Напоминание

Судьбы национальных культур в условиях глобализации


Автор: Венера Рашитовна Ковалышина
Должность: учитель истории
Учебное заведение: город Междуреченск МБОУ "Лицей №20"
Населённый пункт: Междуреченск г
Наименование материала: статья
Тема: Судьбы национальных культур в условиях глобализации
Раздел: среднее образование





Назад




Ковалышина В.Р

kovaliwu

@

mail

.

ru

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»

город Междуреченск

Судьбы национальных культур в условиях глобализации.

Аннотация. Эта статья о сохранении традиций, языка, татарского народа в условиях

глобализации.

Глобализация сегодня — это многосторонний процесс культурной, идеологической и

экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и

этнических единств.

Страны и народы всего мира существуют в условиях взаимовлияния. Быстрые темпы

развития общества ведут к неизбежности глобальных взаимоотношений, их углублению,

укреплению и ликвидации изоляции стран и народов.

Глобализация предстает как новый этап развития человеческого сообщества со своими

отрицательными и положительными сторонами.

Сохранение и развитие каждой культуры каждого народа – это сохранение и развитие

генофонда человечества. Но как влияет процесс глобализации на этнокультуру?

Насколько она может быть устойчива, что поможет и что, наоборот, будет препятствовать

сохранению этой устойчивости? Можно ли изучить и применять национальные языки

в современных условиях?

С позиции ценности-язык является не только средством коммуникации, но и средством

мировоззрения народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на

нем говорили предки и он является моделью мира. За потерей языка следует разрушение

исторической наследственности, связи времен, памяти...

Итоги международной Олимпиады 2016 года по татарскому языку и литературе, ,

впечатляют. В Казань на финальные испытания приехали 500 учащихся из 10 стран мира

и 22 регионов России. Всего на отборочных конкурсах приняло участие более 11 тыс.

изучающих татарский язык. В прошлом году, когда гран-при олимпиады завоевал

японский юноша, на предварительных отборах состязались только 5 тыс. детей,

а на первой олимпиаде в 2013 году — только 1,5 тыс. изучающих татарский язык.

Татары являются вторым по численности этносом в Российской Федерации после

русских. В РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары.

Даже образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии,

Болгарии, Турции, Китае, США, Японии, Австралии, Швеции. Татарские корни имеют

многие известные дворянские роды России: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы,

Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы,

Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы,

Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы. Татары во многих оборонительных и освободительных

войнах всегда принимали активные участие. "Будь не только сыном своего отца, но и будь

также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. По числу "Героев

Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению

количества героев на весь народ - первое. В мирной жизни татары дали Отечеству немало

знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых,

как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и

Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В

области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева,

Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского

происхождения.

В нашем городе живут хранители национально-культурных традиций татар.

Гульсум Абдуллаяновна Рахимзянова родилась 05.11.1948 года в селе Сабанчино

Кукморского района Татарской АССР. До Казани 3 часа езды на автобусе. Мама Хатира

работала в колхозе овощеводом, папа Абдуллаян-председателем колхоза. В семье 6 детей,

как и принято во многих татарских семьях. При рождении каждого ребёнка родители

Гульсум высаживали тополь. Работать в селе было нелегко, мужских рабочих рук не

хватало, многие не вернулись с войны. Давали о себе знать раны, полученные

Абдуллаяном в годы Великой Отечественной войны. С 1941по 1945 год защищал наше

Отечество от фашизма. Участвовал в знаменитой переправе через Днепр. В 1954 году

семья Рахимзяновых остаётся без главы семейства. Осколки от снаряда времён Великой

Отечественной войны сделали своё чёрное дело. Татарские женщины покорны, но и

сильны. Хатира, мама Гульсум приложила все усилия, чтобы дети получили образование.

