Автор: Соколова Наталия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №13 с УИОП
Населённый пункт: Жуковский, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников.Виды сочинений .
Раздел: начальное образование
Сочинение как вид развития письменной связной речи
младших школьников. Виды сочинений
Значение творческих работ как для развития речи учащихся, так и в
целом для развития личности ребёнка трудно переоценить. Творческие
работы учащихся могут быть устными и письменными. Устные сочинения
также называются рассказами. Первая задача учителя при подготовке к
сочинению – выбор темы. Темы для сочинений не могут быть общего
характера: «Зима», «Осенняя природа». Дети в таких случаях пишут обо
всём, что знают, и сочинение получается бессистемным.
Сочинение - это то упражнение, с помощью которого мы пытаемся
сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся,
стремимся обогатить их опыт речевой деятельности.
Проведение сочинений требует соблюдения всех тех условий, которые
существуют в реальной речевой практике. Речь всегда сопровождает собой
людей. Она может выступать как самостоятельная деятельность, а может
сочетаться
с
какой-то
другой:
трудовой,
познавательной,
игровой,
творческой и др. Вот почему на уроке, прежде чем приступать к подготовке
конкретного речевого произведения, следует позаботиться о создании
определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности
вступить в него.
Как и в жизни, речевое общение должно принять форму обмена
мыслями, в котором роль учителя не спрашивать, не вызывать для ответа, а
быть равноправным собеседником, участвующим в разговоре, проявляющим
интерес к мнениям детей. Специфика его положения в том, что он как более
опытный человек ведет, направляет беседу. Понятно, что предполагаемая
тема беседы определяется задачами обучения на том или ином уроке.
В
ходе
непринужденного
общения
можно
совершенствовать
разговорную речь, для развития же научно- деловой или художественной
речи нужно специально организовывать или умело использовать другие виды
деятельности учащихся на уроке. Например, в становлении научно-деловой
речи большую роль должна сыграть правильно организованная учебная
деятельность, в частности объяснение избранных способов решения задачи,
аргументация своего мнения, комментирование выполняемых учебных
действий и т.д.
Сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правил
грамотности, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинениях
письма, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное
выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей,
выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется
с речевой практикой. Школьники любят сочинения, любят именно за его
самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить
себя, «писать свое».
В процессе обучения сочинениями, на практике реализуются общие
умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему; подчинить свое
сочинение определенной мысли; собирать материал, систематизировать его,
располагать, составлять план и писать по этому плану, использовать средства
языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец,
совершенствовать написанное.
На всех этапах развития школьного сочинения, самым детским
рассказом уделялось серьезное внимание. Особенно возросло оно в
последние годы в связи с реализацией требований реформы школы по
всестороннему познавательному развитию учащихся, развитию их мышления
и речи.
Методика работы должна строиться на интегративной основе, если в
работе над сочинением ставится задача развития личности ребенка,
интеграции знаний, представлений, опыта, который он получает из разных
источников. Такой характер методики определяется особенностью речевого
высказывания, который находится в теснейшей связи с комплексом
внутренних факторе мышлением, волей, чувствами, эмоциями человека; его
физическим состояние состоянием психико-физических функций; широтой
представлений об окружающем мире. Только в обучении, которое в своей
целостности направлено на достижение оптимального общего развития
учащихся, а значит, и названных факторов, можно добиться успехов в
развитии речи школьников: её содержательности, мотивации обеспечить
владение средствами языка.
Содержание сочинений определяет тематика. Значит, всякая новая тема
— это новое содержание. Но форма, а не содержание выступает сегодня как
системообразующий
фактор,
определяющий
назначение
сочинения.
В
результате все богатейшие его ресурсы ставятся в полную зависимость от
правильности
письменной
речи,
что
снимает
всякую
возможность
самостоятельно раздумывать над поставленной темой. Ведь ясно, что в теме,
имеющей широкое звучание, трудно запланировать количество предложений,
описание или рассуждение и т.п. Поэтому и держит школа учеников на узких
скучных темах, которые не затрагивают их ум и эмоции. Резко снижается
возможность таких сочинений влиять на общее развитие ребят, на
формирование их мировоззрения.
Темы
сочинений
можно
разделить
на
две
группы:
темы
репродуктивные и творческие. Темы первой группы предполагают раскрытие
какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или
отдельным учебным предметом. Темы творческие предполагают, что
известное дети должны применять, решая совершенно неожиданную для них
проблему, что требует творческой переработки всего фонда знаний. При
разработке таких тем ученик вынужден совершать внутри-предметный
перенос знаний, да и формулировка темы побуждает его и к проявлению
эмоционально-оценочных суждений.
Творческие
темы
формируют
самое
главное:
потребность
в
самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и
связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами
и
явлениями.
