Автор: Семенченкова Валентина Валентиновна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Фёдоровки" МО "Енотаевский район"
Населённый пункт: Астраханская обл., Енотаевский район, село Фёдоровка
Наименование материала: презентация к уроку ИЗО
Тема: "Художники и архитекторы Астраханского края"
Раздел: среднее образование
Презентация по теме:
«
Художники
и
архитекторы
Астраханского
края
»
Семенченкова
Валентина
Валентиновна
учитель
ИЗО
МБОУ
«
ООШ
с
.
Фёдоровки
»
МО
«
Енотаевский
район
»
История
астраханского
края
всегда
была
неразрывна
с
именами
выдающихся
государственных
деятелей
,
именитых
горожан
,
великих
астраханцев
-
ученых
,
писателей
,
поэтов
,
актеров
,
художников
.
Художник Юрий Александрович Анискин родился в
городе Астрахань, Россия. Окончил Севастопольское
высшее военно-морское инженерное училище, спец.
факультет (атомные установки). Двадцать пять лет
отслужил в Вооруженных силах. Cлужба проходила
на атомных подводных лодках на Дальнем Востоке. В
1992 году вышел в отставку. Особенности службы и
работы на «гражданке» позволили объездить весь
Хабаровский и Приморский края, Север России.
Специального художественного образования не
имеет. Все знания получил через самообразование.
Серьезно занимается живописью с 1989 года.
Участвовал в шести городских выставках в городе
Владивостоке. Первая персональная выставка
прошла в городе Находка в 2000 году, за которой
последовали три в городе Астрахань. Практически
все свободное от работы время художник посвящает
своему увлечению.
Осень
Набережная Волги
Старый трамвай,
Выход в круиз
Старая Астрахань, ул. Никольская
Старая Астрахань ул.Тургенева
ул. Коммунистическая, / ул.
Фиолетова
Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927)
Астраханцы по праву гордятся
своим земляком, для которого
искусство и жизнь неотделимы.
Признанный живописец,
интересный скульптор,
выдающийся график, Борис
Михайлович Кустодиев родился
когда-то в нашем городе, и
именно Астрахань, сыграла в
судьбе художника свою большую
роль
Родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя духовной семинарии
по русскому языку.Отец умер, в семье, кроме двухлетнего Бориса,
осталось еще трое детей.В девять лет мальчика отдают в духовное
училище, а через пять, по окончании училища,он поступает в духовную
семинарию.Вернувшись в родную Астрахань, Борис Кустодиев поступает
в кружок любителей живописи и начинает брать частные уроки у Павла
Власова, чьё имя носит сейчас Астраханское художественное училище и
который на счастье начинающего художника проживал в Астрахани
(Мост. Астрахань. 1918 )
Масленица (1919)
Ярмарка
В
Астрахани
находится
Дом
-
музей
Бориса
Кустодиева
.
Это
старинная
усадьба
на
пересечении
улицы
Свердлова
(
бывшая
Большая
Демидовская
)
и
Калинина
(
бывшая
Воздвиженская
,
она
же
Запасная
и
Царицынская
)
фондах
Астраханской
картинной
галереи
191
произведение
,
связанное
с
творчеством
Б
.
М
.
Кустодиева
.
Н астоящим
"л ето п и с ц е м "А ст
рахани
стал
художник
Никол
ай
Кириллович
Рудиков
(родилс
я
в
1930
году).
В
его
серии
" Ста р а я
А с т ра х а н ь"
з а п е ч атл е н ы
виды
города
-
улицы,
дома,
-
которых
уже
нет,
либо
они
получили
иной
о блик.
Работы еще одного
астраханского
художника
– Шамиля Такташева –
написаны
на
философско-
мистические
темы.
Работы
Такташева
заставляют
людей
подняться над суетой и
задуматься о вечных
ценностях: о жизни и любви, о
красоте и сложности мира, о
его
непростых
взаимосвязях
.
Архитектура
Строительство
Астраханского
каменного
кремля
было
начато
в
правление
Ивана
4
Грозного
в
1582
году
,
а
завершено
в
правление
сына
Фёдора
Иоанновича
.
В
этот
период
организация
производства
кирпича
в
Астрахани
представляла
большую
сложность
,
которая
была
связана
с
нехваткой
топлива
для
его
обжига
.
Поэтому
решено
было
для
строительства
кремля
использовать
старый
татарский
кирпич
-
плинфу
из
развалин
золотоордынских
городов
.
«
Ключаревская
летопись
»
сообщает
,
что
«
кирпич
приказано
было
брать
с
Ахтубы
»,
разбирать
остатки
ханских
дворцов
и
мечетей
, «
стены
города
,
ставить
в
кремле
выхода
8
башен
,
к
наружному
месту
-
большие
,
а
где
менее
беды
-
поменьше
,
но
чтобы
все
были
о
трёх
бойницах
.
