Автор: Калистратова Александра Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лазурненская СОШ"
Населённый пункт: Челябинская область, Красноармейский р-н, п. Лазурный
Наименование материала: статья
Тема: Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе
Раздел: начальное образование
Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе.
Оценка – это правильное
кровообращение,
без неё неизбежны застой
и болезненные явления.
Н.Островский
В условиях реформирования начального образования изменяется вся
система обучения, все её компоненты. Чтобы обучение стало развивающим,
совершенствуется не только то, чему будут учить младших школьников, но и то,
как будет определяться продвижение детей в развитии. Очевидно, что новое
содержание начального обучения требует новых подходов к контролю и оценке
результатов учебной деятельности.
Мы, учителя начальной школы хорошо понимаем что обучение и
воспитание в начальной школе возможно лишь на основе индивидуального
подхода, бережного гуманного отношения к детям. Между тем наблюдения
показывают, что в практике работы школы очень часто эти принципы
нарушаются, живучими оказываются традиционные представления об учебно-
воспитательном процессе, и продолжает преобладать авторитарный подход. В
этих условиях, даже при наличии новых программ и учебников, не удаётся
реализовать развивающее обучение.
Проблема контроля и оценки, тем более школьной отметки, волновала всех
передовых педагогов – от Толстого до Занкова и Амонашвили. При всех
различиях их объединяет гуманистическая позиция по отношению к детям.
Критикуя приверженность учителей к отметке, стремление к их «накоплению»,
они вообще отвергали текущие отметки, отдавая предпочтение оценке: максимум
оценок- минимум отметок (А.А.Леонтьев).
форме словесных суждений или отметки. В литературе оценку и отметку нее
всегда разводят и называют одним словом «оценка».
Таким
образом,
процессуально
это
можно
представить
в
такой
последовательности:
Оценочная деятельность – контроль – оценка- отметка
На нынешнем этапе времени в начальной школе необходимо новое видение
оценочной деятельности, различных её сторон. Лучше всего оно осознаётся при
прямом сопоставлении с традиционным подходом. Остановимся на некоторых
требованиях к оцениванию в начальной школе.
1.
Прерывность-непрерывность.
Традиционно обучение рассматривается как прерывный процесс, состоящий из
этапов, который каждый раз заканчивается итоговой оценкой
конечного
результата.
Новый подход: обучение – непрерывный процесс, в ходе которого ребёнок только
учится, постепенно продвигаясь в познании. При этом педагогическая оценка
ориентируется лишь на относительные показатели детской успешности, которые
обнаруживаются
при
сравнении
сегодняшних
достижений
ребёнка
с
его
собственными вчерашними достижениями. Оценивается не конечный результат
обучения, а процесс движения к нему.
Разумеется, ребёнок в ходе обучения ошибается и исправляется, и следует
признать право ребёнка на ошибку и стимулировать стремление к исправлению.
Самостоятельное исправление ошибки может быть более значимым, чем
безошибочная работа, ибо это показатель самоконтроля. С этой точки зрения суть
педагогической оценки – не демонстрация ошибки, а её предупреждение.
К этому следует добавить: необходимым условием является то, Принцип
непрерывности в оценочной деятельности должен действовать не только в рамках
начального обучения, но и при переходе на следующую ступень образования.
Ученик не должен ощущать резкого расхождения в системе оценивания в
начальной и средней школе.
2.
Количественность – качественность.
3.
Традиционно
преобладает количественный подход – отметка, которая
оценивает главным образом предметные ЗУНы.
При контроле, проверке качества обучения
преобладают числовые
показатели: количество ошибок в письменных работах, в устных ответах,
скорость выполнения задания.
Так, при оценке качества чтения главным по-прежнему считается темп, а
другие показатели – понимание текста, правильность, выразительность, способ
чтения – отодвигаются на второй план. Хотя давно известно, что погоня за
скоростью приучает детей к поверхностному чтению, к тому же дезориентирует
родителей.
Новый подход – направленность на качество. Качественная оценка значительно
богаче, она охватывает такие важные характеристики как:
- индивидуальность мышления, реальные поисковые и творческие умения;
- уровень прилагаемых усилий;
- отношение к предмету, учению в целом;
- коммуникативность, умение работать в команде и т.д.
Сочетание количественного и качественного компонентов обеспечивает
всестороннее видение способностей ребёнка, позволяет оценить его не как объект
воздействий, а как субъекта в учении, стимулирует стремление к самоконтролю и
самообразованию.
