Автор: Пятых Валерий Алексеевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО «Центр дополнительного образования» Чаплыгинского муниципального района, Липецкой области
Населённый пункт: г.Чаплыгин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель класса S-9-A
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МОДЕЛЬ РОТОРА НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
Разработал:
педагог дополнительного образования
Пятых Валерий Алексеевич
Липецкая обл, г.Чаплыгин
2023г.
МОДЕЛЬ ЛЕТАЮЩЕЙ РАКЕТЫ КЛАССА S9A С РОТОШЮТОМ
Несущий элемент модели ракеты класса S9A, создающий подъемную силу,
— трехлопастный ротор. Каждая лопасть — складывающаяся, состоит из
двух элементов корневого — длиной 200 мм толщиной 3 мм и консольного
— длиной 180 мм и такой же толщины Ширина лопастей — 29 мм, профиль
— плосковыпуклый, угол «V» лопастей — 7°. При виде сверху лопасти
ротора — прямые, с шарнирно закрепленными законцовками,
Установочный угол лопастей — отрицательный 7°. Лопасти вырезают из
бальзовой пластины толщиной 3 — 3,2 мм и длиной 380 мм, обрабатывают
по форме в пакете. Затем профилируют, доводят их толщину до 3 мм и
покрывают двумя слоями нитролака. Далее, разрезают каждую лопасть
поперек, то есть посредине.
Обрабатывают торцевые стороны под углом и шарнирно соединяют их,
наклеивая снизу полоску из ткани шириной 15 мм. На расстоянии 8 мм от
края, вдоль продольной оси в каждой половинке сверлят по отверстию
диаметром 3 мм. Снизу крепят на эпоксидной смоле две скобы (штифты) из
стальной проволоки диаметром 0,5 мм, располагая их параллельно линии
складывания Они в дальнейшем служат держателями резинки возврата
консоли Ее продевают через отверстия и сверху завязывают узлом, образуя
петлю.
После сборки эти отверстия заклеивают скотчем. К свободному концу
корневого элемента лопасти снизу приклеивают «сухарик» — бальзовый
клин длиной 30 мм шириной 7 мм и наибольшей толщиной около 4 мм Он
служит для выравнивания плоскости приклейки лопастей к ступице ротора
Корневую часть лопасти прошивают нитками для усиления. Сверху, на
расстояние 12 мм от края в лопастях вклеивают крючки.
На них надевается петля из резинки диаметром 1 мм, необходимая для
раскрытия лопастей. Ее длина, а следовательно, и натяжение, подбирается
практическим путем. При определенном натяжении резинки лопасти должны
раскрываться без ударных нагрузок. Иначе возможно разрушение
конструкции. Ступица ротора включает в себя призму и штангу Призма —
равносторонний треугольник со стороной 30 мм из бальзы толщиной 4 мм,
набранный и склеенный из шпона.
Сверху, в местах касания резинки раскрытия делают небольшие углубления
шириной 2,5 мм, в которые «ложится» резинка при сложенных лопастях.
Шарнирное соединение (крепление) лопастей с призмой осуществляется
путем наклейки снизу нейлоновой ткани на соприкасаемые элементы. При
этом должен быть обеспечен плотный контакт граней призмы с торцами
лопастей. Как сказано выше, ступица состоит из призмы и вклеенной в нее
штанги длиной 214 мм.
Изготовлена она из угольного прутка диаметром 1мм. К свободному
(нижнему) концу штанги крепят хвостовой пыж диаметром 39 мм,
выполненный из пеноплекса. В торец штанги вклеивают подшипник
(рыболовный вертлюшок), к концу которого привязывают нить подвески
модели. Она (нить) представляет собой отрезок круглой резинки в
матерчатой оплетке диаметром 1,6 — 1,8 мм (ее еще называют шляпной).
К другому (нижнему) концу крепят еще один вертлюшок, к которому, в свою
очередь, припаивают отрезок стальной проволоки (держатель) длиной 110 мм
и диаметром 0,4 мм с загнутым концом Им он зацепляется за нижний срез
хвостового конуса корпуса. Носитель данного ротошюта — контейнер
выполнен по известной технологии — формовка из стеклоткани.
На слегка нагретую фигурную оправку наносят разделительный
слой(норпол). Дав ей остыть, наматывают два слоя стеклоткани,
предварительно пропитанной эпоксидной смолой. При этом корпус
выполняется как единое целое — с хвостовым конусом и двигательным
блоком. После затвердения смолы заготовку обрабатывают на оправке в
токарном станке на малых оборотах (70 — 100 об/мин) и обрезают по
нужной длине.
Затем снимают готовый корпус. Стабилизаторы (их три) вырезают из
бальзового шпона толщиной 1.5 мм . К корпусу их крепят встык на
обезжиренную поверхность хвостовой части каплями клея пва, фиксируя
стабилизаторы. Затем промазывают места приклейки смолой.
К хвостовому конусу, в месте перехода, присоединяют отрезок нити, к
которой привязывают резинки подвески обтекателя. Головной обтекатель
отформован из материала Петг. Торец юбки заклеен шпангоутом из
пенопласта, с предварительно закрепленной внутри его кевларовой нитью
для соединения с резинкой подвески корпуса.
Подготовку ротошюта к старту проводят так. Сверху вначале в корпус
укладывают нить подвески, при этом ее окончание (стальной держатель)
зацепляют загнутым концом за срез корпуса и ставят двигатель (МРД-2,5)
Он, в свою очередь, за счет плотной посадки фиксирует нить подвески.
Сверху засыпают немного талька, который блокирует от обжигания при
срабатывании вышибного заряда саму нить и всю модель.
После этого складывают консоли лопастей к корневым элементам и в таком
виде сложенные лопасти укладывают вдоль штанги. Затем вставляют внутрь
корпуса весь сложенный ротор и закрывают головным обтекателем Модель к
старту готова.
Модель ракеты класса S9A: 1 – головной обтекатель; 2 – нить подвески
обтекателя; 3 – корпус; 4 – места приклейки нити подвески; 5 – хвостовой
корпус; 6 – стабилизатор; 7 –консоли; 8 – отверстия под резинку возврата
консоли; 9 – резинка возврата консоли; 10 – лопасть; 11 – крючок; 12 –
резинка возврата лопасти; 13 – призма; 14 – усиление корневой части
лопасти; 15 – профиль лопасти; 16 – конус (клин) усиливающий; 17 – штифт
крепления резинки возврата; 18 –штанга (чий, тростник). 19 – пыж ротора; 20
– кольцо подвески; 21 – подшипник вращения (вертлюшок); 22 – резинка
подвески корпуса.