Напоминание

"Основные классы неорганических веществ"


Автор: Барбакова Галина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Васильевка
Населённый пункт: Самарская область, Ставропольский район
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Основные классы неорганических веществ"
Раздел: среднее образование





Назад




Барбакова Г Ю..,

ГБОУ СОШ с. Васильевка,

Самарская область

Предмет: химия (УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

Класс: 8

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Тема

Основные классы неорганических соединений

Цель

Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах

неорганических веществ, их классификации, составе, номенклатуре, зна-

чении

Задачи

Образовательные

- систематизировать и закрепить знания о важнейших классах неоргани -

ческих веществ;

- совершенствовать умения по составлению химических формул, произ-

водить расчеты по формуле химического вещества;

- закрепить знания по классификации и номенклатуре веществ;

- познакомить с понятием «шкала кислотности» и изменением окраски

индикаторов в разных средах

Развивающие

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять суще-

ственные признаки, классифицировать, делать выводы;

- развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический

язык

Образовательные

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения практи-

ческих и теоретических заданий;

- развивать умения аргументировать и формулировать собственное мне-

ние, самостоятельность;

- прививать культуру умственного труда;

- развивать коммуникабельность, умение работать в группе, парах

Планируемые

результаты

Личностные результаты

– осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного

смысла учения;

– готовность оценивать свой учебный труд, принимать решения с учетом

позиций одноклассников, учителя.

- проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению мира ве-

ществ

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

– умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для ре -

шения предметной учебной задачи;

– умение ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца

учебных действий;

– умение планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия

в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практиче-

скими задачами;

– умение действовать согласно составленному плану;

– умение контролировать выполнение действий, вносить необходимые

коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(сплошной текст; химические формулы, условие задачи);

– умение определять аспект классификации и осуществлять классифика-

цию;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические

средства, модели для решения учебных задач);

– умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной фор-

мы в другую (составление схемы-кластера, составление химической фор-

мулы по количественному и качественному составу);

– осуществлять анализ и синтез изучаемого материала.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– умение задавать вопросы;

– умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассника-

ми, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различ -

ные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

– умение допускать возможность существования у людей различных то-

чек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям дру-

гих, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Предметные результаты:

– умение классифицировать сложные неорганические вещества по составу

на

оксиды,

основания,

кислоты,

соли;

основания,

кислоты

и

соли

по

растворимости их в воде; кислоты по основности и содержанию кислоро-

да;

– умение определять принадлежность веществ к одному из изученных

классов по формуле;

– умение составлять формулы по валентности;

– умение давать названия веществам по формуле;

– умение исследовать среду раствора с помощью индикаторов

Основные по-

нятия

Оксиды основные, кислотные, амфотерные, кислоты, соли, основания,

щелочь, индикаторы, шкала кислотности

Формы работы

на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии

системно-деятельностный способ обучения,

исследовательский, ИКТ-технологии,

элементы технологии развития критического мышления (работа с тек-

стом)

здоровьесберегающие технологии

Оборудование

Компьютер; проектор; экран; цифровая лаборатория PROLog; карточки

для фронтальной работы; демонстрационный штатив; пробирки с раство-

рами кислоты (соляная), основания (гидроксид натрия), индикаторы (ме-

тиловый оранжевый, лакмус, фенол-фталеин)

ПО

PowerPoint 2007

Технологическая карта урока химии. 8 класс.

Содержание

этапа урока

Виды дея-

тельности

обучающихся

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

Предметные

Мотивация.

Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Ребята, в течение достаточно длительного

времени мы изучали состав и свойства неорганиче-

ских веществ.

-Посмотрите, у меня на демонстрационном столе

стоит много разных склянок. Что находится внутри

каждой склянки?

- Мы с вами знаем, что по правилам техники без-

опасности каждая склянка должна быть подписана.

Обратите

внимание

на

этикетки

склянок.

Какой

вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества

каким-то образом рассортировать?

- Сколько классов веществ мы должны получить?

Какие?

- Следовательно, какая будет тема сегодняшнего уро-

ка?

-

Мы

уже

изучили

каждый

класс

веществ

по

отдельности.

Что

мы

должны

сделать

на

уроке

сегодня?

Отвечают на вопросы

Прогнозируемый ответ

-Химическое вещество

- Вещества относятся к разным классам неоргани-

ческих веществ, мы можем, глядя на химическую

формулу на этикетках распределить их на классы.

4; оксиды, основания, кислоты, соли.

«Основные классы неорганических веществ»

Обобщить знания обо всех четырёх классах неор-

ганических веществ.

– актуализация

и обобщение

опорных зна-

ний;

– коммуникатив-

ная;

прогнозиро-

вание предсто-

ящей деятель-

ности на уро-

ке;

– оформлять

свои мысли в

устной и пись-

менной форме

с учётом рече-

вой ситуации;

– излагать свое

мнение и аргу-

ментировать

свою точку

зрения;

о с у щ е-

ствлять

ана-

лиз

и

синтез

изучаемого

материала;

– называть

классы неорга-

нических ве-

ществ;

Актуализация знаний. Обобщение и систематизация.

Учитель. В течение урока мы заполним схему-

кластер.

Рассмотрите

внимательно

эту

схему,

какое ключевое слово нашего урока уже записа-

но?

Вспомним определения основных классов неор-

ганических веществ.

I.

Восстановить

определения,

вставив

пропущенные слова (слайд):

1) Оксиды – это _____ вещества, состоящие из

_____ химических элементов, один из которых

_____ , с валентностью _____ .

2) Основания – это _____ вещества, состоящие

из

атомов

_____

,

связанных

с

одной

или

несколькими _____ .