После окончания средней школы, Гульсум работает в колхозе «Рассвет» освобождённым

секретарём комсомольской организации (1962-1970гг.) Комсомольцы проводили

спортивные соревнования, праздники, субботники. В КПСС Гульсум с 1969 года. В

1972 году с мужем Мансуром Рахимзяновичем Рахимзяновым уезжает из деревни в

сибирский город Междуреченск. Здесь начинает работать одна из крупнейших шахт

страны шахта «Распадская». По направлению Горкома партии Гульсум устроилась

работать в школу №20 заведующим по хозяйственной части. На протяжении 28 лет, её

рабочий день оставался неизменным с 7.00 до 20.00. И как с таким ритмом жизни ещё

успевала и воспитывать своих дочерей : Гульнара 1975 года рождения и Зульфия 1977

года рождения. В дали от малой родины не забывала родной татарский язык . Выписывала

газеты и журналы на татарском языке («Огни Казани», « Азат хатын»). Обучала родному

языку дочерей. Так как в городе много было татар, с концертами приезжали артисты из

Казани Ильхам Шакиров, Фанира Гиззатулина, Зуфар Белалов с Зайной Фаркетдиновой.

Полный зал собирал Дк ленина ценителей татарской культуры. Такие концерты

проводились 2, 3 раза в год. С 1989 года по субботам Гульсум была частым гостем на

вечерах, организованных ДК Ленина ансамблем «Яшлек» (молодость). С 2005 года

Гульсум посещает мечеть.

Татары дорожат дружбой. И этому пример многолетней дружбы Ахмадулиной Накии

Мустафановны 1941 года рождения и Шакировой Альфии Ахметшиновны 1942 года

рождения. Их дружбе 62 года. Обе из деревни Кызыл –Чишма Батеровского района

Чувашской АССР. Учились в одной школе. Волей судьбы оказались в Таджикистане. В

1957 году подруги вместе работали на прядильной фабрике в городе Канибадаме

Согдийской области Таджикистана. Были активными комсомолками: собирали хлопок,

ездили на бахчу, выступали на концертах (акапельно пели татарские песни). Сохранился

подарок за выступление на одном из таких концертов фарфоровая «узбечка». Татарские

песни в Таджикистане воспринимались на ура! Родной язык Альфия и Накия не забывали.

Да! Для старшего поколения язык-нечто святое. Сибгат Хаким писал:

Судьба! Меня лишила ты отца

И матери. Осиротело слово.

Лишь об одном прошу я: до конца

Оставь мне радость языка родного.

С 1966 года Накия Мустафановна в Междуреченске. Работала секретарём- машинистом

на разрезе «Междуреченский» бессменно до 2001года. В 1967 году в город приезжает и

Альфия. Работа нашлась и для Альфии , медсестра во 2 поликлинике в отделении

«хирургия». Проработав 15 лет вынуждена была уйти в Госстрах из-за аллергии на

химические препараты. Живя в Междуреченске подруги поддерживали давнюю дружбу.

Дружили уже семьями. В 1989 году в ДК Ленина Рамзия Хасанова создаёт татарский

ансамбль «Яшлек» («Молодость»). Ни один праздник не обходился без концерта

«Яшлек». Главный сценарист ансамбля Накия . Полный зал собирал ДК Ленина

представителей татарской национальности. Программа концерта: стихи, песни, прибаутки,

пляски и конечно же чаепитие. 1990 год, Казань , Всесоюзный конгресс татар. Из

Междуреченска тоже были представители татар, хранители национально-культурных

традиций Альфия Ахметшиновна и Накия Мустафановна. В 1995 году на турбазе

«Восход» подруги помогли организовать праздник для жителей нашего города- сабантуй.

Сабантуй-это праздник успешного завершения весенне-полевых работ и будущего

урожая, а также праздник плодородия и благополучия. Сегодня подруги активные члены

Мусульманской общины. Оказывают помощь больным, малообеспеченным. В культурной

жизни города , стремление к сохранению культурных традиций татар продолжает

ансамбль «Сандугач», созданный в 2011 году Коноваленко Светланой Борисовной.

Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она

взаимодействует со многими народами мира. На концертах «Сандугач» выступают и

гости- представители узбекской.. киргизской, русской культуры. Общение с другой

культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к

нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура

нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем.

Список литературы

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 43.

5. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тб., 1984. С. 36.



В раздел образования