Напоминание

Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе


Автор: Калистратова Александра Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лазурненская СОШ"
Населённый пункт: Челябинская область, Красноармейский р-н, п. Лазурный
Наименование материала: статья
Тема: Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе.

Оценка – это правильное

кровообращение,

без неё неизбежны застой

и болезненные явления.

Н.Островский

В условиях реформирования начального образования изменяется вся

система обучения, все её компоненты. Чтобы обучение стало развивающим,

совершенствуется не только то, чему будут учить младших школьников, но и то,

как будет определяться продвижение детей в развитии. Очевидно, что новое

содержание начального обучения требует новых подходов к контролю и оценке

результатов учебной деятельности.

Мы, учителя начальной школы хорошо понимаем что обучение и

воспитание в начальной школе возможно лишь на основе индивидуального

подхода, бережного гуманного отношения к детям. Между тем наблюдения

показывают, что в практике работы школы очень часто эти принципы

нарушаются, живучими оказываются традиционные представления об учебно-

воспитательном процессе, и продолжает преобладать авторитарный подход. В

этих условиях, даже при наличии новых программ и учебников, не удаётся

реализовать развивающее обучение.

Проблема контроля и оценки, тем более школьной отметки, волновала всех

передовых педагогов – от Толстого до Занкова и Амонашвили. При всех

различиях их объединяет гуманистическая позиция по отношению к детям.

Критикуя приверженность учителей к отметке, стремление к их «накоплению»,

они вообще отвергали текущие отметки, отдавая предпочтение оценке: максимум

оценок- минимум отметок (А.А.Леонтьев).

форме словесных суждений или отметки. В литературе оценку и отметку нее

всегда разводят и называют одним словом «оценка».

Таким

образом,

процессуально

это

можно

представить

в

такой

последовательности:

Оценочная деятельность – контроль – оценка- отметка

На нынешнем этапе времени в начальной школе необходимо новое видение

оценочной деятельности, различных её сторон. Лучше всего оно осознаётся при

прямом сопоставлении с традиционным подходом. Остановимся на некоторых

требованиях к оцениванию в начальной школе.

1.

Прерывность-непрерывность.

Традиционно обучение рассматривается как прерывный процесс, состоящий из

этапов, который каждый раз заканчивается итоговой оценкой

конечного

результата.

Новый подход: обучение – непрерывный процесс, в ходе которого ребёнок только

учится, постепенно продвигаясь в познании. При этом педагогическая оценка

ориентируется лишь на относительные показатели детской успешности, которые

обнаруживаются

при

сравнении

сегодняшних

достижений

ребёнка

с

его

собственными вчерашними достижениями. Оценивается не конечный результат

обучения, а процесс движения к нему.

Разумеется, ребёнок в ходе обучения ошибается и исправляется, и следует

признать право ребёнка на ошибку и стимулировать стремление к исправлению.

Самостоятельное исправление ошибки может быть более значимым, чем

безошибочная работа, ибо это показатель самоконтроля. С этой точки зрения суть

педагогической оценки – не демонстрация ошибки, а её предупреждение.

К этому следует добавить: необходимым условием является то, Принцип

непрерывности в оценочной деятельности должен действовать не только в рамках

начального обучения, но и при переходе на следующую ступень образования.

Ученик не должен ощущать резкого расхождения в системе оценивания в

начальной и средней школе.

2.

Количественность – качественность.

3.

Традиционно

преобладает количественный подход – отметка, которая

оценивает главным образом предметные ЗУНы.

При контроле, проверке качества обучения

преобладают числовые

показатели: количество ошибок в письменных работах, в устных ответах,

скорость выполнения задания.

Так, при оценке качества чтения главным по-прежнему считается темп, а

другие показатели – понимание текста, правильность, выразительность, способ

чтения – отодвигаются на второй план. Хотя давно известно, что погоня за

скоростью приучает детей к поверхностному чтению, к тому же дезориентирует

родителей.

Новый подход – направленность на качество. Качественная оценка значительно

богаче, она охватывает такие важные характеристики как:

- индивидуальность мышления, реальные поисковые и творческие умения;

- уровень прилагаемых усилий;

- отношение к предмету, учению в целом;

- коммуникативность, умение работать в команде и т.д.

Сочетание количественного и качественного компонентов обеспечивает

всестороннее видение способностей ребёнка, позволяет оценить его не как объект

воздействий, а как субъекта в учении, стимулирует стремление к самоконтролю и

самообразованию.

