личному примеру учителя, который должен

знать историю и музыкальную культуру русского народа. В настоящее

время стало больше издаваться трудов видных деятелей русской

культуры прошлого, литература. Это позволяет педагогу в учебном процессе

шире использовать печатные источники, находить новые методические

модели, проводить разнообразные формы урока

музыки, внеклассные

мероприятия, совместные посещения концертов, музеи, театры, выставки.

В детстве мы все очень любили читать сказки. Чудесный мир волшебных

историй изначально учил нас добру и справедливости. А захватывающие

приключения героев, которые всегда достигали поставленной цели несмотря

на то, что попадали в нереальные ситуации с невероятным количеством

различных препятствий, оптимистически настраивали на веру в успех во всех

жизненных начинаниях. А еще сказки нам нравились потому, что там очень

часто встречались волшебные вещи, которые могли творить удивительные

чудеса. Например, ковер - самолет, переносивший героя туда, куда он

пожелает, живая вода, способная оживить умершего, или волшебная свирель,

при звуках которой все начинали плясать и не могли остановиться. Если мы

откроем сборник сказок, то наверняка в оглавлении найдем сказку, в

названии которой встречается имя этого чудесного инструмента: «волшебная

свирель», «пастушья свирель» или просто «свирель». Что же это за чудесный

музыкальный инструмент, наделявшийся такими волшебными свойствами?

На Руси верили, что свирель – это инструмент любви. Музицирование на

свирели

улучшает

у

обучающихся

чистоту

интонации,

развивает

музыкальную память, мелкую моторику, а также улучшает речь ребенка.

Таким

образом,

учитель

вводит

обучающихся в мир музыкальных

инструментов русского народа. Русские

народные инструменты имеют

давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды,

героические

сказки,

подтвержденные

ныне

археологическими

исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций.

С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их

обрядовыми

песнями,

танцами,

с

играми-состязаниями,

пантомимой

непосредственно

связана

самобытная

танцевальная

культура

русского

народа.

На уроках музыки обучающиеся знакомятся с видами танцев,

разучивают движения. Танец - это особый вид народного искусства. Не

поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и

существует до сих пор в современной России. Они имеют самые

разнообразные

названия:

иногда

по

песне,

под

которую

танцуют

("Камаринская",

"Сени"),

иногда

по

количеству

танцоров

("Парная",

"Четвёрка"),

иногда

название

определяет

картину

танца

("Плетень",

"Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее,

характерное для русского народного танца вообще: это широта движения,

удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и

простоты

с

большим

чувством

собственного

достоинства.

Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся

хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы,

имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.).

Таким образом, народное творчество, будучи неразрывно связанным с

народным бытом, на протяжении всей истории оказывало определенное

влияние, испытывая в тоже время обратное воздействие на себя и на свое

развитие. Являясь составной частью духовной культуры народа, отражая его

политические,

правовые,

философские,

взгляды,

художественно-

эстетические идеалы, народное творчество, будь это устное поэтическое,

музыкальное, танцевальное, всегда способствовало формированию у людей

определенного отношения к жизни, к обществу в целом.

Познавая эти ценности, эффективно используя их на уроках музыки, мы

можем способствовать поступательному движению нашего народа вперед по

пути прогресса и социального совершенства.

Все эти педагогические методы проводимые на уроках музыки, приобщают

детей к высшим человеческим ценностям, развивают их духовную культуру,

воспитывают умение понимать взаимоотношения людей, уважение к

старшим,

чувствовать

красоту

природы,

воспитывать

общественного

активного гражданина и патриота своей Родины.



В раздел образования