Автор: Морозова Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Максатихинская сош №1"
Населённый пункт: пгт.Максатиха Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Задания для проведения мониторинга по биологии для обучающихся 8 класса"
Раздел: среднее образование
Задания для проведения мониторинга по биологии для обучающихся 8 класса
Пояснительная записка.
1.Цель мониторинга: выявить качество знаний и уровень обученности у обучающихся 8 класса.
2.Содержание теста - биология, 8 класс.
3.Документы, определяющие содержание мониторинговой работы.
Содержание работы определяется на основе следующих документов:
- Программа для общеобразовательных учреждений./Авторы: Т.С.Сухова, В.И. Строганов, И.Н.
Пономарёва, В.М.Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М.Чернова /Биология
в основной школе.- М.: Вентана - Граф.2009.С.57.
4.Учебники, рекомендуемые для подготовки к тестированию:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс:Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2009.
5.Примерный подход к разработке и интерпретации теста – критериально - ориентированный,
полиморфный тематический тест.
6.Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура работы.
Работа состоит из трёх частей.
Часть первая (А) – 15 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из
четырёх предложенных.
Часть вторая (В) – 4 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх
правильных ответов из шести предложенных, 2 задание открытого типа, из них 1 задание на
установление соответствия, 1 задание на установление последовательности, 1 задание – выбор
неправильных утверждений и их исправление.
Часть третья (С)- 1 задание открытого типа на применение знаний в практической ситуации
(практико – ориентированное задание) со свободным развёрнутым ответом.
Распределение заданий по частям работы
№ Части работы
Число заданий
Максимальный балл
Тип заданий
1.
Часть А
15
15
с выбором ответа
2.
Часть В
4
9
с кратким ответом
3.
Часть С
1
3
с развёрнутым ответом
Итого
20
27
8. Распределение заданий по содержанию
1Общий обзор организма человека.
2.Опора и движение.
3.Эндокринная система.
4. Кровь Кровообращение.
9.Требования к уровню подготовки учащихся – базовый.
10. Количество вариантов в работе – 2.
11.Инструкция для учащихся в - тесте.
12.Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 45 минут.
- для каждого задания части 1 (А) – 1 минута;
- для каждого задания части 2 (В) – 3 - 5 минут;
- для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
13.Система оценивания отдельных заданий в работе в целом.
Верное выполнение задания части 1 (А) оценивается одним баллом.
Верное выполнение заданий части 2 (В) оценивается в зависимости от правильного ответа. Верно
выполненное задание 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов - допущены
две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С) оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий
этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
14. Критерии оценки работ в баллах.
27 – 25 - «5»
24 – 18 - «4»
17 – 13 - «3»
ниже 13 - «2».
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ
А1Согласованную деятельность всего организма регулируют системы:
1.Опорно-двигательная и пищеварительная 2.Кровеносная и дыхательная
3.Нервная и эндокринная 4.Выделительная и покровная
А 2.Средний слой сердечной стенки образован тканью:
1.
Эпителиальной
2.
Мышечной
3.
Соединительной
4.
Нервной
А 3.Кровь - это ткань:
1.
Нервная
2.
Эпителиальная
3.
Соединительная
4.
Мышечная
А 4. К органическим веществам клетки не относятся:
1.
Белки
2.
Жиры
3.
Углеводы
4.
Вода
А 5. Наука, изучающая внутреннее строение организма человека называется:
1.
Анатомия
2.
Физиология
3.
Гигиена
4.
Биология
А 6. За счет чего происходит рост в толщину костей человека
1.
Суставного хряща
2.
Красного костного мозга
3.
Желтого костного мозга
4.
Надкостницы
А7.Большая берцовая кость обозначена на рисунке цифрой
1)1
2)2
3)3
4)4
А 8.Неподвижноесоединение костей
характерно для
1.
Черепной коробки
2.
Позвоночника
3.
Рёбер и грудины
4.
Свободных конечностей
А 9. Какой камерой сердца заканчивается большой круг кровообращения?
1.
Левым предсердием
2.
Правым предсердием
3.
Левым желудочком
4.