Качественный подход требует от учителя систематических наблюдений,

бесед, интервью, анализа учебной деятельности.

4.

Искусственность - естественность.

Традиционно

в большинстве случаев проверка и оценивание

результатов

обучения протекают в искусственных, трудных для учащихся условиях и носят

стрессовый характер. Контрольные и самостоятельные работы, итоговые опросы,

проверка умения читать жестко регламентируются временем, проводятся строго в

определённых условиях, при усиленном надзоре за учащимися.

В таких условиях многие дети теряются, от волнения не могут собраться с

мыслями и продемонстрировать даже то, чем владеют на самом деле.

Особенно плохо чувствуют себя медлительные дети, неуверенные в себе,

возбудимые и просто нервные.

Новый подход предполагает организацию проверки в максимально

благоприятных, удобных для детей естественных условиях, исключающих

экзаменационную обстановку и детские страхи.

Учителя начальных классов используют нетрадиционные формы контроля:

беседа, диалог, совместная работа детей в группах, обсуждение в классе. Судить и

оценивать уровень усвоения можно по комментариям, которые даёт ученик, по

задаваемым вопросам, даже по репликам.

5.

Оценка - самооценка.

При традиционном подходе довлеет учительская оценка.

Учитель - главный контролёр и судья. При выполнении контрольных и

самостоятельных работ не допускается никакое взаимодействие с учителем

(«думай сам») именно потому, что для объективной учительской оценки нужна

самостоятельность.

Новый подход - признаётся и уважается право ребёнка на самооценку, поощряется

взаимооценка учащихся. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника.

Таким

образом,

сотрудничество

учителя

и

учащихся

в

ходе

обучения

переключается на совместную оценку как естественное продолжение учебного

процесса.

Контрольно-оценочные действия преподавателей начальной школы часто

одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому

школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена

правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления.

Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у

ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.

Центром развития учебной самостоятельности ребёнка в начальной школе,

её ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная

самостоятельность. Для её воспитания совершенно необходим радикальный

пересмотр системы оценивания. В настоящее время в практику начальной школы

активно внедряется безотметочная система оценивания.

Мы, учителя начальной школы, хорошо понимаем, что оценивание

невозможно сводить только к отметке. Да и как же надоели отметки! Они надоели

всем: ученикам, и родителям и особенно нам – учителям. Как хочется от них

избавиться, чтобы, посеяв разумное, доброе, вечное, не возвращаться к началу

поля с косилкой, не обрубать на корню едва проклюнувшиеся всходы, а дать им

разрастись естественно и привольно.

При безотметочной системе оценивания используются:

Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить

исполнителя, а критиковать исполнение; ставить перед ребёнком только

конкретные цели, не ставить перед первоклассниками несколько целей

одновременно и т.д.);

Развёрнутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть

– письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует

постараться ещё;

Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах

движения класса родители по лежащим пред ними работам ребёнка могут

видеть его движение по сравнению со всем классом.

Индивидуальные беседы с родителями;

Выставки всех продуктов учебной работы детей;

Система портфолио, где фиксируются интересы ребёнка и их динамика);

Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют

ученику уровень его достижений;

В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению

большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения,

поиском

новых

форм

организации

процесса

обучения,

требованиями

к

результативности, а в целом – к качеству образования. Поэтому ведение

портфолио становится необходимым условием для решения обозначенной

проблемы.

Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования,

накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Данный способ

ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной

целью такого оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их

способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с

общепринятыми

стандартами

и

на

основе

этого

пересматривать,

совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для

достижения собственного прогресса.

Мы делаем первые шаги в апробации этой формы оценивания. Любой путь

начинается с отправной точки и этой точкой у нас явились 1-ые классы. В

прошлом учебном году учителя первых классов вместе со своими учениками и их

родителями

начали

процесс

организации

(накопления)

продуктов

учебно-

познавательной деятельности школьника. Это проверочные и тестовые работы

ученика по предметам, дневник-тетрадь «Мои достижения», оценочные листы

(карты успеха), творческие работы ( с уроков литературного чтения, рисования,

трудового обучения, сочинения с уроков русского языка, результаты применения

других технологий). Мы лишь убедились в том, что

Портфолио является не только современной формой оценивания, но и

помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную

мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять

возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и

оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели,

планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как

результат – способность к повышению качества образования в целом. Данные

особенности портфолио делают его перспективной формой представления

индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика,

отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного

обучения.



В раздел образования