3) Кислоты – это _____ вещества, молекулы ко-

торых состоят из атомов _____ и _____

4) Соли – это _____ вещества, состоящие из ато-

мов _____ и _____ .

II.

Фронтальная работа (карточки).

Прочитать химическую формулу. Дать название

веществу.

III.

Работа

с

текстом

«Это

интересно…»

(слайд)Предложен текст химического

содержания о значении и применении

некоторых веществ

Ребята, все формулы смогли написать?

Задание: вывести формулу химического веще-

Дают определения. Заполняют схему на рабо-

чих листах

Читают химические формулы предложенных

веществ, дают им названия.

читают внимательно текст, названия химиче-

ских веществ записывают в виде химических

формул (продолжают заполнять схему, под-

тверждая названия класса химической форму-

лой)

-Нет. Не знаем формулу синильной кислоты

Выводят формулу синильной кислоты. Дела-

– аналитиче-

ская;

- коллективная

работа на уста-

новление соот-

ветствия меж-

ду изучаемыми

понятиями;

– аналитиче-

ская;

индивидуаль-

ная

аналитическая

о с у щ е-

ствлять

ана-

лиз и синтез

изучаемого

материала;

– слушать

других, пы-

таться прини-

мать другую

точку зрения,

быть готовым

изменить

свою точку

зрения;

применять

знаково-сим-

волические

средства для

решения

учебной зада-

чи

работа с ин-

формацией

химического

содержания

планирование

деятельности;

установление

причинно-

следственных

знать опреде-

ления окси-

дов, кислот,

оснований,

солей;

химическая

символика,

номенклату-

ра, химиче-

ский язык;

составление

химических

формул по

валентности

вывод хими-

ческой фор-

мулы по со-

ставу веще-

ства;

ства, зная его количественный и качественный

состав: - одноосновная кислота

- бескислородная

- кислотный остаток содержит

1 атом углерода и 1 атом азота

Определить массовую долю азота в кислоте.

IV.

Продолжаем работать над классифика-

цией и составом веществ, выраженных

через химическую формулу

Задание: Верны ли утверждения?

(предложено 10 утверждений)

V.

Рассказ учителя. «Это интересно…»

(информация по классу «соли»)

Задание: составить формулы солей (5формул) из

предложенных

веществ

и

дать

им

названия

(слайд)

CaO, NaOH, HCI, Ba(OH)

2

, SiO

2

, K

2

O, HNO

3

,

H

2

CO

3

, H

3

PO

4

VI.

Исследовательская работа.

1)Учитель демонстрирует определение

среды раствора применяя модуль рН си-

стемы PROLog

2) Учитель предлагает алгоритм работы

по

изменению

цвета

индикатора

в

разных средах

ют расчет относительной молекулярной мас-

сы и массовой доли азота в кислоте

Проводят самопроверку сверяя с решением,

предложенным учителем (слайд)

работают в парах (обсуждение вариантов от-

ветов);

проверяют в классе (интерактивное задание)

слушают дополнительную информацию

составляют формулы солей. Три примера вы-

полняют на доске и 5 примеров на рабочем

листе самостоятельно.

Проводят взаимопроверку (сверяют с возмож-

ными вариантами ответов, предложенных

учителем) Слайд

Наблюдение. Делают выводы (с помощью

учителя)

Работа в группах (по 4 человека).

Соблюдая ТБ выполняют работу по алгорит-

му. Заполняют таблицу на рабочем листе. Де-

лают выводы

работа в парах;

аналитическая

коллективная

аналитическая

коллективная

самостоятель-

ная

взаимопро-

верка

аналитическая

коллективная

аналитическая

коллективная

связей

умозаключе-

ния на основе

вводных дан-

ных

выводы на

основе аргу-

ментации;

логическое

рассуждение;

обмен знани-

ями для при-

нятия верного

решения

применять

знаково-сим-

волические

средства для

решения

учебной зада-

чи; работа с

информацией

в виде фор-

мул;

планирование

и контроль

деятельности;

преобразова-

ние практиче-

расчеты по

формуле

определение

класса веще-

ства, назва-

ние, характер

по химиче-

ской формуле

состав, строе-

ние и номен-

клатура солей

понятие о

шкале кис-

лотности

индикаторы,

изменение

цвета индика-

торов в кис-

лой и щелоч-

ной средах;

ской задачу в

познаватель-

ную

рН среды

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Давайте подведем итоги нашего уро-

ка. Смогли ли мы ответить на все поставленные

вопросы?

Учитель. С помощью специального бланка оце-

ните свою работу на сегодняшнем уроке.

высказывают свои предположения

Дети самостоятельно заполняют Бланки

самооценивания.

– обобщение,

анализ своей

деятельности;

– аналитиче-

ская;

– самостоя-

тельная;

– рефлексив-

ная.

– участвовать

в диалоге;

слушать и по-

нимать дру-

гих, высказы-

вать свою

точку зрения

на события,

поступки;

– оценивать

собственные

учебные дей-

ствия;

знать класси-

фикацию

неорганиче-

ских ве-

ществ, со-

ставлять фор-

мулы по ва-

лентности,

называть ве-

щества по

формуле;

производить

простейшие

расчеты по

формуле ве-

щества; ин-

дикаторы

Домашнее задание. Творческое задание (выбрать из предложенных одно)

1.

Составить кроссворд (по терминологии темы)

2.

Составить презентацию об органических кислотах- уксусная, молочная, яблочная, щавелевая (3-4 слайда)



В раздел образования