Тем
самым
создаются
условия
для
раскрытия
всех
интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Для индивидуального развития школьников очень важны такие темы,
которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в
какой-то мере содержания своего сочинения. Особое значение должно
придаваться формулировкам тем, их эмоциональному представлению, чтобы
вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот
аспект важен для мотивации речевого творчества.
Для развития художественной речи важна организация словесной
творческой
деятельности,
основанной
на
эмоциональном
восприятии
окружающего, на работе воображения. Причем не только на уроках русского
языка и литературы, но и музыки, рисования.
Использование
речевых
ситуаций
не
исключает
проведения
специальной подготовки при создании текстов. Определяя тему, жанр
сочинения, характер подготовительной работы, нужно, прежде всего, решить
на текст, какого стиля вы сориентируете детей, а затем в рамках одной из
типовых ситуаций попытаться придумать такие конкретные обстоятельства,
в которых задуманное вами высказывание было бы интересно, уместно и
жизненно.
На этапе написания сочинения очень важно, чтобы школьники были
сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были
скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Используемая в
практике установка пользоваться только знакомыми в написании словами
вредна,
она
лишает
смысла
подготовительной
работы,
препятствует
продвижению детей в речевом развитии.
Предоставление ребенку права при написании собственного текста
пропустить сомнительные буквы (при этом вместо буквы можно поставить
точку или буквенную дробь, а на полях поставить вопросительный знак)
позволяет раскрепостить ребенка, освободить от страха перед ошибкой, а
главное сделать сочинение подлинно творческой работой. При этом
определяется содержание орфографической помощи учителя, он ходит по
рядам и, встречая знаки вопроса, реагирует на них, не отвлекая учащихся от
работы.
Если вопрос относится к неизвестной орфограмме, учитель просто
вставляет в слово нужную букву; если же орфограмма изучена, он может
просто зачеркнуть вопросительный знак. На этапе проверки ученик
остановится и попытается решить эту задачу.
Этапы написания сочинения:
1.
Предварительная подготовка.
2.
Создание речевой ситуации.
3.
Написание сочинения.
4.
Самоконтроль.
Текст — законченное произведение, состоящее из ряда предложений,
расположенных в определенной последовательности и связанных между
собой по смыслу, стилю и грамматически. Предложения в тексте не просто
стоят рядом. Между ними есть своя связь, сцепление. У этих сцеплений есть
свои законы.
Среди предложений существует неравенство. Предложения могут
зависеть или не зависеть от контекста. Зависимые предложения нельзя
использовать самостоятельно, так как значение их не всегда понятно вне
контекста. Связь может быть цепной (второе - с первым, третье - со вторым)
или параллельной (предложения не цепляются, а сопоставляются, при этом
все предложения связаны с первым, конкретизируя его). Строение текста
связано с типами речи.
Принято различать такие типы речи, как повествование, описание,
рассуждение.
Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух
или всех трех типов речи при основном (ведущем).
Повествование.
(Что делает предмет?)
Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик,
положив внутрь его клочок газеты, и теперь обкладывал это сооружение
сухими сучками потолще. Потом он поднес спичку к бумаге. И огонь сразу
же схватил крупные сучья. (Б.Орешкин.)
Описание предмета.
( Какой предмет?)
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной
ручкой и двумя лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На
каждом - ямочка, чтобы зацепить ногтем, когда нужно открыть.
Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
Зато обратно — только немного наклонишь, так и летит лезвие само,
даже еще и щелкнет на зависть всем мальчишкам. (В. Солоухин)
Описание места.
(Где что находится?)
Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол. На
нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал
ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных
ножках стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)
Описание состояния окружающей среды.
(Каково вокруг?)
Утро было солнечное. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась
свежая травка.
Пахло росою, березовым соком, и на желтых гроздьях цветущих ив
дружно жужжали вылетевшие за добычей пчелы. (А. Гайдар)
Описание состояния человека.
(Каково ему?)
Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные,
светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то
другое: чудится, ждется, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов,
в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В.Шукшин)
Рассуждение-доказательство.
(Почему?)
Играть втроем в шахматы - это самое последнее дело, потому, что
играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то
другому.
Если ты выиграешь, то тебе говорят, что выиграл потому, что тебе
помогали. А если проиграешь, то над тобой смеются и говорят, что ты
проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в
шахматы вдвоем. Когда никто не мешает. (Н. Носов)
Рассуждение-объяснение.
(Что это такое?)
Термин (Лат. Terminus- граница, предел) - слово или словосочетание,
являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной
области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. ( С.
Ожегов)
Рассуждение-размышление.
(Как быть?)
Беглецы притаились в пещере. Что теперь делать? Бежать? Но
Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать двадцать
четыре часа. Чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку?
Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться — так всем вместе, погибать — так всем
вместе. ( А.Н. Толстой)
Методика рекомендует также определить и жанр будущего сочинения.
Жанры сочинений, как и типы текстов, делятся на три смысловых типа:
описания;
повествования;
рассуждения.
