Автор: Яна Александровна Гроо
Должность: учитель географии
Учебное заведение: учитель географии
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование учебной деятельности школьников через использование проектной и игровой технологий на уроке географии»
Раздел: среднее образование
«Формирование учебной деятельности школьников через использование
проектной и игровой технологий на уроке географии»
Я.А.Гроо
МБОУ «СОШ № 60» имени Владимира Завьялова, г.Барнаул
Проектный метод – это путь, по которому идут ученики и учитель, если
они хотят научиться чему-то. Я вместе с учащимися моделирую ситуации из
нашей повседневной жизни, предоставляя возможность для отработки
необходимых навыков и развития продуктивного воображения, формирую
навыки критического мышления, умения сотрудничать.
Проекты,
которые
я
использую
в
своей
практике,
можно
классифицировать по нескольким признакам:
- по содержанию – проекты предметные;
- по выполняемым задачам: исследовательские, практические,
- по количеству учеников: индивидуальные, групповые,
- по длительности и объему: маленькие и средние.
Продолжительность проектной деятельности учащихся бывает разной
от 1 урока до 2-3 месяцев.
Любимым
занятием
школьников
являются
различные
формы
занимательной географии: викторины, загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
Они оживляют любой урок или внеклассное мероприятие, а отдельные
средства, например, кроссворды, значительно активизируют мыслительную
деятельность
учащихся.
Интересным
элементом
игры
являются
географические кроссворды.
На уроках кроссворды можно использовать, чтобы лучше усвоить
термины,
запомнить
названия
географических
объектов,
закрепить,
полученные на уроке знания.
Решение
кроссвордов
вызывает
оживление,
заинтересованность,
заставляет учащихся глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и
работать с картой. Ребята с удовольствием и сами составляют кроссворды,
проявляя творческую самостоятельность. А удачно составленные кроссворды
мы разгадываем в классе.
В своей практике я использую такие игры как «Угадайка», «Морской
бой», «Таинственное путешествие» и другие. В отличие от урока-игры, здесь
не требуется большой и длительной подготовки.
Одна из наиболее используемых мною игра «Угадайка». В курсе
географии есть темы, которые достаточно трудно усваиваются школьниками,
например, «почвы», «природные зоны», «растительный и животный мир».
Вот здесь и можно использовать эту игру. Правила игры: вызывается один
ученик, он отворачивается от класса, становится лицом к доске. В это время я
ребятам показываю табличку с надписью, например, «тайга». Ученик
поворачивается и он должен задать всего 2-3 вопроса, но так их
сформулировать, чтобы ребята отвечали только «да» или «нет». Ученик сам
спрашивает ребят. Мои ученики очень любят эту игру и всегда много
желающих, а главное, что он учатся задавать вопросы, а ведь придумать и
грамотно сформулировать вопрос – задача не из легких.
Другая игра «Морской бой», ее можно проводить в 5-7 классах. С
помощью этой игры можно проверять термины. А я использую ее при работе
с контурной картой, проверяя номенклатуру. Вызываю двух учеников, у них
в руках кораблики, они поочередно прикрепляют кораблик к какому-нибудь
объекту (море, река, озеро, горы, равнины и т.д.) Кто не узнал объект, тот
«утонул». Так можно быстро и интересно для школьников проверить их
знания карты.
Следующая игра «Таинственное путешествие» - после изучения
любого материка в 7 классе даю текст с географическими ошибками, кто
быстрее их найдет и главное правильно объяснит, получит отличную оценку.
Далее рассмотрим составление проекта при котором я выделяю пять
основных фаз:
Фаза 1. Выбор идеи проекта
Фаза 2. Обсуждение идеи и составление схемы проекта
Фаза 3. Разработка областей деятельности – составление детального
плана проекта
Фаза 4. Осуществление проекта
Фаза 5. Завершение проекта
Рассмотрим
все
фазы
составления
проекта
на
примере
разрабатываемого учащимися и мной проекта «Туристические маршруты по
странам Восточной Европы»
Фаза 1. Выбор идеи проекта.
Коллектив 10 «А» класса разделен на группы. Я предложила тему
проекта – разработать туристический маршрут по одной из стран Юго-
Восточной Азии.
Фаза 2. Обсуждение идеи и разработка схемы проекта.
В ходе обсуждения составляется и записывается схема проекта, она
еще не является детальным планом.
Фаза 3. Разработка детального плана проекта.
Участники обсуждают и уточняют, какие работы они будут проводить.
При составлении туристического маршрута по стране, обсуждается какая
информация и каким образом будет представлена в презентации. Таким
образом, к концу этой фазы каждая группа разрабатывает проектный план,
точнее план действия.
Фаза 4. Осуществление проекта
Участники проекта осуществляют деятельность в той области, которую
определили для себя и подготовили. Эта фаза является основной. В ходе
игры каждая группа представляет свою туристическую фирму, защищает
проект составленного туристического маршрута по стране, показывает
презентацию, отвечает на вопросы.
Фаза 5. Завершение проекта
Каждая группа завершила защиту своего проекта, ответила на вопрос.
Проектный урок завершается подведением итогов и голосованием за лучший
туристический маршрут и лучшую «туристическую фирму».