Автор: Маркова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Полилингвальный комплекс "Адымнар-Алабуга" ЕМР РТ
Населённый пункт: г. Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование
ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В
ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Современные психологи и педагоги считают, что качество
выполнения деятельности и её результат зависят от мотивации;
именно мотивация вызывает целенаправленную активность,
определяющую выбор средств и приёмов, их систематизацию для
достижения целей.
Проблема сохранения мотивации в системе образования возникает
по каждому предмету.
Актуальность данной проблемы вызвана рядом факторов;
- Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу
поиска средств поддержания у обучающихся интереса к
изучаемому материалу;
- Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания
иностранного языка является обучение устной речи, создающей
условия для раскрытия коммуникативной функции языка и
позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального
общения, что, несомненно, повышает мотивацию к изучению
иностранного языка.
Анализируя методический материал по развитию и формированию
мотивации при обучении английскому языку, мы приходим к
следующим выводам:
• Мотивация является важным компонентом любого вида
деятельности, и определённый вид мотивации будет обеспечивать
её результативность.
• Ведущей педагогической идеей в работе с учащимися является
создание ситуации успеха в наиболее значимых видах
деятельности, которые дают возможность позитивного
самоутверждения, а также формирование ценностных установок и
предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
• При проведении практической работы по формированию мотивов
учения и учебной деятельности учителю необходимо стремиться
мобилизовать потенциальные возможности данного возраста, а
именно, приступив к работе с классом, определить, как
сформированы у учащихся уровни учебной деятельности и
мотивации, а затем запланировать специальную работу (виды
заданий, упражнения).
•Нестандартный урок - это урок, который характеризуется
нестандартным подходом к отбору содержания учебного
материала, к сочетанию методов обучения и к внешнему
оформлению.
•Систематическое использование нестандартных форм уроков в
учебном процессе является средством развития мотивации при
обучении иностранному языку, т.к. нестандартное представление
материала вызывает интерес и положительные эмоции.
•Нестандартные уроки способствуют созданию благоприятных
условий для снятия психологического барьера в изучении
иностранного языка у учащихся, помогают общаться друг с другом
и совершенствовать память, внимание, мышление и волю.
•Нестандартные уроки используются для активизации деятельности
обучающихся, содействуя развитию их автономий, способностей
работать в коллективе, развивая все виды речевой деятельности.
Для успешной подготовки нестандартного урока и его проведения
учитель должен не только хорошо знать предмет и методику его
преподавания, творчески подходить к работе, проявлять
изобретательность, учитывать собственный характер и
темперамент, но и осознанно относиться к использованию
нестандартных форм урока в учебном процессе.
Каждой ступени обучения должны соответствовать определенные
формы нестандартных уроков. На основании таких критериев
отбора, как учет возрастных особенностей обучающихся,
посильность и доступность учебного материала, уровень
подготовки учащихся, соответствие создаваемой ситуации
реальной ситуации общения, мы выделили для данного этапа
обучения иностранному языку типы нестандартных уроков.
Типы нестандартных уроков: уроки — деловые игры, уроки—
соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки-
путешествия, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-концерты,
уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки ролевые игры,
уроки-экскурсии, уроки по проектной деятельности.
Для обобщения вышесказанного представлены методические
рекомендации по организации и проведению нестандартных форм
урока в обучении иностранному языку:
1. Преподавателю необходимо стремиться мобилизировать
потенциальные возможности данного возраста, а именно,
приступив к работе с классом, определить, как сформированы у
учащихся уровни учебной деятельности и мотивации, а затем
запланировать специальную работу (виды заданий, упражнения).
2. Обращаться слишком часто к нетрадиционным формам
организации учебного процесса нецелесообразно, так как
нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в
конечном итоге, приведет к падению у обучающихся интереса к
предмету и учебе, лучше проводить такие уроки 2-3 раза в
четверти.
3. Проводить нестандартные уроки возможно на любом этапе
работы над учебным материалом, как во время проведения урока
приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений
и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках
повторения, контроля.
4. Как итоговые нестандартные уроки лучше проводить после
прохождения каждой темы для обобщения и закрепления знаний,
умений и навыков учащихся.
5. Для активизации деятельности обучающихся, содействуя
развитию их автономий, способностей работать в коллективе,
развивая все виды речевой деятельности, используются такие
нетрадиционные формы: уроки-исследование, урок-дискуссия, урок
взаимоконтроля, видео- урок и т.д.
6. Очень важно прививать учащимся желание знать культуру и
традиции носителей изучаемого языка, т.к. язык выполняет две
функции: коммуникативную и социолингвистику, изучающую
соотношение языка и культуры, языка и общества, а язык является
хранителем национальной культуры народа, который на нем
говорит.
Необходимо отметить, что в условиях полилингвальной школы, где
приоритетным моментом является изучение русского, татарского и
английского языков, одной из основных задач является развитие у
обучающихся интереса к учению и творчеству. Для решения этой
проблемы, реализуя инновационную образовательную программу,
широко применяются как современные обучающие технологии в
учебном процессе, так и нестандартные формы и средства
обучения, повышающие творческую активность обучающихся и
стремление совершенствовать свои языковые навыки в изучении
языков.