Поэтому
перед
написанием
сочинения
дети
должны
научиться
распознавать типы текстов, чтобы составлять собственный текст того или
иного типа, т.е. создавать сочинение (рассказ) того или иного жанра.
Каждому типу текста присуща определённая коммуникативная цель,
собственная структура.
Типы текстов наглядно представлены в таблице.
Таблица 1
Типы текстов
Тип
Коммуникат
ивная цель
Структура
Пример
Описание
Описываютс
я признаки
предметов,
явлений,
животных,
человека
1.Общее
впечатление
от предмета
2.Описание
деталей
3.Чувства,
вызываемые
описываемым
предметом
Белка – лесная жительница. Она
принадлежит к отряду грызунов. У зверька
мягкая шерсть, чуткие уши, зоркие глаза и
цепкие лапы. Пушистым комочком быстро
скачет с ветки на ветку, прыгает с вершины
дерева на землю. Питается животное
древесными почками, орехами, семенами
еловых и сосновых шишек. Зубы у грызуна
то стираются, то опять подрастают. Белки –
настоящее украшение лесов, скверов и
парков. Взрослые и дети радуются встрече с
весёлыми прыгунами.
Повество
вание
Описываютс
я события в
определённо
й
последовате
льности
1.Завязка
2.Развитие
действия и
кульминация
3.Развязка
Раз пастухи поймали лисёнка и посадили
его в пустой амбар. Ночью к амбару
прибежала лисица. Сразу там послышался
радостный визг. На заре у двери амбара
нашли мёртвого зайчонка. Это мать-лиса
принесла лисёнку еду. Попасть внутрь не
смогла, так и положила снаружи. На
следующее утро на пороге лежала
задушенная соседская курица. Ну и
заботливая мамаша! Пришлось посадить
лисёнка в мешок и отнести в лес. С тех пор
лиса в деревню больше не приходила.
Рассужде
ние
Утверждени
е или
отрицание
какого-то
явления,
факта,
понятия
1.Тезис
2.Доказательс
тва 3.Вывод
С ветки на ветку перелетают синицы. Эти
шустрые птички приносят огромную
пользу. Питаются желтогрудые озорницы
жучками и их личинками. А ведь эти
вредители грызут листья на деревьях,
уничтожают урожай. Увидит птичка зорким
глазом добычу, схватит её и съест. Много
жуков съедает она за день. Не зря в народе
синицу называют сторожем наших садов.
Одним из видов устного сочинения в начальных классах является
словесное рисование, которое мы рекомендуем проводить, например, после
анализа лирического стихотворения. Ребёнок должен хорошо представлять
себе картину. Тут необходимы развитое воссоздающее воображение, память,
речь.
Текст художественного произведения – основа будущей картины. Учим
детей рассуждать примерно по такому плану:
1)
Кого или что я нарисую на картине?
2)
Как я нарисую: каким будет задний и передний план картины, как
на ней будут изображены главные персонажи?
3)
Какие краски помогут мне нарисовать картину? Приведем
примеры словесных картин к стихотворениям.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
(А.С. Пушкин)
«Я нарисую на тёмном фоне светло-серые тучи, белый снег сыплется
на землю. В центре картины – девушка-зима, одетая в бело-голубое платье.
На её голове волшебная корона».
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
(С.Я.Маршак «Ландыш «)
«Я бы нарисовала зеленеющий вдали лес. Недавно прошел дождь:
деревья ярко- зелёного цвета. В центре картины нарисую светло-зелёную
поляну. На ней белые капельки, похожие на жемчужины, на тонких тёмно-
зелёных ниточках».
«Обратим внимание, что словесная картина статична, она не должна
подменяться динамичным пересказом, когда в одной картине сливается
несколько. По источнику материала методика выделяет такие виды детских
сочинений (по М.Р. Львову):
1.
Сочинение по личным наблюдениям. Тут возможны два варианта:
сочинение на тему, общую для всего класса (материалом для
сочинения может послужить экскурсия, утренник), сочинение об
индивидуальных
наблюдениях
(в
этом
случае
учитель
ограничивается только общими рекомендациями). Темы таких
сочинений касаются случаев из личной жизни детей, их игр и
развлечений, работы, которую они выполняют в школе и дома,
опираются на их жизненный опыт.
2.
Сочинение
по
картине.
Предварительно
проводится
анализ
картины, составляется план сочинения.
3.
Сочинение в связи с прочитанным. Чтобы эта работы не стала
изложением,
здесь
необходимо
использовать
элементы
рассуждения. Дети могут цитировать текст.
Сочинения, устные и письменные, замыкают собой перечень видов
работ, направленных на обучение созданию высказываний. Сочинение
вплотную
подводит
ребенка
осуществления
собственно
речевой
деятельности. Это тот вид упражнения, на котором как бы смыкаются два
направления
работы:
совершенствование
речевой
деятельности
и
формирование каждого из речевых умений.