Автор: Венера Рашитовна Ковалышина
Должность: учитель истории
Учебное заведение: город Междуреченск МБОУ "Лицей №20"
Населённый пункт: Междуреченск г
Наименование материала: статья
Тема: Судьбы национальных культур в условиях глобализации
Раздел: среднее образование
Ковалышина В.Р
kovaliwu
@
.
ru
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»
город Междуреченск
Судьбы национальных культур в условиях глобализации.
Аннотация. Эта статья о сохранении традиций, языка, татарского народа в условиях
глобализации.
Глобализация сегодня — это многосторонний процесс культурной, идеологической и
экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и
этнических единств.
Страны и народы всего мира существуют в условиях взаимовлияния. Быстрые темпы
развития общества ведут к неизбежности глобальных взаимоотношений, их углублению,
укреплению и ликвидации изоляции стран и народов.
Глобализация предстает как новый этап развития человеческого сообщества со своими
отрицательными и положительными сторонами.
Сохранение и развитие каждой культуры каждого народа – это сохранение и развитие
генофонда человечества. Но как влияет процесс глобализации на этнокультуру?
Насколько она может быть устойчива, что поможет и что, наоборот, будет препятствовать
сохранению этой устойчивости? Можно ли изучить и применять национальные языки
в современных условиях?
С позиции ценности-язык является не только средством коммуникации, но и средством
мировоззрения народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на
нем говорили предки и он является моделью мира. За потерей языка следует разрушение
исторической наследственности, связи времен, памяти...
Итоги международной Олимпиады 2016 года по татарскому языку и литературе, ,
впечатляют. В Казань на финальные испытания приехали 500 учащихся из 10 стран мира
и 22 регионов России. Всего на отборочных конкурсах приняло участие более 11 тыс.
изучающих татарский язык. В прошлом году, когда гран-при олимпиады завоевал
японский юноша, на предварительных отборах состязались только 5 тыс. детей,
а на первой олимпиаде в 2013 году — только 1,5 тыс. изучающих татарский язык.
Татары являются вторым по численности этносом в Российской Федерации после
русских. В РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары.
Даже образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии,
Болгарии, Турции, Китае, США, Японии, Австралии, Швеции. Татарские корни имеют
многие известные дворянские роды России: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы,
Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы,
Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы,
Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы. Татары во многих оборонительных и освободительных
войнах всегда принимали активные участие. "Будь не только сыном своего отца, но и будь
также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. По числу "Героев
Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению
количества героев на весь народ - первое. В мирной жизни татары дали Отечеству немало
знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых,
как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и
Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В
области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева,
Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского
происхождения.
В нашем городе живут хранители национально-культурных традиций татар.
Гульсум Абдуллаяновна Рахимзянова родилась 05.11.1948 года в селе Сабанчино
Кукморского района Татарской АССР. До Казани 3 часа езды на автобусе. Мама Хатира
работала в колхозе овощеводом, папа Абдуллаян-председателем колхоза. В семье 6 детей,
как и принято во многих татарских семьях. При рождении каждого ребёнка родители
Гульсум высаживали тополь. Работать в селе было нелегко, мужских рабочих рук не
хватало, многие не вернулись с войны. Давали о себе знать раны, полученные
Абдуллаяном в годы Великой Отечественной войны. С 1941по 1945 год защищал наше
Отечество от фашизма. Участвовал в знаменитой переправе через Днепр. В 1954 году
семья Рахимзяновых остаётся без главы семейства. Осколки от снаряда времён Великой
Отечественной войны сделали своё чёрное дело. Татарские женщины покорны, но и
сильны. Хатира, мама Гульсум приложила все усилия, чтобы дети получили образование.