Качественный подход требует от учителя систематических наблюдений,
бесед, интервью, анализа учебной деятельности.
4.
Искусственность - естественность.
Традиционно
в большинстве случаев проверка и оценивание
результатов
обучения протекают в искусственных, трудных для учащихся условиях и носят
стрессовый характер. Контрольные и самостоятельные работы, итоговые опросы,
проверка умения читать жестко регламентируются временем, проводятся строго в
определённых условиях, при усиленном надзоре за учащимися.
В таких условиях многие дети теряются, от волнения не могут собраться с
мыслями и продемонстрировать даже то, чем владеют на самом деле.
Особенно плохо чувствуют себя медлительные дети, неуверенные в себе,
возбудимые и просто нервные.
Новый подход предполагает организацию проверки в максимально
благоприятных, удобных для детей естественных условиях, исключающих
экзаменационную обстановку и детские страхи.
Учителя начальных классов используют нетрадиционные формы контроля:
беседа, диалог, совместная работа детей в группах, обсуждение в классе. Судить и
оценивать уровень усвоения можно по комментариям, которые даёт ученик, по
задаваемым вопросам, даже по репликам.
5.
Оценка - самооценка.
При традиционном подходе довлеет учительская оценка.
Учитель - главный контролёр и судья. При выполнении контрольных и
самостоятельных работ не допускается никакое взаимодействие с учителем
(«думай сам») именно потому, что для объективной учительской оценки нужна
самостоятельность.
Новый подход - признаётся и уважается право ребёнка на самооценку, поощряется
взаимооценка учащихся. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника.
Таким
образом,
сотрудничество
учителя
и
учащихся
в
ходе
обучения
переключается на совместную оценку как естественное продолжение учебного
процесса.
Контрольно-оценочные действия преподавателей начальной школы часто
одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому
школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена
правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления.
Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у
ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.
Центром развития учебной самостоятельности ребёнка в начальной школе,
её ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная
самостоятельность. Для её воспитания совершенно необходим радикальный
пересмотр системы оценивания. В настоящее время в практику начальной школы
активно внедряется безотметочная система оценивания.
Мы, учителя начальной школы, хорошо понимаем, что оценивание
невозможно сводить только к отметке. Да и как же надоели отметки! Они надоели
всем: ученикам, и родителям и особенно нам – учителям. Как хочется от них
избавиться, чтобы, посеяв разумное, доброе, вечное, не возвращаться к началу
поля с косилкой, не обрубать на корню едва проклюнувшиеся всходы, а дать им
разрастись естественно и привольно.
При безотметочной системе оценивания используются:
Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить
исполнителя, а критиковать исполнение; ставить перед ребёнком только
конкретные цели, не ставить перед первоклассниками несколько целей
одновременно и т.д.);
Развёрнутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть
– письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует
постараться ещё;
Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах
движения класса родители по лежащим пред ними работам ребёнка могут
видеть его движение по сравнению со всем классом.
Индивидуальные беседы с родителями;
Выставки всех продуктов учебной работы детей;
Система портфолио, где фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют
ученику уровень его достижений;
В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению
большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения,
поиском
новых
форм
организации
процесса
обучения,
требованиями
к
результативности, а в целом – к качеству образования. Поэтому ведение
портфолио становится необходимым условием для решения обозначенной
проблемы.
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Данный способ
ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной
целью такого оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их
способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с
общепринятыми
стандартами
и
на
основе
этого
пересматривать,
совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для
достижения собственного прогресса.
Мы делаем первые шаги в апробации этой формы оценивания. Любой путь
начинается с отправной точки и этой точкой у нас явились 1-ые классы. В
прошлом учебном году учителя первых классов вместе со своими учениками и их
родителями
начали
процесс
организации
(накопления)
продуктов
учебно-
познавательной деятельности школьника. Это проверочные и тестовые работы
ученика по предметам, дневник-тетрадь «Мои достижения», оценочные листы
(карты успеха), творческие работы ( с уроков литературного чтения, рисования,
трудового обучения, сочинения с уроков русского языка, результаты применения
других технологий). Мы лишь убедились в том, что
Портфолио является не только современной формой оценивания, но и
помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную
мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять
возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и
оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как
результат – способность к повышению качества образования в целом. Данные
особенности портфолио делают его перспективной формой представления
индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика,
отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного
обучения.