Напоминание

" Родительский потенциал семьи с ребенком ОВЗ"


Автор: Нина Леонидовна Симанина
Должность: Тьютор
Учебное заведение: МАОУ школа № 7 для обучающихся с ОВЗ.
Населённый пункт: г.Березники Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: " Родительский потенциал семьи с ребенком ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная

движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека

к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее

исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи

уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-

одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве.

Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и

обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и

средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е.

взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его

высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои

психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная,

т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Она приносит полноту жизни, счастье.

Цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая,

крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно,

государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. к Семья

может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме

родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается -

воспитание детей.

Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь

немыслима без долга ответственности друг за друга. Дети – главная нравственная ценность семьи.

Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ переоценить невозможно. Эффективность

семейного воспитания детей, и в том числе детей с ОВЗ, предполагает прежде всего наглядный

пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми в семье может колебаться от

максимально близких, теплых, доброжелательных отношений (родительская любовь), до далеких,

холодных и враждебных. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание

и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают

преимущества первого подхода. Ребенок с ОВЗ, лишенный сильных и недвусмысленных

доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на теплые и дружественные отношения

с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых,

страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими

расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все

эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского

внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает

неосознанную взаимную враждебность у детей.

Эмоциональный тон семейного воспитания детей с ОВЗ существует не сам по себе, а в

связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование

соответствующих черт характера

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители

придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени

способствует воспитанию самостоятельности и социализации такого ребенка.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или

либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей

отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские

требования в этом случае, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и

пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет

до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом

подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой

коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего

руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Почему так живучи авторитарные методы воспитания детей с ОВЗ?

Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими

проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось.

Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных

отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-

административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни.

В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение,

возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п.

В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что это лучший

способ разрешения любых конфликтных ситуаций

Как ни велико влияние родителей на формирование личности ребенка с ОВЗ, пик его

приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль

взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта

невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с

возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать

и отец выступают в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки,

без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная

инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец , пример для подражания,

воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому

можно доверить все.

В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная

общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в

формировании личности ребенка с ОВЗ, реализующихся через все стороны её деятельности. При

этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:

- личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной

гражданской позиции;

- образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

- эмоционально-нравственный микроклимат;

- разумная организация свободного времени и досуга семьи.

Социализация детей с ОВЗ – важнейшая задача, стоящая перед школой и родителя

Можно выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие ребенка с ОВЗ. В младенчестве и в раннем

детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими

институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние

остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в

первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к.

именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у

сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола.

Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой

социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский

исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших

в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов.

В-четвертых, семья имеет важное; значение в овладении человеком

социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах

семейных и межэтнических отношений.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и

большим, окружающим его, миром взрослых.

Можно предложить некоторые педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в

семейном воспитании детей с ОВЗ.

1. Необходимо определить собственную концепцию воспитания, т.е. обосновать принципы,

которые хотели бы реализовать в процессе взаимодействия с ребенком.

2. Определить диапазон невмешательства в дела ребенка. Этот диапазон увеличивается по мере

взросления ребенка. Можно составить перечень действий, которые ребенок может совершать без

вашей помощи.

3. Нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия между родителями и детьми.

4. Выработать умение владеть собой и ситуацией, сопротивляться внешним провоцирующим

моментам.

5. Стараться оберегать ребенка от внешних воздействий. Например, если возможности изменить

обстоятельства, то всегда можно изменить отношение к ним, сделать менее травмирующим.

6. Работать над наращиванием воспитательного потенциала путем, вдумчивого, анализирования

чужого опыта, заимствования эффективных средств воздействия.

7. Анализировать собственные ошибки в воспитании.

Всех сложностей при воспитании детей с ОВЗ не избежать. Но воспитание чуткости,

уверенности в себе и своих силах помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями,

чем при стихийном течении событий.

Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера - отношение между членами семьи,

ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется

личность ребенка с ОВЗ. Опыт жизни в семье помогает такому ребенку составить представление

о себе, о других, об окружающем мире в целом. Атмосфера в семье формирует ценности самого

ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной

значимости.

Нужно заметить, что трудности, которые испытывает семья, имеющая ребенка с ОВЗ, в

частности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимодействуя,

влияют на воспитательный процесс. К этим трудностям относятся проблемы семейных

отношений, материальные трудности, недостаток жизненного опыта и педагогических умений и

навыков. Педагогические неудачи, ведут к потере терпения, выдержки, влияют на стабильность

семьи.

Все дети в большой или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной

атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Неблагополучие в семейном

воспитании - это прежде всего и главным образом - несложившиеся отношения между

родителями.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь

на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное

тактичное всматривание в эмоциональное состояние и внутренний мир ребенка, в происходящие в

нем изменения и в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого

взаимопонимания между родителями и детьми с ОВЗ в любом возрасте.



В раздел образования