Автор: Широнина Валентина Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №19 г. Кирова
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Открытый рефлексивный классный час
Тема: "Мой выбор..."
Раздел: начальное образование
Классный час на тему «Мой выбор – это…»
2 класс
Цель: создать условия для самоанализа учащимися собственного поведения при
совершении различных поступков.
Задачи:
Выяснить, какие чувства испытывают дети при совершении плохих и
хороших поступков, и что они могут значить для человека.
Показать, к каким последствиям могут привести необдуманные действия
человека.
Проанализировать конкретные ситуации и дать правильный совет героям,
опираясь на общественно значимые нормы.
Подвести учеников к правильному выбору своего поведения.
Технология проведения: рефлексивный классный час.
Функции классного часа: ориентирующая на достойное поведение в обществе и
организационно-исполнительская.
Оборудование: карточки с ситуациями для групповой работы,
цветные стикеры для проведения рефлексии.
Технология
Методика
1. Тема, цель
(сообщает кл.
руководитель)
Тема классного часа «Мой выбор – это…»
Цель: проанализировать своё поведение при совершении хороших
и плохих поступков и сделать правильный выбор.
Мы продолжаем с вами разговор.
2. Информация.
Сообщение кл.
руководителя.
(Этот компонент
«включает»
ученика в
мыслительный
процесс «про
себя»)
Сообщение кл. руководителя по результатам анкетирования:
Любой человек, живя в обществе, совершает разные поступки:
одни могут быть хорошими, даже героическими, а другие –
плохими, иногда просто отвратительными. Каждый сейчас,
наверно, уже задумался:
– А я совершал такие поступки? Почему я это делал?
Конечно, причины были разные, но вот, что вы испытывали потом,
какие чувства?
Мы провели анкетирование в классе ещё до каникул, вы отвечали
на 2 вопроса. Послушайте, какие давались ответы.
1 вопрос: Какие чувства ты испытывал, если совершал плохой
поступок?
Я вначале подумала, что многие из вас не дадут никакого ответа на
этот вопрос, так как не захотят вспоминать плохое (или
показывать, что совершали такие плохие поступки), но, к счастью,
я ошиблась. Только 2 ученика из 20 не дали ответ на 1 вопрос.
Ответы следующие (выписаны на доску):
Вины и стыда – 9 чел.
Хочу исправить – 1 чел.
Грустно, не хочется ни с кем общаться – 1 чел.
Страх – 4 чел.
Сбегаю из дома – 1 чел.
Злости – 2 чел.
Половина учеников класса испытывает вину и стыд, один сразу
хочет исправить положение. Значит, они уже раскаиваются в
совершении плохого поступка, им не хочется повторять свою
ошибку. Это вполне нормально.
Одному грустно и не хочется ни с кем общаться – это значит,
что он чувствует, что не прав и будет исправляться.
- А о чём говорит чувство страха у человека после совершения
плохого поступка?
(Он боится наказания за свои действия.)
- Почему человек сбегает из дома? (Он тоже испытывает чувство
страха и боится наказания.)
- Стоит ли тогда делать плохое, если это гонит тебя из дома?
А вот чувство злости при совершении плохого поступка означает
сильную агрессию у человека. Это уже ненормально.
2 вопрос: Какие чувства ты испытываешь, когда тебя за что-то
благодарят? Ответы следующие (выписаны на доску):
Радость – 12 чел.
Хорошие чувства – 2 чел.
Гордость – 3 чел.
Стеснительность – 5 чел.
Мне весело – 3 чел.
Некоторые из вас написали по 2-3 ответа, поэтому их больше
получилось. Итак, все вы при совершении хороших поступков
испытываете нормальные чувства.
3. «Я – позиция»
Причина
«Я – позиции».
«Я – позиция» и
общественно
значимая норма.
Учащиеся
отвечают на
вопросы.
Беседа:
1. - О каком плохом поступке ты жалеешь, и почему его
совершил?
(Мне запомнился из детства мой плохой поступок. Я гостила у
бабушки в деревне. И когда пришло время уезжать, я без
разрешения взяла у неё много красивых открыток и захотела
увезти их домой. Когда мы шли на станцию, эти открытки стали
выпадывать из кофточки прямо на дорожку. Бабушка спросила,
почему я не сказала ей, что мне хочется взять эти красивые
открытки. Она бы мне их отдала без сожаления.
Мне было так стыдно, что я заплакала. Потом бабушка сказала,
чтобы я больше не брала ничего ни у кого без спроса. Причина
моего плохого поступка в том, что я коллекционировала красивые
открытки и думала, что бабушка не даст мне так много открыток.
Я их просто стащила. Больше я себе никогда такого не позволяла).
Давайте подумаем и продолжим незаконченное предложение:
Плохие поступки вызывают у людей …, …, … .
(осуждение, неприязнь, они могут изменить отношение к человеку)
Вывод: Плохие поступки могут привести к проступкам,
правонарушениям, потом к преступлению, ученика могут
поставить на учёт в комиссию ПДН, а затем колония, тюрьма. А
всё начиналось с плохого поступка.