Правым желудочком
А 10. Какая кровь заполняет правую половину сердца человека?
1.
Артериальная
2.
Венозная
3.
Смешанная, с преобладанием углекислого газа
4.
Смешанная, с преобладанием кислорода
А11. Кровь ярко – алого цвета при кровотечении:
1.
Венозном
2.
Артериальном
3.
Смешанном
4.
Капиллярном
А 12. Какие сосуды называются венами?
1.
Те, по которым кровь течет от сердца
2.
Те, по которым кровь течет к сердцу
3.
Те, по которым течет венозная кровь
4.
Те, которым течёт артериальная кровь
А 13. Как называются клапаны между предсердиями и желудочками сердца?
1.
Полулунные
2.
Створчатые
3.
Кармановидные
4.
Венозные
А 14. Пострадавшему от укуса бешеной собаки следует ввести:
1. Вакцину 2. Антибиотики
3. Сыворотку 4. Лекарства, ослабляющие боль от укуса
А15. Гигантизм связан с нарушением функций:
1. Вилочковой железы 2. Надпочечников
3 .Щитовидной железы 4. Гипофиза
Часть 2
В1В чём состоит сходство скелета человека и млекопитающих животных? Выберите три верных
ответа из шести предложенных и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)позвоночник имеет пять отделов
2)стопа имеет свод
3)мозговой отдел черепа больше лицевого
4)имеются парные суставные конечности
5)в шейном отделе семь позвонков
6)форма позвоночника – S-образная
Ответ:
В2 Установите соответствие между органами и системами органов, к которым они относятся. Для
этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в
таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) щитовидная железа 1)пищеварительная
Б) слюнные железы 2) эндокринные
В) гипофиз
Г) печень
Д) надпочечники
Е) кишечные железы
Ответ:
В3 Прочитайте текст «Скелет головы» и найдите в нём предложения, в которых содержатся
биологические ошибки. Запишите номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
Скелет головы
1.Скелет головы – череп - состоит из мозгового и лицевого отделов. 2.Лицевой отдел человека
преобладает над мозговым.3. Кости черепа соединены между собой подвижно.4.Височные, теменные
и затылочная кости относятся к мозговому отделу, а скуловые и челюстные – к лицевому.5.
Верхнечелюстная кость подвижна, нижнечелюстная – неподвижна.
В4 Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у
человека, начиная с левого желудочка сердца. Запишите ответы.
1)правое предсердие
2)аорта
3)левый желудочек
4)лёгкие
5)правый желудочек
6)левое предсердие
Часть3
С1 Какая железа вырабатывает гормон инсулин? Какую функцию он выполняет? Какое заболевание
возникает при недостатке данного гормона?
Вариант 2
А
Б
В
Г
Д
Е
Часть 1
Выберите один правильный ответ
А1. Длительный иммунитет не вырабатывается против :
1.Кори 2.Ветрянки
3.Гриппа 4.Скарлатины
А 2. Мышцы образованы тканью:
1.
Эпителиальной
2.
Мышечной
3.
Соединительной
4.
Нервной
А 3.Связки образованы тканью:
1.
Нервной
2.
Эпителиальной
3.
Соединительной
4.
Мышечной
А 4. К неорганическим веществам клетки относится:
1.
Белки
2.
Жиры
3.
Углеводы
4.
Вода
А 5.Наука изучающая, функции органов и систем организма человека называется:
1.
Анатомия
2.
Физиология
3.
Гигиена
4.Биология
А 6. Органические вещества, входящие в состав кости, придают ей:
1.
Эластичность
2.
Твердость
3.
Хрупкость
4.
Легкость
А7.Бедренная кость обозначена на рисунке цифрой
1)1
2)2
3)3
4)4
А 8.Подвижноесоединение костей
характерно для
1.
Черепной коробки
2.
Позвоночника
3.
Рёбер и грудины
4.
Свободных конечностей
А 9. Какой камерой сердца
заканчивается малый круг
кровообращения?
1.
Левым предсердием
2.
Правым предсердием
3.
Левым желудочком
4.
Правым желудочком
А 10. Какая кровь заполняет левую половину сердца человека?
