Напоминание

"Художники и архитекторы Астраханского края"


Автор: Семенченкова Валентина Валентиновна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Фёдоровки" МО "Енотаевский район"
Населённый пункт: Астраханская обл., Енотаевский район, село Фёдоровка
Наименование материала: презентация к уроку ИЗО
Тема: "Художники и архитекторы Астраханского края"
Раздел: среднее образование





Назад




Презентация по теме:

«

Художники

и

архитекторы

Астраханского

края

»

Семенченкова

Валентина

Валентиновна

учитель

ИЗО

МБОУ

«

ООШ

с

.

Фёдоровки

»

МО

«

Енотаевский

район

»

История

астраханского

края

всегда

была

неразрывна

с

именами

выдающихся

государственных

деятелей

,

именитых

горожан

,

великих

астраханцев

-

ученых

,

писателей

,

поэтов

,

актеров

,

художников

.

Художник Юрий Александрович Анискин родился в

городе Астрахань, Россия. Окончил Севастопольское

высшее военно-морское инженерное училище, спец.

факультет (атомные установки). Двадцать пять лет

отслужил в Вооруженных силах. Cлужба проходила

на атомных подводных лодках на Дальнем Востоке. В

1992 году вышел в отставку. Особенности службы и

работы на «гражданке» позволили объездить весь

Хабаровский и Приморский края, Север России.

Специального художественного образования не

имеет. Все знания получил через самообразование.

Серьезно занимается живописью с 1989 года.

Участвовал в шести городских выставках в городе

Владивостоке. Первая персональная выставка

прошла в городе Находка в 2000 году, за которой

последовали три в городе Астрахань. Практически

все свободное от работы время художник посвящает

своему увлечению.

Осень

Набережная Волги

Старый трамвай,

Выход в круиз

Старая Астрахань, ул. Никольская

Старая Астрахань ул.Тургенева

ул. Коммунистическая, / ул.

Фиолетова

Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927)

Астраханцы по праву гордятся

своим земляком, для которого

искусство и жизнь неотделимы.

Признанный живописец,

интересный скульптор,

выдающийся график, Борис

Михайлович Кустодиев родился

когда-то в нашем городе, и

именно Астрахань, сыграла в

судьбе художника свою большую

роль

Родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя духовной семинарии

по русскому языку.Отец умер, в семье, кроме двухлетнего Бориса,

осталось еще трое детей.В девять лет мальчика отдают в духовное

училище, а через пять, по окончании училища,он поступает в духовную

семинарию.Вернувшись в родную Астрахань, Борис Кустодиев поступает

в кружок любителей живописи и начинает брать частные уроки у Павла

Власова, чьё имя носит сейчас Астраханское художественное училище и

который на счастье начинающего художника проживал в Астрахани

(Мост. Астрахань. 1918 )

Масленица (1919)

Ярмарка

В

Астрахани

находится

Дом

-

музей

Бориса

Кустодиева

.

Это

старинная

усадьба

на

пересечении

улицы

Свердлова

(

бывшая

Большая

Демидовская

)

и

Калинина

(

бывшая

Воздвиженская

,

она

же

Запасная

и

Царицынская

)

фондах

Астраханской

картинной

галереи

191

произведение

,

связанное

с

творчеством

Б

.

М

.

Кустодиева

.

Н астоящим

"л ето п и с ц е м "А ст

рахани

стал

художник

Никол

ай

Кириллович

Рудиков

(родилс

я

в

1930

году).

В

его

серии

" Ста р а я

А с т ра х а н ь"

з а п е ч атл е н ы

виды

города

-

улицы,

дома,

-

которых

уже

нет,

либо

они

получили

иной

о блик.

Работы еще одного

астраханского

художника

– Шамиля Такташева –

написаны

на

философско-

мистические

темы.

Работы

Такташева

заставляют

людей

подняться над суетой и

задуматься о вечных

ценностях: о жизни и любви, о

красоте и сложности мира, о

его

непростых

взаимосвязях

.

Архитектура

Строительство

Астраханского

каменного

кремля

было

начато

в

правление

Ивана

4

Грозного

в

1582

году

,

а

завершено

в

правление

сына

Фёдора

Иоанновича

.

В

этот

период

организация

производства

кирпича

в

Астрахани

представляла

большую

сложность

,

которая

была

связана

с

нехваткой

топлива

для

его

обжига

.

Поэтому

решено

было

для

строительства

кремля

использовать

старый

татарский

кирпич

-

плинфу

из

развалин

золотоордынских

городов

.

«

Ключаревская

летопись

»

сообщает

,

что

«

кирпич

приказано

было

брать

с

Ахтубы

»,

разбирать

остатки

ханских

дворцов

и

мечетей

, «

стены

города

,

ставить

в

кремле

выхода

8

башен

,

к

наружному

месту

-

большие

,

а

где

менее

беды

-

поменьше

,

но

чтобы

все

были

о

трёх

бойницах

.