2. – Какой хороший поступок ты совершил недавно и почему?
(ответы учащихся)
Давайте подумаем и продолжим незаконченное предложение:
Хорошие поступки вызывают у людей …, …, … .
(благодарность, уважение к человеку, изменяют отношение к
нему).
Есть очень хорошая и мудрая пословица (на доске):
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Хорошие привычки приведут вас к хорошей судьбе. Это мудрость
народа.
4. Практическая
работа в
группах.
Учащиеся
должны сообща
подумать и дать
совет герою
ситуации.
Давайте разделимся на 6 групп и поработаем по конкретным
ситуациям. Ваша цель: дать правильный совет героям своих
ситуаций. Вы обсуждаете ситуацию, и от каждой группы
выступает один ученик с вашим коллективно выбранным советом.
Ситуация №1.
Володя пошёл в магазин за продуктами. Когда он шёл по улице, то
заметил, как у женщины выпал из сумочки кошелёк… Что надо
сделать Володе?
Ситуация №2.
По дороге домой из школы Таня увидела на остановке маленького
голодного котёнка. Она пожалела его и принесла домой. Но мама
её заругала, потому что дочь с ней не посоветовалась. Как
поступить Тане?
Ситуация №3.
Маша потеряла свой сотовый телефон. Через неделю она случайно
увидела точно такой же телефон у своего одноклассника. В
разговоре выяснилось, что Олег его нашёл. Как быть ребятам?
Ситуация №4.
Слава и Миша договорились сбежать с последнего урока и позвали
с собой ещё двух друзей. Как поступить другим мальчикам в этой
ситуации?
Ситуация №5.
Два друга поссорились. Ссора переросла в драку. Рядом стояли
одноклассники. Какие действия вы им посоветуете?
Ситуация №6.
Приятели на каникулах решили сходить в компьютерный зал и
поиграть на деньги. Что вы им посоветуете в этом случае?
5. Свободный
выбор.
Итак, какими же словами можно закончить предложение:
Мой выбор – это …?
Предлагаемые формулировки записываются на доске:
Совершение хороших достойных поступков,
Правильное и обдуманное поведение, и другие.
Учитель формулирует мысль и заканчивает это предложение
коллективным ответом.
6. Рефлексия.
- Можно ли надеяться, что каждый из вас будет после этого
разговора совершать обдуманные поступки? Наклейте свой
цветной ответ на доску:
Зелёный листочек будет обозначать – да, я буду
обдумывать свои поступки.
Красный листочек будет обозначать – я сомневаюсь, но
постараюсь.
Синий листочек будет обозначать – нет, мне ещё это
трудно.
(посмотрим результаты – без комментариев можно).
7. Мотивация
- В заключение классного часа я хочу подвести черту: давайте в
течение этого месяца понаблюдаем за своими поступками и через
месяц посмотрим, изменилось ли наше отношение, выбираем ли
мы действительно достойное поведение, помогаем ли мы друг
другу хорошими советами.
Согласны?
Спасибо вам за работу на классном часе.
8. Реальный
результат.
Отслеживание.
Наблюдение.
9. Возвращение
к проблеме.
Примерно через месяц после принятого решения.
Самоанализ изменений.
Технологическая распаковка (после классного часа)
1. Доказательство правильности выбора технологии классного часа.
Рефлексивный классный час как технология в большей степени помогает направить действия
учителя на решение конкретных проблем, которые выявляются в классе. Учащиеся высказывают
свою позицию по отношению к проблеме, говорят о нормах принятых в обществе, сравнивают,
анализируют своё мнение или действия, «пропускают их через себя» и делают определённый выбор.
2. Способы и приёмы мотивации учащихся на активное взаимодействие: я мотивирую учащихся
на правильный выбор своего поведения в повседневной жизни, использую приёмы:
– предположение о том, что я думала о них не совсем хорошо, чем оказалось…;
- продолжение незаконченных фраз;
- обращение к пословице – народной мудрости;
- практические советы героям ситуаций – положительные по коллективному выбору;
- цветовая рефлексия учащихся;
- наблюдение и отслеживание в дальнейшем своего поведения и его коррекция.
3. Позиция классного руководителя.
Место классного часа определено направлением работы по воспитанию правовой культуры
младших школьников. На классных часах в этом учебном году уже рассматривались проблемы
взаимоотношений мальчиков и девочек, правила, обязательные для всех. Сегодня мы делали
правильный выбор по достойному поведению в обществе. Школьная программа профилактики
дезадаптации и правонарушений явилась основой для сегодняшнего классного часа.
4.Реализация цели:
– условия для самоанализа своего поведения были созданы, заранее была проведена анкета среди
учащихся класса и домашнее задание по обдумыванию совершённых поступков, обсуждались ответы
и их значение расшифровывалось;
- дети явно задумались над последствиями негативных поступков и предлагали правильные советы
героям ситуаций;
- перспектива решения данной проблемы присутствует и рефлексия это показала.