1.
Артериальная
2.
Венозная
3.
Смешанная, с преобладанием углекислого газа
4.
Смешанная, с преобладанием кислорода
А11. Кровь тёмно - вишнёвого цвета при кровотечении:
1.
Венозном
2.
Артериальном
3.
Смешанном
4.
Капиллярном
А 12. Какие сосуды называются артериями?
1.
Те, по которым кровь течет от сердца
2.
Те, по которым кровь течет к сердцу
3.
Те, по которым течет венозная кровь
4.
Те, которым течёт артериальная кровь
А 13. Как называются клапаны между желудочками сердца и сосудами?
1.
Полулунные
2.
Створчатые
3.
Двустворчатые
4.
Трёхстворчатые
А 14.Тироксин – это гормон:
1.Поджелудочной железы
2.Половых желёз
3.Щитовидной железы 4.Надпочечников
А 15.Внутреннюю среду организма
составляют:
1.Кровь, желчь, межклеточное вещество
2.Кровь, тканевая жидкость, цитоплазма
клеток
3.Кровь, лимфа, тканевая жидкость
4.Кровь и лимфа
Часть 2
В1 Какие кости являются длинными трубчатыми? Выберите три верных ответа из шести
предложенных и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)грудина 4)лучевая
2)локтевая 5)плечевая
3)лопатка 6)ребро
Ответ:
В2 Установите соответствие между клетками крови и их особенностями. Для этого к
каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в
таблицу цифры выбранных ответов.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТКИ КРОВИ
А) содержат гемоглобин 1)лимфоциты
Б) обеспечивают иммунитет 2) эритроциты
В) вырабатывают антитела
Г) обеспечивают транспорт газов
Д) ядро присутствует
Е) ядро отсутствует
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
В3 Прочитайте текст «Нервная ткань» и найдите в нём предложения, в которых
содержатся биологические ошибки. Запишите номера этих предложений, а затем их
правильно сформулируйте.
Нервная ткань
1.Структурной единицей нервной ткани является нейрон. 2.Нервная клетка состоит из тела
и отростков. 3.Короткие, ветвящиеся отростки – это аксоны .4. Длинные, тонкие и
ветвящиеся только на самом конце – дендриты. 5. Основное свойство нервной ткани –
возбудимость и сократимость.
В4 Установите последовательность соподчинения систематических категорий у человека,
начиная с наименьшей. Ответы запишите.
1)Человекообразные
2)Млекопитающие
3)Человек разумный
4)Обезъяны
5)Хордовые
6)Человек
Часть3
С1 Кто такой донор ? Человека с какой группой крови и почему называют
«универсальным донором»?
Ответы
Вариант 1
Часть1
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
3
2
3
4
1
4
2
1
2
2
11-20
2
2
2
3
4
Часть 2
В1
1
4
5
В2
А Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
В3
2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
3. Кости черепа соединены между собой неподвижно.
5. Верхнечелюстная кость неподвижна, а нижнечелюстная – подвижна.
В4
3
2
1
5
4
6
Часть 3
С1
№ задания
Содержание верного ответа
Баллы
С1
1).Гормон инсулин вырабатывает поджелудочная железа.
2) Он регулирует содержание сахара в крови у человека.
3) При недостатке инсулина возникает заболевание сахарный диабет.
1
1
1
Вариант 2
Часть 1
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
3
2
3
4
2
1
1
4
1
1
11-20
1
1
1
3
3
Часть 2
В1
2
4
5
В2
А Б
В
Г
Д
Е
2
1
1
2
1
2
В3
3. Короткие, ветвящиеся отростки – это дендриты.
4. Длинные, тонкие и ветвящиеся только на самом конце – аксоны.
5. Основное свойство нервной ткани – возбудимость и проводимость.
В4
3
6
1
4
2
5
Часть 3
С1
№
задания
Содержание верного ответа
Баллы
С1
1)Донор – это человек, дающий кровь.
2) «Универсальный донор» - человек, имеющий первую группу
крови.
3)Кровь первой группы можно переливать людям с любой группой
крови.
1
1
1