Напоминание

Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам


Автор: Шамхалян Элина Робертовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преимущества применения компьютерных технологий при обучении

иностранным языкам

Success doesn’t come to you…you go to it

Успех сам не приходит, если вы не идете к нему.

Marva Collins (Марва Коллинз)

Ключевые

слова:

социокультурная

и

межкультурная

компетенции,

мультимедийные

технологии,

диалог

культур,

дидактические

свойства,

коммуникативность,

речевая деятельность,

социокультурный опыт.

Аннотация: Статья посвящена вопросу применения информационных и

компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку. Автор раскрывает

мотивы

применения

мультимедийных

технологий,

дидактические

свойства

применения информационных коммуникативных технологий. Особое внимание

уделяется положительным возможностям применения мультимедийных технологий.

На

заключительном

этапе

в

статье

показана

одна

из

форм

практического

использования мультимедийных технологий, а именно на примере межкультурного

интернет-проекта.

XXI век – век информации и компьютерных технологий, которые являются

основными условиями успешного развития экономики, науки и культуры. Поэтому

одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием, считается

подготовка

конкурентоспособного

специалиста,

способного

применять

новые

информационные технологии.

Современные информационные и коммуникационные

технологии (ИКТ), которые еще буквально несколько лет назад казались «далеким

будущем», очень быстро стали «реальным настоящим». Компьютерная культура стала

профессионально важным качеством. Основным признаком компьютерной культуры

стало умение применять мультимедийные технологии в сфере своей деятельности,

четкое осознание путей и механизмов их эффективного включения в решение

возникающих задач.

За последнее время появилось много методических работ, в

которых

рассматривались

вопросы

развития

видов

речевой

деятельности,

формирования

аспектов

языка,

а

также

формирования

социокультурной

и

межкультурной

компетенций

посредством

аутентичных

и

учебных

Интернет-

ресурсов, блог- и вики-технологий, подкастов и лингвистического корпуса.

Мультимедийные технологии предлагают более широкие возможности для

комплексного использования в отличие от традиционных технических средств,

поэтому они так универсальны на занятиях иностранного языка.

Современные

информационные

и

коммуникационные

технологии

обладают

дидактическими

свойствами и функциями. Их характеристики довольно точно описаны в работах Е.С.

Полат, М.В. Моисеевой и М.Ю. Бухаркиной.

Российские и зарубежные методисты выделяют следующие основные мотивы

применения мультимедийных технологий:

1. Мультимедийные технологии эффективны для занятий по иностранному

языку, так как с их помощью можно легко объяснить не только языковые, но и

культурные феномены. Кроме того, они обладают безграниченным количеством

информации, которую невозможно получить из традиционных СМИ.

2. Современные мультимедийные технологии повышают интерес и мотивацию

к изучению иностранных языков, так как предлагают разнообразные учебные

материалы, новые формы, методы и приемы работы на занятиях, эффективно

поддерживают процесс обучения иностранным языкам.

3. Современные компьютерные технологии дают возможность погружения в

иную культуру для лучшего её понимания, позволяют обучающимся общаться с

представителями иных культур.

Таким образом, современные мультимедийные технологии создают новые

неограниченные

технологические,

информационные

и

методологические

возможности

для

процесса

обучения

иностранным

языкам,

поскольку

они

представляют собой набор современных, принятых во всем мире инструментальных

средств и всеобъемлющее информационное поле.

Дидактические свойства применения информационных коммуникативных

технологий разнообразны. Можно выделить:

1.

Поликультурность и многоязычие информационных Интернет-ресурсов.

В сети Интернет размещено множество информационных ресурсов из разных

языков мира. Большая часть ресурсов представлена на английском языке, а точнее, в

различных

его

вариациях,

таких

как:

британском,

американском,

канадском,

новозеландском, австралийском и т.п., диалектах и социолектах. Также, в сети

Интернет

можно

найти

материал

о

различных

культурных

(этнических,

профессиональных

и

т.п.)

группах

страны

изучаемого

языка.

Такое

изучение

позволяет реализовать принцип диалога культур и формирует у обучающихся

представление о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка и о

культурном многообразии как о норме сосуществования культур в современном

поликультурном мире.

2.

Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов.

В сети Интернет можно обнаружить практически любой информационный

материал, созданный как обычным ребенком, так и университетским профессором;

как для учебных целей, так и аутентичных ресурсов, созданных для носителей языка и

культуры. Различный уровень языковой сложности, а также различная глубина

освещения обсуждаемых культурных и социально значимых вопросов в различных

источниках позволяют использовать информационные Интернет-ресурсы на всех

этапах

обучения.

При

этом

важно,

чтобы

при

отборе

учебного

материала

преподаватель обращался к ряду критериев, специально разработанных с учетом

свойств и функций Интернет-среды. К таким критериям отбора относятся языковая и

культурно-историческая сложность материала, источник информации, надежность,

актуальность, культуросообразность и объективность информации.

3.

Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов

В

сети

Интернет

существуют

информационные

материалы,

сетевые

энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии по известным музеям

и галереям. Использование в учебном процессе различных Интернет-ресурсов

позволит обучающимся обладать навыками работы с разнообразными типами

Интернет-источников.

4.

Мультимедийноть ресурсов.

В

сети

Интернет

можно

встретить

широкое

разнообразие

примеров

представления информации: текст, графика, цветные изображения, аудиофайлы,

видеозаписи,

анимация.

Использование

мультимедийных

ресурсов

в

учебном

процессе принесет в учебную деятельность языковую и социокультурную среду

страны

изучаемого

языка.