После окончания средней школы, Гульсум работает в колхозе «Рассвет» освобождённым
секретарём комсомольской организации (1962-1970гг.) Комсомольцы проводили
спортивные соревнования, праздники, субботники. В КПСС Гульсум с 1969 года. В
1972 году с мужем Мансуром Рахимзяновичем Рахимзяновым уезжает из деревни в
сибирский город Междуреченск. Здесь начинает работать одна из крупнейших шахт
страны шахта «Распадская». По направлению Горкома партии Гульсум устроилась
работать в школу №20 заведующим по хозяйственной части. На протяжении 28 лет, её
рабочий день оставался неизменным с 7.00 до 20.00. И как с таким ритмом жизни ещё
успевала и воспитывать своих дочерей : Гульнара 1975 года рождения и Зульфия 1977
года рождения. В дали от малой родины не забывала родной татарский язык . Выписывала
газеты и журналы на татарском языке («Огни Казани», « Азат хатын»). Обучала родному
языку дочерей. Так как в городе много было татар, с концертами приезжали артисты из
Казани Ильхам Шакиров, Фанира Гиззатулина, Зуфар Белалов с Зайной Фаркетдиновой.
Полный зал собирал Дк ленина ценителей татарской культуры. Такие концерты
проводились 2, 3 раза в год. С 1989 года по субботам Гульсум была частым гостем на
вечерах, организованных ДК Ленина ансамблем «Яшлек» (молодость). С 2005 года
Гульсум посещает мечеть.
Татары дорожат дружбой. И этому пример многолетней дружбы Ахмадулиной Накии
Мустафановны 1941 года рождения и Шакировой Альфии Ахметшиновны 1942 года
рождения. Их дружбе 62 года. Обе из деревни Кызыл –Чишма Батеровского района
Чувашской АССР. Учились в одной школе. Волей судьбы оказались в Таджикистане. В
1957 году подруги вместе работали на прядильной фабрике в городе Канибадаме
Согдийской области Таджикистана. Были активными комсомолками: собирали хлопок,
ездили на бахчу, выступали на концертах (акапельно пели татарские песни). Сохранился
подарок за выступление на одном из таких концертов фарфоровая «узбечка». Татарские
песни в Таджикистане воспринимались на ура! Родной язык Альфия и Накия не забывали.
Да! Для старшего поколения язык-нечто святое. Сибгат Хаким писал:
Судьба! Меня лишила ты отца
И матери. Осиротело слово.
Лишь об одном прошу я: до конца
Оставь мне радость языка родного.
С 1966 года Накия Мустафановна в Междуреченске. Работала секретарём- машинистом
на разрезе «Междуреченский» бессменно до 2001года. В 1967 году в город приезжает и
Альфия. Работа нашлась и для Альфии , медсестра во 2 поликлинике в отделении
«хирургия». Проработав 15 лет вынуждена была уйти в Госстрах из-за аллергии на
химические препараты. Живя в Междуреченске подруги поддерживали давнюю дружбу.
Дружили уже семьями. В 1989 году в ДК Ленина Рамзия Хасанова создаёт татарский
ансамбль «Яшлек» («Молодость»). Ни один праздник не обходился без концерта
«Яшлек». Главный сценарист ансамбля Накия . Полный зал собирал ДК Ленина
представителей татарской национальности. Программа концерта: стихи, песни, прибаутки,
пляски и конечно же чаепитие. 1990 год, Казань , Всесоюзный конгресс татар. Из
Междуреченска тоже были представители татар, хранители национально-культурных
традиций Альфия Ахметшиновна и Накия Мустафановна. В 1995 году на турбазе
«Восход» подруги помогли организовать праздник для жителей нашего города- сабантуй.
Сабантуй-это праздник успешного завершения весенне-полевых работ и будущего
урожая, а также праздник плодородия и благополучия. Сегодня подруги активные члены
Мусульманской общины. Оказывают помощь больным, малообеспеченным. В культурной
жизни города , стремление к сохранению культурных традиций татар продолжает
ансамбль «Сандугач», созданный в 2011 году Коноваленко Светланой Борисовной.
Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она
взаимодействует со многими народами мира. На концертах «Сандугач» выступают и
гости- представители узбекской.. киргизской, русской культуры. Общение с другой
культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к
нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура
нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем.
Список литературы
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 43.
5. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тб., 1984. С. 36.