Напоминание

О реализации модуля «Профориентация» в воспитательной работе школы.


Автор: Нина Николаевна Чуркина
Должность: Педагог-навигатор
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №24"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: О реализации модуля «Профориентация» в воспитательной работе школы.
Раздел: среднее образование





Назад




Чуркина Н.Н. педагог-навигатор МОАУ «СОШ №24» г. Оренбург. 2024

О реализации модуля «Профориентация» в воспитательной работе школы

«Сильное желание чему-то научиться — это уже 50% успеха»

Д. Карнеги

Слова известного американского педагога, психолога, писателя XX века Дейла Карнеги,

взятые в качестве эпиграфа, подтверждают важность и необходимость профориентационной работы

для каждой конкретной личности, так как этот процесс способствует принятию судьбоносного

решения. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного

поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге –

удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому одним из направлений воспитательной работы

школы является профориентация среди обучающихся, которая начинается с первых дней

пребывания ребенка в ней.

Важность работы в данном направлении утверждена законодательно и регулярно

подчеркивается на всех уровнях власти.

Целью профориентационной работы в школе является профессиональное самоопределение

школьников. Рабочая программа воспитания школы включает целевые ориентиры

профориентационного направления на каждом уровне образования и содержит отдельный модуль

«Профориентация».

С 1 сентября 2023 года все школы страны, и наша в том числе, приступили к реализации

Профминимума, введенного на основании Письма Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г.

"О внедрении Единой модели профессиональной ориентации". Его целью является выстраивание

системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов, которая реализуется в

образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Профминимум может реализовываться на 3-х уровнях. Согласно распоряжению Департамента

образования и науки Оренбургской области, наша школа реализует его на основном уровне.

Основными форматами профориентационной работы в соответствии с Профминимумом являются:

урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное

образование, профессиональное обучение, взаимодействие с родителями (законными

представителями), профильные предпрофессиональные классы.

Рассмотрим каждый модуль более подробно.

Модуль «Урочная деятельность» включает профориентационое содержание уроков по

предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика, география, биология и т.д.), где

рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, а также

профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология». Не предполагает

проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Введенные в этом году

федеральные образовательные программы включают требования по реализации данного модуля и

учителя на уроках знакомят детей с профессиями, связанными с преподаваемыми ими предметами.

Модуль «Внеурочная деятельность» реализуется через проведение цикла внеурочных занятий

«Россия – мои горизонты» во всех классах с 6 по 11, участие некоторых классов во всероссийском

проекте по ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», а также

классные часы, беседы, коммуникативные и деловые игры, моделирующие профессиональные

пробы. Цикл занятий «Россия – мои горизонты» осуществляется только с этого учебного года, а в

федеральном проекте «Билет в будущее» наша школа принимает участие во 2 раз. В позапрошлом

учебном году мы уже участвовали в данном проекте, но с этого учебного года он значительно

изменён и дополнен. В рамках него ребятам и родителям предлагается пройти профориентационные

диагностики и профориентационные пробы, чтобы определить свою профессиональную траекторию.

Участниками проекта в нашей школе в текущем учебном году являются 6-е и 10 – е классы. На

слайде представлены фото с профессиональных проб, в которых принимали участие ребята в

предыдущий раз. Профессиональные пробы в текущем учебном году начнутся со 2 четверти.

Модуль «Воспитательная работа» включает экскурсии на производство, экскурсии и

посещение лекций в образовательных организациях среднего и высшего профессионального

образования, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых

Чуркина Н.Н. педагог-навигатор МОАУ «СОШ №24» г. Оренбург. 2024

дверей в образовательных организациях СПО и ВПО, встречи с представителями разных профессий

и др., а также конкурсы профориентационной направленности. Этот модуль активно реализовывался

нашими учителями и до введения Профминимума, и сейчас они не менее активно работают в данном

направлении. В рамках городского проекта «Объявляю своим делом» наши обучающиеся активно

участвуют и часто становятся победителями или призёрами городских квестов («Оренбург – город

научной мысли», «Оренбург – город рабочих профессий», «Оренбург – город искусств»),

интеллектуальной игры «Битва профессионалов», веб-экспедиций по профессиональным

образовательным учреждениям города Оренбурга, городских конкурсов «Азбука профессий моей

семьи», «Моя будущая профессия», посещают онлайн и очно ярмарки профессиональных учебных

заведений города. В рамках проекта «Дегустация профессий» посещают мастер-классы по разным

направлениям в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Важной формой профессионального самоопределения являются экскурсии на предприятия региона,

в ходе которых ребята знакомятся с самими предприятиями, условиями работы в них, беседуют со

специалистами.

Модуль «Дополнительное образование» включает выбор и посещение занятий в рамках

дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей. Этот модуль

реализуется в школе благодаря деятельности кружков.

Модуль «Профессиональное обучение» предполагает выбор и обучение по программам

профессионального обучения.

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями) предполагает

информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских

собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о

процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества

во встречах с представителями разных профессий.

Модуль «Профильные предпрофессиональные классы» включает в себя все описанные выше

форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм. Он предусматривает

заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями,

организациями высшего образования, компаниями – работодателями. Это могут быть инженерные,

медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы. Данный

модуль предполагается на продвинутом уровне Профминимума. Пока что в нашей школе этот

модуль в настоящее время не реализуется.

Следует отметить, что многое из того, что в настоящее время предусматривает

Профминимум, осуществлялось в школе и до его внедрения.

Конечно, реализация многих мероприятий невозможна без взаимодействия с социальными

партнёрами. Нашими социальными партнёрами в профориентации являются «Центр занятости

населения» г. Оренбург. Учащиеся 8-9 классов проходят здесь психодиагностическое тестирование,

результатом которого является индивидуальные рекомендации.

В заключении хочется ещё раз отметить огромный воспитательный потенциал

профориентационной работы. Общество, которое стратегически планирует свое развитие, не может

не заботить, как будет совершаться выбор профессионального направления молодежью и берут ли

молодые люди на себя ответственность за то пространство, в котором выросли. Именно этому мы и

должны способствовать своей деятельностью.

Использованные источники:

Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в

общеобразовательных организациях Российской Федерации. – М., 2023.



В раздел образования