Автор: Барбакова Галина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Васильевка
Населённый пункт: Самарская область, Ставропольский район
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Основные классы неорганических веществ"
Раздел: среднее образование
Барбакова Г Ю..,
ГБОУ СОШ с. Васильевка,
Самарская область
Предмет: химия (УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
Класс: 8
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Тема
Основные классы неорганических соединений
Цель
Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах
неорганических веществ, их классификации, составе, номенклатуре, зна-
чении
Задачи
Образовательные
- систематизировать и закрепить знания о важнейших классах неоргани -
ческих веществ;
- совершенствовать умения по составлению химических формул, произ-
водить расчеты по формуле химического вещества;
- закрепить знания по классификации и номенклатуре веществ;
- познакомить с понятием «шкала кислотности» и изменением окраски
индикаторов в разных средах
Развивающие
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять суще-
ственные признаки, классифицировать, делать выводы;
- развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический
язык
Образовательные
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения практи-
ческих и теоретических заданий;
- развивать умения аргументировать и формулировать собственное мне-
ние, самостоятельность;
- прививать культуру умственного труда;
- развивать коммуникабельность, умение работать в группе, парах
Планируемые
результаты
Личностные результаты
– осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного
смысла учения;
– готовность оценивать свой учебный труд, принимать решения с учетом
позиций одноклассников, учителя.
- проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению мира ве-
ществ
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
– умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для ре -
шения предметной учебной задачи;
– умение ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
– умение планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия
в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практиче-
скими задачами;
– умение действовать согласно составленному плану;
– умение контролировать выполнение действий, вносить необходимые
коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия:
–
умение
извлекать
информацию,
представленную
в
разных
формах
(сплошной текст; химические формулы, условие задачи);
– умение определять аспект классификации и осуществлять классифика-
цию;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели для решения учебных задач);
– умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной фор-
мы в другую (составление схемы-кластера, составление химической фор-
мулы по количественному и качественному составу);
– осуществлять анализ и синтез изучаемого материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– умение задавать вопросы;
– умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассника-
ми, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различ -
ные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
– умение допускать возможность существования у людей различных то-
чек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям дру-
гих, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
– умение классифицировать сложные неорганические вещества по составу
на
оксиды,
основания,
кислоты,
соли;
основания,
кислоты
и
соли
по
растворимости их в воде; кислоты по основности и содержанию кислоро-
да;
– умение определять принадлежность веществ к одному из изученных
классов по формуле;
– умение составлять формулы по валентности;
– умение давать названия веществам по формуле;
– умение исследовать среду раствора с помощью индикаторов
Основные по-
нятия
Оксиды основные, кислотные, амфотерные, кислоты, соли, основания,
щелочь, индикаторы, шкала кислотности
Формы работы
на уроке
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии
системно-деятельностный способ обучения,
исследовательский, ИКТ-технологии,
элементы технологии развития критического мышления (работа с тек-
стом)
здоровьесберегающие технологии
Оборудование
Компьютер; проектор; экран; цифровая лаборатория PROLog; карточки
для фронтальной работы; демонстрационный штатив; пробирки с раство-
рами кислоты (соляная), основания (гидроксид натрия), индикаторы (ме-
тиловый оранжевый, лакмус, фенол-фталеин)
ПО
PowerPoint 2007
Технологическая карта урока химии. 8 класс.
Содержание
этапа урока
Виды дея-
тельности
обучающихся
Планируемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
УУД
Предметные
Мотивация.
Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Ребята, в течение достаточно длительного
времени мы изучали состав и свойства неорганиче-
ских веществ.
-Посмотрите, у меня на демонстрационном столе
стоит много разных склянок. Что находится внутри
каждой склянки?
- Мы с вами знаем, что по правилам техники без-
опасности каждая склянка должна быть подписана.
Обратите
внимание
на
этикетки
склянок.
Какой
вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества
каким-то образом рассортировать?
- Сколько классов веществ мы должны получить?
Какие?
- Следовательно, какая будет тема сегодняшнего уро-
ка?
-
Мы
уже
изучили
каждый
класс
веществ
по
отдельности.
Что
мы
должны
сделать
на
уроке
сегодня?
Отвечают на вопросы
Прогнозируемый ответ
-Химическое вещество
- Вещества относятся к разным классам неоргани-
ческих веществ, мы можем, глядя на химическую
формулу на этикетках распределить их на классы.
4; оксиды, основания, кислоты, соли.
«Основные классы неорганических веществ»
Обобщить знания обо всех четырёх классах неор-
ганических веществ.
– актуализация
и обобщение
опорных зна-
ний;
– коммуникатив-
ная;
–
прогнозиро-
вание предсто-
ящей деятель-
ности на уро-
ке;
– оформлять
свои мысли в
устной и пись-
менной форме
с учётом рече-
вой ситуации;
– излагать свое
мнение и аргу-
ментировать
свою точку
зрения;
–
о с у щ е-
ствлять
ана-
лиз
и
синтез
изучаемого
материала;
– называть
классы неорга-
нических ве-
ществ;
Актуализация знаний. Обобщение и систематизация.
Учитель. В течение урока мы заполним схему-
кластер.
Рассмотрите
внимательно
эту
схему,
какое ключевое слово нашего урока уже записа-
но?
Вспомним определения основных классов неор-
ганических веществ.
I.
Восстановить
определения,
вставив
пропущенные слова (слайд):
1) Оксиды – это _____ вещества, состоящие из
_____ химических элементов, один из которых
_____ , с валентностью _____ .
2) Основания – это _____ вещества, состоящие
из
атомов
_____
,
связанных
с
одной
или
несколькими _____ .