Средства

мультимедиа

сети

Интернет

позволяет

значительно

чаще

слышать

речь

носителя

языка,

а

также

знакомиться

с

распространенными диалектами и социолектами.

5.

Возможность организации синхронного и асинхронного общения.

Современные информационные и коммуникационные технологии создают

условия

для

организации

синхронного

и

асинхронного

общения

между

пользователями сети Интернет. Дидактическое свойство может быть использовано

между российскими студентами, а также с зарубежными сверстниками, когда

обучающиеся

совместно

работают

над

поставленной

проблемой,

используя

в

качестве средства общения изучаемый язык.

6.

Развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Одной из отличительных характеристик компетентностного подхода является

переход от «обучения на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни».

Интерактивное обучение иностранным языкам на основе мультимедийных

программ позволяет реализовать целый комплекс методических, дидактических и

психологических принципов, делает процесс обучения более занимательным и

творческим. С помощью подобных программ возможны учет уровней языковой

подготовки обучающихся и разработка заданий различной степени сложности в

рамках одной программы.

К преимуществам применения мультимедийных технологий можно отнести:

Мультимедийные

технологии

открывают

новые

возможности

в

варьировании

заданий

и

проблемных

ситуаций

и

активном

использовании разнообразных вспомогательных технических средств.

Это происходит благодаря тому, что в качестве опоры компьютер имеет

аудио- и видеозапись, а это позволяет использовать принципиально

новые программы для ознакомления со страноведческой информацией.

Применение компьютера расширяет кругозор обучающихся, погружает

их в культуру изучаемого языка, развивая тем самым коммуникативную

компетенцию.

Возможность реализации индивидуальной работы. Компьютер дает

возможным учитывать как возрастные особенности и уровни языковой

подготовки, так и индивидуальные психологические качества: вид

памяти,

мышления,

тип

темперамента.

Позволяет

выбрать

индивидуальный темп работы и провести дифференцированный анализ

ошибок.

Наличие своевременной обратной связи. Компьютерные программы

снабжены различного рода ключами, подсказками и инструкциями,

которые являются опорой во время проведения самостоятельной работы.

Большие

возможности

наглядного

представления

материала.

Компьютер предлагает все виды вербальной и невербальной наглядности

за счет использования статистических визуальных источников в форме

текстов, таблиц, рисунков, фотографий, схем, графиков для развития и

подкрепления ассоциативного мышления.

Мультимедийные

технологии

позволяют

пользоваться

различными

словарями, справочниками, мультимедийными программами, а также

открывают

новые

возможности

по

использованию

безграничных

ресурсов сети Интернет для постоянного получения банка учетных

материалов.

Многогранность применения мультимедийных технологий. Различные

комбинации текста, графики и звука позволяют быстро и успешно

интегрировать учебный материал.

Концентрация

внимания.

Часто

при

использовании

компьютера

возможно повторение похожих заданий.

Индивидуальное стимулирование. Каждый обучающийся стремится к

поставленной цели с учетом индивидуальных способностей.

Креативность.

Мультимедиа

способствуют

развитию

творческой

деятельности обучающихся.

Таким образом, именно применение мультимедийных технологий позволяет

использовать большое количество дополнительных средств обучения, стимулируя

активность и коммуникативность обучающихся. Компьютер является высоким

стимулирующим

и

мотивирующим

средством,

обладая

методическим

и

дидактическим потенциалом, который связан с полным комфортом работы на нем.

Возможным примером применения мультимедийных технологий при обучении

иностранным

языкам

является

межкультурный

интернет-проект,

участниками

которого могут быть представители различных культур. Ежедневное общение в

форуме сети Интернет способствует развитию социокультурной компетентности, при

этом общение проходит на языке партнеров данного проекта. В ходе работы над

проектом обучающиеся знакомятся друг с другом, собирают большое количество

идей и мнений для обсуждения. Таким образом, такая работа требует знаний в

различных областях.

Следует

отметить,

что

обучающиеся

используют

различные

источники

информации, что способствует тщательному отбору социокультурной информации, а

также её качеству и достоверности. Обучающиеся приобретают необходимый

социокультурный опыт, впоследствии вся собранная информация обсуждается в

форуме совместно с иностранными партнерами.

Работа

над

межкультурным

интернет-проектом

способствует

развитию

интеллектуально-логических и эвристических способностей обучающихся и учит

переносить

уже

имеющиеся

знания

по

иностранному

языку

на

новые

социокультурные ситуации и проблемы, видеть противоречия, обладая при это

независимостью суждений. В ходе международного Интернет-проекта проводится

как творческая, так и исследовательская деятельность партнеров.

Важным этапом в работе над межкультурным интернет-проектом является

обязательное

создание

каждым

участником

интернет-страницы

во

всемирной

Интернет-энциклопедии - Википедии, которая включает в себя разнообразную

информацию

об

участнике

проекта.

Использование

и

работа

с

Википедией

предусматривает активное сотрудничество, которое подразумевает написание статей

социокультурного характера на иностранном языке.

Завершающим

этапом

проекта

предполагается

его

защита,

которая

подразумевает компьютерная презентации результатов в глобальной сети Интернет.

Таким образом, высоким мотивирующим фактором для изучения иностранных

языков является участие в межкультурном интернет-проекте. Кроме того, в ходе

творческой исследовательской работы в глобальной сети Интернет формируется

культурно-языковая личность, способная к диалогу культур.

В

заключение

важно

отметить,

что

при

обучении

иностранному

языку

необходимо

учитывать

современные

информационные

и

коммуникационные

технологии, которые обладают рядом дидактических свойств и функций.



В раздел образования