С

выхода

,

где

будет

город

,

на

восток

,

ставить

выше

и

шире

большую

башню

,

чтобы

можно

было

в

ней

проезжать

,

через

указует

ширины

:

город

старый

как

стоял

,

так

тут

и

ямы

рыть

,

а

что

Бог

даст

,

то

хотели

приумножать

побольше

,

в

кремле

сделать

два

зелёных

двора

,

а

для

белого

города

принесут

чертёж

…»

Видимо

,

уже

тогда

планировали

заменить

деревянные

стены

острога

на

каменные

стены

Белого

города

,

строительство

которого

начнётся

только

в

17

веке

.

Возглавляли

строительство

Астраханского

кремля

московские

мастера

городового

дела

Михаил

Иванович

Вельяминов

,

Григорий

Овцын

и

дьяк

Дей

Губастый

.

КОНДИТЕРСКАЯ ШАРЛАУ

Двухэтажное

сложное

в

плане

здание

,

возведено

в

конце

19

века

по

проекту

архитектора

К

.

К

.

Домонтовича

,

представляет

интерес

как

образец

богатого

городского

особняка

,

выполнявшего

одновременно

жилую

и

торговую

функции

.

Первый

этаж

дома

занимала

известная

в

городе

кондитерская

братьев

Шарлау

,

наверху

располагалась

квартира

хозяев

заведения

.

С

западной

стороны

к

основному

объёму

примыкают

хозяйственные

корпуса

.

Фасады

оформлены

в

эклектичном

стиле

.

Здание

отличает

использование

многообразных

лепных

деталей

.

Фрагменты

лепного

декора

сохранились

как

в

интерьере

бывшей

кондитерской

,

так

и

в

жилых

помещениях

.

Выразительный

архитектурный

силуэт

постройки

дополняют

угловой

квадратной

башней

,

завершённой

четырёхгранным

куполом

,

несущим

смотровую

площадку

.

Активную

роль

в

убранстве

фасадов

играет

металлическая

связь

:

оформлена

смотровая

площадка

,

металлическое

ограждение

имеет

крыша

.

Изначально

над

южным

порталом

существовал

изящный

балкон

.

Здание

имеет

и

градостроительное

значение

-

закрепляет

древнюю

планировку

городского

центра

,

располагаясь

на

южной

границе

Белого

города

.

В

настоящее

время

используется

по

прямому

назначению

-

здесь

располагаются

кондитерская

и

кофейня

.

В

.

А

.

Шрётер

был

одним

из

выдающихся

Российских

архитекторов

2-

й

половины

19

века

,

крупнейшим

специалистом

по

сооружению

театральных

зданий

и

мастером

«

кирпичного

стиля

».

По

его

проектам

построены

театры

в

Рыбинске

,

Нижнем

Новгороде

,

Иркутске

,

Тифлисе

,

Киеве

,

здания

различного

назначения

во

многих

городах

России

и

за

границей

.

В

Петербурге

им

построено

и

перестроено

почти

полсотни

зданий

,

в

том

числе

проведена

реконструкция

здания

Александринского

и

Мариинского

театров

.

Кроме

этого

В

.

А

.

Шрётер

был

инициатором

создания

Петербургского

общества

архитекторов

АНСАМБЛЬ ЗДАНИЙ ГОРОДСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

По предложению городского головы А.А. Репина Санкт-Петербургское общество

архитекторов объявило конкурс на создание проекта здания, которое «…должно

выходить на три улицы: Рождественскую с востока, Екатерининскую с юга и

Индийскую с запада; из фасадов же главный должен быть обращен на юг». В здании

должны были разместиться: реальное училище, торговые помещения, городская

библиотека, городской банк, городская дума, городская управа с архивом,

сиротский суд, богадельня. В апреле 1880 года из представленных на конкурс

проектов первая премия была присуждена русскому архитектору немецкого

происхождения Виктору Александровичу Шрётеру

здание нового театра стало подарком

президента В.В.Путина к юбилею города.

В

2006

году

на

право

проектирования

и

строительства

астраханского

музыкального

театра

был

объявлен

конкурс

,

в

котором

победил

проект

московского

архитектора А

.

М

.

Денисова

.

Новый

астраханский

театр

соединил

в

себе

архитектурные

традиции

,

современные

достижения

в

области

строительства

и

региональные

особенности

театрального

зодчества

.

Творенье

может

пережить

творца

:

Творец

уйдет

,

природой

побежденный

,

Однако

образ

,

им

запечатленный

,

Веками

будет

согревать

сердца

.

Я

тысячами

душ

живу

в

сердцах

Всех

любящих

,

и

,

значит

,

я

не

прах

,

И

смертное

меня

не

тронет

тленье

.

Микеланджело

Буонарроти



В раздел образования