Автор: Нина Леонидовна Симанина
Должность: Тьютор
Учебное заведение: МАОУ школа № 7 для обучающихся с ОВЗ.
Населённый пункт: г.Березники Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: " Родительский потенциал семьи с ребенком ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ.
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная
движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека
к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)
Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее
исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи
уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-
одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве.
Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и
обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и
средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е.
взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его
высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои
психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная,
т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Она приносит полноту жизни, счастье.
Цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая,
крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно,
государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье.
Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. к Семья
может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме
родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается -
воспитание детей.
Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь
немыслима без долга ответственности друг за друга. Дети – главная нравственная ценность семьи.
Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ переоценить невозможно. Эффективность
семейного воспитания детей, и в том числе детей с ОВЗ, предполагает прежде всего наглядный
пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми в семье может колебаться от
максимально близких, теплых, доброжелательных отношений (родительская любовь), до далеких,
холодных и враждебных. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание
и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают
преимущества первого подхода. Ребенок с ОВЗ, лишенный сильных и недвусмысленных
доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на теплые и дружественные отношения
с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых,
страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими
расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все
эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского
внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает
неосознанную взаимную враждебность у детей.
Эмоциональный тон семейного воспитания детей с ОВЗ существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование
соответствующих черт характера
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители
придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени
способствует воспитанию самостоятельности и социализации такого ребенка.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или
либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей
отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские
требования в этом случае, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и
пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет
до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом
подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего
руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Почему так живучи авторитарные методы воспитания детей с ОВЗ?
Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими
проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось.
Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных
отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-
административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни.
В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение,
возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п.
В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что это лучший
способ разрешения любых конфликтных ситуаций
Как ни велико влияние родителей на формирование личности ребенка с ОВЗ, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль
взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта
невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с
возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать
и отец выступают в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки,
без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная
инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец , пример для подражания,
воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому
можно доверить все.
В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная
общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в
формировании личности ребенка с ОВЗ, реализующихся через все стороны её деятельности. При
этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:
- личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной
гражданской позиции;
- образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;
- эмоционально-нравственный микроклимат;
- разумная организация свободного времени и досуга семьи.
Социализация детей с ОВЗ – важнейшая задача, стоящая перед школой и родителя
Можно выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие ребенка с ОВЗ. В младенчестве и в раннем
детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими
институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние
остается ведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в
первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к.
именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у
сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола.
Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой
социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский
исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших
в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов.
В-четвертых, семья имеет важное; значение в овладении человеком
социальными нормами.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах
семейных и межэтнических отношений.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и
большим, окружающим его, миром взрослых.
Можно предложить некоторые педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в
семейном воспитании детей с ОВЗ.
1. Необходимо определить собственную концепцию воспитания, т.е. обосновать принципы,
которые хотели бы реализовать в процессе взаимодействия с ребенком.
2. Определить диапазон невмешательства в дела ребенка. Этот диапазон увеличивается по мере
взросления ребенка. Можно составить перечень действий, которые ребенок может совершать без
вашей помощи.
3. Нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия между родителями и детьми.
4. Выработать умение владеть собой и ситуацией, сопротивляться внешним провоцирующим
моментам.
5. Стараться оберегать ребенка от внешних воздействий. Например, если возможности изменить
обстоятельства, то всегда можно изменить отношение к ним, сделать менее травмирующим.
6. Работать над наращиванием воспитательного потенциала путем, вдумчивого, анализирования
чужого опыта, заимствования эффективных средств воздействия.
7. Анализировать собственные ошибки в воспитании.
Всех сложностей при воспитании детей с ОВЗ не избежать. Но воспитание чуткости,
уверенности в себе и своих силах помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями,
чем при стихийном течении событий.
Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера - отношение между членами семьи,
ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется
личность ребенка с ОВЗ. Опыт жизни в семье помогает такому ребенку составить представление
о себе, о других, об окружающем мире в целом. Атмосфера в семье формирует ценности самого
ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной
значимости.
Нужно заметить, что трудности, которые испытывает семья, имеющая ребенка с ОВЗ, в
частности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимодействуя,
влияют на воспитательный процесс. К этим трудностям относятся проблемы семейных
отношений, материальные трудности, недостаток жизненного опыта и педагогических умений и
навыков. Педагогические неудачи, ведут к потере терпения, выдержки, влияют на стабильность
семьи.
Все дети в большой или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной
атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Неблагополучие в семейном
воспитании - это прежде всего и главным образом - несложившиеся отношения между
родителями.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь
на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное
тактичное всматривание в эмоциональное состояние и внутренний мир ребенка, в происходящие в
нем изменения и в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого
взаимопонимания между родителями и детьми с ОВЗ в любом возрасте.