С
выхода
,
где
будет
город
,
на
восток
,
ставить
выше
и
шире
большую
башню
,
чтобы
можно
было
в
ней
проезжать
,
через
указует
ширины
:
город
старый
как
стоял
,
так
тут
и
ямы
рыть
,
а
что
Бог
даст
,
то
хотели
приумножать
побольше
,
в
кремле
сделать
два
зелёных
двора
,
а
для
белого
города
принесут
чертёж
…»
Видимо
,
уже
тогда
планировали
заменить
деревянные
стены
острога
на
каменные
стены
Белого
города
,
строительство
которого
начнётся
только
в
17
веке
.
Возглавляли
строительство
Астраханского
кремля
московские
мастера
городового
дела
Михаил
Иванович
Вельяминов
,
Григорий
Овцын
и
дьяк
Дей
Губастый
.
КОНДИТЕРСКАЯ ШАРЛАУ
Двухэтажное
сложное
в
плане
здание
,
возведено
в
конце
19
века
по
проекту
архитектора
К
.
К
.
Домонтовича
,
представляет
интерес
как
образец
богатого
городского
особняка
,
выполнявшего
одновременно
жилую
и
торговую
функции
.
Первый
этаж
дома
занимала
известная
в
городе
кондитерская
братьев
Шарлау
,
наверху
располагалась
квартира
хозяев
заведения
.
С
западной
стороны
к
основному
объёму
примыкают
хозяйственные
корпуса
.
Фасады
оформлены
в
эклектичном
стиле
.
Здание
отличает
использование
многообразных
лепных
деталей
.
Фрагменты
лепного
декора
сохранились
как
в
интерьере
бывшей
кондитерской
,
так
и
в
жилых
помещениях
.
Выразительный
архитектурный
силуэт
постройки
дополняют
угловой
квадратной
башней
,
завершённой
четырёхгранным
куполом
,
несущим
смотровую
площадку
.
Активную
роль
в
убранстве
фасадов
играет
металлическая
связь
:
оформлена
смотровая
площадка
,
металлическое
ограждение
имеет
крыша
.
Изначально
над
южным
порталом
существовал
изящный
балкон
.
Здание
имеет
и
градостроительное
значение
-
закрепляет
древнюю
планировку
городского
центра
,
располагаясь
на
южной
границе
Белого
города
.
В
настоящее
время
используется
по
прямому
назначению
-
здесь
располагаются
кондитерская
и
кофейня
.
В
.
А
.
Шрётер
был
одним
из
выдающихся
Российских
архитекторов
2-
й
половины
19
века
,
крупнейшим
специалистом
по
сооружению
театральных
зданий
и
мастером
«
кирпичного
стиля
».
По
его
проектам
построены
театры
в
Рыбинске
,
Нижнем
Новгороде
,
Иркутске
,
Тифлисе
,
Киеве
,
здания
различного
назначения
во
многих
городах
России
и
за
границей
.
В
Петербурге
им
построено
и
перестроено
почти
полсотни
зданий
,
в
том
числе
проведена
реконструкция
здания
Александринского
и
Мариинского
театров
.
Кроме
этого
В
.
А
.
Шрётер
был
инициатором
создания
Петербургского
общества
архитекторов
АНСАМБЛЬ ЗДАНИЙ ГОРОДСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
По предложению городского головы А.А. Репина Санкт-Петербургское общество
архитекторов объявило конкурс на создание проекта здания, которое «…должно
выходить на три улицы: Рождественскую с востока, Екатерининскую с юга и
Индийскую с запада; из фасадов же главный должен быть обращен на юг». В здании
должны были разместиться: реальное училище, торговые помещения, городская
библиотека, городской банк, городская дума, городская управа с архивом,
сиротский суд, богадельня. В апреле 1880 года из представленных на конкурс
проектов первая премия была присуждена русскому архитектору немецкого
происхождения Виктору Александровичу Шрётеру
здание нового театра стало подарком
президента В.В.Путина к юбилею города.
В
2006
году
на
право
проектирования
и
строительства
астраханского
музыкального
театра
был
объявлен
конкурс
,
в
котором
победил
проект
московского
архитектора А
.
М
.
Денисова
.
Новый
астраханский
театр
соединил
в
себе
архитектурные
традиции
,
современные
достижения
в
области
строительства
и
региональные
особенности
театрального
зодчества
.
Творенье
может
пережить
творца
:
Творец
уйдет
,
природой
побежденный
,
Однако
образ
,
им
запечатленный
,
Веками
будет
согревать
сердца
.
Я
тысячами
душ
живу
в
сердцах
Всех
любящих
,
и
,
значит
,
я
не
прах
,
И
смертное
меня
не
тронет
тленье
.
•
Микеланджело
Буонарроти