Напоминание

Патриотическое воспитание младших школьников


Автор: Порицкая Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п. Ольга"
Населённый пункт: пгт. Ольга Ольгинского района Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Патриотическое воспитание младших школьников.

Порицкая Наталья Владимировна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Ольга»

пгт. Ольга, Ольгинского района, Приморский край

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к

добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей –

вырастить здоровых и высоконравственных детей.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства

направлена

на

возрождение

духовных

ценностей,

большое

значение

приобретает

патриотическое

воспитание

школьников.

Школа

вносит

свой

вклад

в

формирование

человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической

основой

патриотического

воспитания

в

современной

школе

являются

духовно-нравственные

ценности

нации.

Сущность

патриотического

воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности,

патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего

народа.

В

повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно

было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда,

когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда

появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями.

Это

стремление

сделать

свою

страну

краше,

богаче,

крепче,

счастливее

в

этом

национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами

как общественным цементом.

Патриотизм

как

возвышенное

чувство,

незаменимая

ценность

и

источник,

важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в

личности,

социальной

группе,

достигшей

высшего

уровня

духовно-нравственного

и

культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает

бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Осуществление

патриотического

воспитания

основывается

на

совокупности

принципов,

которые

отражают

общие

закономерности

и

принципы

воспитательного

процесса,

и

специфику

патриотического

воспитания

младших

школьников

в

общеобразовательной школе:

обусловленность

патриотического

воспитания

развитием

общества

и

происходящими в нем событиями;

обусловленность

содержания,

форм

и

методов,

средств

и

приемов

патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом

и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

интеграция

патриотического

воспитания

с

другими

направлениями

воспитательной работы;

опора

на

новые

концепции

организации

и

осуществления

учебно-

воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

опора

на

положительное

в

личности

воспитанника

и

создание

благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;

координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе

патриотического воспитания.

Возрастные

психологические

особенности

детей

младшего

школьного

возраста

способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:

способность

и

потребность

в

сенсорных

новых

впечатлениях,

их

воспроизведении, сохранении;

интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;

эмоционально-выразительная

активность,

впечатлительность,

яркая

эмоциональная память, доверчивость;

способность

к

включению

всех

этих

форм

психической

активности

в

реальную

социальную

деятельность,

поведение,

общение

во

имя

их

эффективного

построения, регулирования и социальной оценки.

Патриотическое

воспитание

должно

гармонично

сочетаться

с

приобщением

учащихся

к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система

должна

способствовать

выработке

преемственного

мышления,

приверженности

своему

национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии,

также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и

осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к

чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено

так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости

его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из

важнейших

общественных

задач

становится

нравственно-патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения.

Краеведение

лучше

других

отраслей

знания

способствует

воспитанию

патриотизма,

любви

к

родному

краю,

формированию

общественного

сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного

участия

в

его

преобразовании,

поскольку

родной

край –

живая,

деятельная

частица

великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с

познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения

жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных

программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в

«Краеведение».

В

толковом

словаре

В.И.

Даля:

«Краеведение

это

совокупность

знаний

(исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это

всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей —

преимущественно местными школами».

Без

комплексного,

всестороннего

изучения

родного

края

(чем

занимается

краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть

важнейший

фактор

нравственного,

интеллектуального,

эстетического

воспитания

подрастающего

поколения.

Любой

школьник,

интересующийся

краеведением,

может

выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы:

географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Применяя географическое краеведение, мы изучаем климатические особенности

нашего

края,

фрагменты

ландшафта

и

морских

акваторий,

отдельные

горы,

почвы,

животный и растительный мир.

А вот изучая скульптуру, архитектуру, художественные ремесла, устное народное

творчество, музыкальный фольклор, и т. п., мы говорим об объектах художественного

краеведческого поиска.

В ходе учебного процесса, учащиеся знакомятся с историей городов, поселков,

отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и

явлений, населением Приморского края.

Но только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми

с учётом их возраста помогают воспитывать у учащихся чувства патриотизма, используя

богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Именно семья видит силу

воздействия этих произведений в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине

и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать

их моральные, духовные и человеческие качества.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе

Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном

отношении к ней. Возможно, что благодаря школьным и внеклассным мероприятиям

школьники,

ставшими

взрослыми,

в

зависимости

от

сферы

своей

деятельности

и

социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения

природных

ресурсов

России.

Конечно,

в

одном

мероприятии

невозможно

целиком

охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во

всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и

должно. И если ребенок с детства будет, бережно относится к своим национальным

символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

В начальной школе патриотическое воспитание мы начинаем именно с внеклассных

мероприятий. Воспитательная работа на уроках даёт заметные результаты, так как она

является

частью

всей

работы

школы

по

патриотическому

воспитанию

детей,

и

по

содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

В заключение вспоминаются слова В. А. Сухомлинского: «Детство – каждодневное

открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием

человека и Отечества, их красоты и величия».



В раздел образования