Автор: Рахманова Ника Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г. Североморск, "СОШ №5"
Населённый пункт: Мурманская область, пгт. Сафоново-1
Наименование материала: Статья
Тема: Значимость устного счета на уроках математики основного общего образования
Раздел: среднее образование
ЗНАЧИМОСТЬ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Первым (подготовительным) этапом урока математики в основной
школе является содержательная устная работа, которая включает в себя
устный счет, анализ и решение задач. Данный этап позволяет в достаточной
степени повторить изученный материал и подготовиться к изучению нового.
На этот этап не следует отводить более 10 минут урока.
Цели первого этапа:
1.
Подготовка обучающихся к продуктивной работе на протяжении
всего урока. Среди упражнений должны быть такие, которые помогут
восстановить знания и умения, включение механизмов восприятия и
умственной деятельности.
2.
Проведение работы по поддержанию и совершенствованию ранее
сформированных знаний умений и навыков, в том числе вычислительных.
3.
Развитие учащихся. Необходимо на каждом уроке предлагать
задачи,
требующие
внимания,
анализа,
сообразительности,
логики,
обобщения имеющихся знаний, и т.п.
Упражнения для повторения, устные упражнения, которые включены в
учебниках математики, не предусматривают все возможные обстоятельства,
возникающие при обучении математики в конкретной образовательной
организации,
трудности
детей
при
освоении
отдельных
тем
курса
математики, и педагогу представленный минимальный набор устных
упражнений данной группы, рассчитанный на часто встречающиеся учебные
ситуации, необходимо дополнять заданиями и упражнениями, отвечающими
проблемам и трудностям конкретного класса.
Роль этих упражнений не сводится только к поддержанию умению
считать. Важно, что они хороший инструмент для развития оперативной
памяти обучающихся, тренировки внимания, памяти и настойчивости.
Заметим, что устные упражнения не принесут пользы, если ученики по
очереди выполняют по одному действию и озвучивают результат. В таком
случае,
большинство
учащихся
остаются
пассивными
и
постепенно
привыкают к бездельничеству во время урока в целом.
Суть таких заданий в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем
вычислений, а педагог имел возможность быстро и легко проверить
выполненные работы учащихся. Устные упражнения имеют огромную
важность как при выходе на основной государственный экзамен, так и на
протяжении всего курса обучения математике в основной и средних школах.
В ходе работы с обучающимися, перешедшими в среднее звено,
заметно, что значительное количество не обладает хорошо развитым
логическим мышлением. Его развитию способствует изучение математики и,
в частности, устный счет.
Устный счет также является важным фактором в работе над изучением
программного
материала,
служит
средством
повторения,
способствует
развитию сообразительности и математического мышления, вскрывает
пробелы, уточняет понимание теории, создает навык концентрации внимания
и умения мобилизовать силы, включает элементы самостоятельной работы.
Устный счет нельзя проводить торопливо, но он должен быть не
медлительным, а интенсивным, живым, бодрым.
При устном счете следует избегать распространенного недостатка,
когда упор ставится на память, а не на раскрытие, развитие и применение
действенных знаний.
К каждой пройденной программной теме надо составлять список
узловых и принципиальных вопросов, знание которых учащимися должно
быть обязательным.
При самом первом знакомтсве с классом, можно сообщить учащимся
следующие требования и установки, касаемые ответов на устном счете: Ответ
на устном счете должен быть: а) правильным, б) полным, в) кратким, г)
конкретным.
Неправильный ответ всегда связан с незнанием или непониманием. Но
и при наличии знания и понимания ответ может быть лучше или хуже.
Пункты «б» — «г» и характеризуют качество ответа.
Полнота ответа заключается не в том, что ученик привлечет много
материала, а в том, что он охватит основные факты, относящиеся к вопросу,
объяснит их и покажет практическое значение.
Краткость ответа - не в том, что выбирается для изложения только часть
материала, относящегося к данному вопросу. Речь идет о форме изложения.
По возможности следует избегать отступлений, лишних слов, повторений
одного и того же разными словами или в разных местах.
Требование конкретности. Не говори общими фразами, не рассуждай
«вообще». Связывай изложение с опорными фактами, с иллюстрирующими
примерами. В случае надобности давай самостоятельные примеры, и не
только для иллюстрации, но и для облегчения самому себе конкретности
изложения.
Требования к ответу нужно иллюстрировать разбором конкретных
примеров. Разбор можно провести так. Дается вопрос из пройденного
средней трудности. Заслушиваются ответы нескольких учеников. Ответы
уточняются, дополняются и, наконец, создается окончательная редакция. К
работе нужно привлекать, по возможности, больше учащихся. Короче говоря,
учить учеников отвечать нужно активными методами.