3) Кислоты – это _____ вещества, молекулы ко-
торых состоят из атомов _____ и _____
4) Соли – это _____ вещества, состоящие из ато-
мов _____ и _____ .
II.
Фронтальная работа (карточки).
Прочитать химическую формулу. Дать название
веществу.
III.
Работа
с
текстом
«Это
интересно…»
(слайд)Предложен текст химического
содержания о значении и применении
некоторых веществ
Ребята, все формулы смогли написать?
Задание: вывести формулу химического веще-
Дают определения. Заполняют схему на рабо-
чих листах
Читают химические формулы предложенных
веществ, дают им названия.
читают внимательно текст, названия химиче-
ских веществ записывают в виде химических
формул (продолжают заполнять схему, под-
тверждая названия класса химической форму-
лой)
-Нет. Не знаем формулу синильной кислоты
Выводят формулу синильной кислоты. Дела-
– аналитиче-
ская;
- коллективная
работа на уста-
новление соот-
ветствия меж-
ду изучаемыми
понятиями;
– аналитиче-
ская;
индивидуаль-
ная
аналитическая
–
о с у щ е-
ствлять
ана-
лиз и синтез
изучаемого
материала;
– слушать
других, пы-
таться прини-
мать другую
точку зрения,
быть готовым
изменить
свою точку
зрения;
применять
знаково-сим-
волические
средства для
решения
учебной зада-
чи
работа с ин-
формацией
химического
содержания
планирование
деятельности;
установление
причинно-
следственных
знать опреде-
ления окси-
дов, кислот,
оснований,
солей;
химическая
символика,
номенклату-
ра, химиче-
ский язык;
составление
химических
формул по
валентности
вывод хими-
ческой фор-
мулы по со-
ставу веще-
ства;
ства, зная его количественный и качественный
состав: - одноосновная кислота
- бескислородная
- кислотный остаток содержит
1 атом углерода и 1 атом азота
Определить массовую долю азота в кислоте.
IV.
Продолжаем работать над классифика-
цией и составом веществ, выраженных
через химическую формулу
Задание: Верны ли утверждения?
(предложено 10 утверждений)
V.
Рассказ учителя. «Это интересно…»
(информация по классу «соли»)
Задание: составить формулы солей (5формул) из
предложенных
веществ
и
дать
им
названия
(слайд)
CaO, NaOH, HCI, Ba(OH)
2
, SiO
2
, K
2
O, HNO
3
,
H
2
CO
3
, H
3
PO
4
VI.
Исследовательская работа.
1)Учитель демонстрирует определение
среды раствора применяя модуль рН си-
стемы PROLog
2) Учитель предлагает алгоритм работы
по
изменению
цвета
индикатора
в
разных средах
ют расчет относительной молекулярной мас-
сы и массовой доли азота в кислоте
Проводят самопроверку сверяя с решением,
предложенным учителем (слайд)
работают в парах (обсуждение вариантов от-
ветов);
проверяют в классе (интерактивное задание)
слушают дополнительную информацию
составляют формулы солей. Три примера вы-
полняют на доске и 5 примеров на рабочем
листе самостоятельно.
Проводят взаимопроверку (сверяют с возмож-
ными вариантами ответов, предложенных
учителем) Слайд
Наблюдение. Делают выводы (с помощью
учителя)
Работа в группах (по 4 человека).
Соблюдая ТБ выполняют работу по алгорит-
му. Заполняют таблицу на рабочем листе. Де-
лают выводы
работа в парах;
аналитическая
коллективная
аналитическая
коллективная
самостоятель-
ная
взаимопро-
верка
аналитическая
коллективная
аналитическая
коллективная
связей
умозаключе-
ния на основе
вводных дан-
ных
выводы на
основе аргу-
ментации;
логическое
рассуждение;
обмен знани-
ями для при-
нятия верного
решения
применять
знаково-сим-
волические
средства для
решения
учебной зада-
чи; работа с
информацией
в виде фор-
мул;
планирование
и контроль
деятельности;
преобразова-
ние практиче-
расчеты по
формуле
определение
класса веще-
ства, назва-
ние, характер
по химиче-
ской формуле
состав, строе-
ние и номен-
клатура солей
понятие о
шкале кис-
лотности
индикаторы,
изменение
цвета индика-
торов в кис-
лой и щелоч-
ной средах;
ской задачу в
познаватель-
ную
рН среды
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. Давайте подведем итоги нашего уро-
ка. Смогли ли мы ответить на все поставленные
вопросы?
Учитель. С помощью специального бланка оце-
ните свою работу на сегодняшнем уроке.
высказывают свои предположения
Дети самостоятельно заполняют Бланки
самооценивания.
– обобщение,
анализ своей
деятельности;
– аналитиче-
ская;
– самостоя-
тельная;
– рефлексив-
ная.
– участвовать
в диалоге;
слушать и по-
нимать дру-
гих, высказы-
вать свою
точку зрения
на события,
поступки;
– оценивать
собственные
учебные дей-
ствия;
знать класси-
фикацию
неорганиче-
ских ве-
ществ, со-
ставлять фор-
мулы по ва-
лентности,
называть ве-
щества по
формуле;
производить
простейшие
расчеты по
формуле ве-
щества; ин-
дикаторы
Домашнее задание. Творческое задание (выбрать из предложенных одно)
1.
Составить кроссворд (по терминологии темы)
2.
Составить презентацию об органических кислотах- уксусная, молочная, яблочная, щавелевая (3-4 слайда)