Напоминание

Значимость устного счета на уроках математики основного общего образования


Автор: Рахманова Ника Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г. Североморск, "СОШ №5"
Населённый пункт: Мурманская область, пгт. Сафоново-1
Наименование материала: Статья
Тема: Значимость устного счета на уроках математики основного общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




ЗНАЧИМОСТЬ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Первым (подготовительным) этапом урока математики в основной

школе является содержательная устная работа, которая включает в себя

устный счет, анализ и решение задач. Данный этап позволяет в достаточной

степени повторить изученный материал и подготовиться к изучению нового.

На этот этап не следует отводить более 10 минут урока.

Цели первого этапа:

1.

Подготовка обучающихся к продуктивной работе на протяжении

всего урока. Среди упражнений должны быть такие, которые помогут

восстановить знания и умения, включение механизмов восприятия и

умственной деятельности.

2.

Проведение работы по поддержанию и совершенствованию ранее

сформированных знаний умений и навыков, в том числе вычислительных.

3.

Развитие учащихся. Необходимо на каждом уроке предлагать

задачи,

требующие

внимания,

анализа,

сообразительности,

логики,

обобщения имеющихся знаний, и т.п.

Упражнения для повторения, устные упражнения, которые включены в

учебниках математики, не предусматривают все возможные обстоятельства,

возникающие при обучении математики в конкретной образовательной

организации,

трудности

детей

при

освоении

отдельных

тем

курса

математики, и педагогу представленный минимальный набор устных

упражнений данной группы, рассчитанный на часто встречающиеся учебные

ситуации, необходимо дополнять заданиями и упражнениями, отвечающими

проблемам и трудностям конкретного класса.

Роль этих упражнений не сводится только к поддержанию умению

считать. Важно, что они хороший инструмент для развития оперативной

памяти обучающихся, тренировки внимания, памяти и настойчивости.

Заметим, что устные упражнения не принесут пользы, если ученики по

очереди выполняют по одному действию и озвучивают результат. В таком

случае,

большинство

учащихся

остаются

пассивными

и

постепенно

привыкают к бездельничеству во время урока в целом.

Суть таких заданий в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем

вычислений, а педагог имел возможность быстро и легко проверить

выполненные работы учащихся. Устные упражнения имеют огромную

важность как при выходе на основной государственный экзамен, так и на

протяжении всего курса обучения математике в основной и средних школах.

В ходе работы с обучающимися, перешедшими в среднее звено,

заметно, что значительное количество не обладает хорошо развитым

логическим мышлением. Его развитию способствует изучение математики и,

в частности, устный счет.

Устный счет также является важным фактором в работе над изучением

программного

материала,

служит

средством

повторения,

способствует

развитию сообразительности и математического мышления, вскрывает

пробелы, уточняет понимание теории, создает навык концентрации внимания

и умения мобилизовать силы, включает элементы самостоятельной работы.

Устный счет нельзя проводить торопливо, но он должен быть не

медлительным, а интенсивным, живым, бодрым.

При устном счете следует избегать распространенного недостатка,

когда упор ставится на память, а не на раскрытие, развитие и применение

действенных знаний.

К каждой пройденной программной теме надо составлять список

узловых и принципиальных вопросов, знание которых учащимися должно

быть обязательным.

При самом первом знакомтсве с классом, можно сообщить учащимся

следующие требования и установки, касаемые ответов на устном счете: Ответ

на устном счете должен быть: а) правильным, б) полным, в) кратким, г)

конкретным.

Неправильный ответ всегда связан с незнанием или непониманием. Но

и при наличии знания и понимания ответ может быть лучше или хуже.

Пункты «б» — «г» и характеризуют качество ответа.

Полнота ответа заключается не в том, что ученик привлечет много

материала, а в том, что он охватит основные факты, относящиеся к вопросу,

объяснит их и покажет практическое значение.

Краткость ответа - не в том, что выбирается для изложения только часть

материала, относящегося к данному вопросу. Речь идет о форме изложения.

По возможности следует избегать отступлений, лишних слов, повторений

одного и того же разными словами или в разных местах.

Требование конкретности. Не говори общими фразами, не рассуждай

«вообще». Связывай изложение с опорными фактами, с иллюстрирующими

примерами. В случае надобности давай самостоятельные примеры, и не

только для иллюстрации, но и для облегчения самому себе конкретности

изложения.

Требования к ответу нужно иллюстрировать разбором конкретных

примеров. Разбор можно провести так. Дается вопрос из пройденного

средней трудности. Заслушиваются ответы нескольких учеников. Ответы

уточняются, дополняются и, наконец, создается окончательная редакция. К

работе нужно привлекать, по возможности, больше учащихся. Короче говоря,

учить учеников отвечать нужно активными методами.



В раздел образования