Напоминание

Солдатами не рождаются


Авторы: Чернова Людмила Васильевна, Афанасьева Галина Викторовна
Должность: Учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 города Углегорска Сахалинской области
Населённый пункт: г. Углегорск, Сахалинская область
Наименование материала: Урок мужества
Тема: Солдатами не рождаются
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №5 г.Углегорска Сахалинской области

Номинация: Методика организации и проведения «Уроков мужества»,

тождественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской

истории.

Название работы: Методика организации и проведения «Уроков

мужества», тождественных мероприятий, посвящённых памятным событиям

Российской истории.

Урок мужества «Солдатами не рождаются»

Авторы: Чернова Людмила Васильевна-учитель математики

Афанасьева Галина Викторовна-учитель математики

Домашний адрес: г. Углегорск,

ул.8Марта, д.1

Телефон: 43- 082 (рабочий)

г.Углегорск

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стержнем

деятельности

коллективов,

ведущих

работу

по

патриотическому

воспитанию

детей,

является

формирование

у

них

социально - психологических качеств, навыков и умений, необходимых

человеку и определяемых понятием «патриот». Патриот - это человек,

который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо,

приумножая её богатство, а если понадобится, должен быть готов встать на

её защиту. У нас много пишут о войне. Шестьдесят девять лет минуло, а всё

не заживает рана земли нашей, всё болит память людская. Сколько уже книг

написано, сколько фильмов прекрасных снято. Горят Вечные огни, стоят

мемориалы славы, а теперь вот и храмы-памятники на полях сражений.

Может быть, пора успокоиться, забыть? Но нет. Мы и так слишком быстро

умеем забывать, слишком мало помнить. А ведь ещё живы ветераны той

страшной войны, с каждым годом их становится всё меньше, им всё труднее

жить, труднее с каждым годом вспоминать события той страшной войны. Но

сегодня будем говорить о другой войне – Афганской и Чеченской, на которой

погибли наши земляки. Потери в горячих точках в мирное время. В

Углегорском районе чтят, помнят погибших не только в годы Великой

Отечественной

войны,

но

и

тех,

кто

отдал

свою

жизнь,

выполняя

интернациональный долг, защищая целостность границ России. Выбранная

тема является на сегодняшний день актуальной, потому, что вера и

патриотизм всегда были и остаются самыми надёжными ориентирами в

жизни. Они, как нескуднеющие источники, не только питают память народа,

но и продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.

Данная работа по патриотическому воспитанию выполнена в номинации

«Методика организации и проведения: «Уроков мужества», торжественных

мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».

Название работы: Урок мужества «Солдатами не рождаются»

Краткое содержание:

С первой минуты урока, благодаря музыкальному сопровождению, на

уроке

создается

эмоциональный

настрой

у

учащихся,

доверительная,

торжественная

обстановка,

обеспечивающая

интерес

к

предстоящей

деятельности. Это состояние усиливается вступительным словом учителя, в

котором с болью и скорбью приводятся данные – страшные и трагические

свидетельства войны в Афганистане и Чечне.

Основная часть урока представлена выступлениями учащихся и гостям.

Сообщение ученика в форме презентации.

Выступление гостей урока помогает учащимся более подробно узнать о

некоторых эпизодах жизни наших героев-земляков. Урок заканчивается

подведением

итогов.

В

ходе

заключительной

части

у

учащихся

воспитывается

чувство

действенной

памяти

о

погибших,

личной

ответственности за сохранение мира на земле.

Задачи Урока мужества:

- познакомить с

героическими и трагическими страницами истории

Отечества;

-воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников

отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

-способность формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Главная

цель:

формирование

представления

о

долге,

чести,

ответственности, нравственности, понимания того, что без патриотизма

невозможно привести Россию к возрождению.

Возрастные группы обучающихся: 9-11класс

Этап подготовки:

1) изучение информации «Война в Афганистане» и «Война в Чечне»

2) составление презентации

3) посещение городского музея

4)посещение городского военного комиссариата

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный

проектор,

экран,

презентация, слайды

Ожидаемые результаты урока мужества: общаясь с гостями, слушая их

воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, школьники

овладевают огромным духовным богатством.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно

столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие

мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят

быть услышанными раньше, чем их придумали такими, какими они будут

удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными

правде.

15-го февраля 1989 года завершился вывод советских войск с территории

Афганистана. С того дня прошло 35 лет. Она стала первой для всех, кто

прошел ее. Для многих - последней.

Афганские события начались 25 декабря 1979 года, когда в Кабуле

высадился

первый

эшелон

103-й

воздушно-десантной

дивизии,

а

завершились 15 февраля 1989 года. Они длились 3341 день. На афганской

земле

советские

военнослужащие

продемонстрировали

свое

боевое

мастерство, организованность и высокие морально-боевые качества, ставшие

прочной основой их успешных боевых действий. Этому трагическому и

героическому

событию

нашей

недавней

истории

посвящается

наше

мероприятие

Сколько уже наших ребят, которые родились и выросли на сахалинской

земле, учились в тех школах, где сегодня учатся другие дети, бегали во

дворах и ходили по улицам, по которым сейчас ходим мы с вами, сколько их,

ушедших на службу, не вернулось домой.

Восемь парней погибли в Афганистане, тринадцать – в Чечне, по одному - в

Таджикистане, Чехословакии, Узбекистане, Монголии и Венгрии .И более

280- при прохождении службы в армии .И это казалось бы, в мирное время.

В нашем Углегорском районе таких ребят - семь.

В школах где они учились, установлены мемориальные доски.

В г. Шахтёрске и п.Бошняково есть улица имени Е. Кузьменко.

Ученик:

Десять лет продолжалась война!

сколько жизней она унесла

сколько горя и слез,

и могил у берез!

Сколько боли она принесла!

Время, словно река,

Она все унесет.

И размоет годов берега.

Но забыть же все это,

Мы не сможем уже никогда.

Как в горячих песках,

И степях Джелалабада,

Как в тех страшных горах,

И в ущельях Герата –

Мы теряли друзей – навсегда!

Учитель: Наш урок Мужества мы посвящаем 25 годовщине вывода

советских войск с территории Афганистана.

Война - явление жестокое , страшное. Но пока существует на земле злоба,

ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны

людям, уносят из жизни детей и близких.

Ученик: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они

родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века

проявляется в их готовности защищать, не жалея сил, своё Отечество.

В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества

- одно и тоже понятие.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить её от

врагов, своими делами служить её интересам - чувство великое,

необходимое, прекрасное.

Учитель: Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический

поступок, подвиг, героический человек .А что мы подразумеваем под этими

определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого

называем героем?

(Рассуждения учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким, одним словом их можно обозначить?

(Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к

Родине, её процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть

патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется

жизнью не одного поколения.

Через Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск

прошло 525,5 тыс. человек, убитыми и умершими от ран страна потеряла

13833 человека, в том числе 1979 офицеров, ранеными 49985 человек.

Орденами и медалями СССР награждены 200 тыс. военнослужащих ОКСВ, в

том числе посмертно 10,9 тыс. 66 военнослужащих из ОКСВ удостоены

звания Героя Советского Союза, из них 23 посмертно. Почти пятнадцать

тысяч убитых. Без малого тридцать семь тысяч искалеченных. Таков

печальный итог десятилетней афганской эпопеи. О том, как гибли наши

мальчишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить

не полагалось. Ползли слухи, летели похоронки во все уголки Союза. На

задворки аэропортов доставлялись из Афгана «черные тюльпаны», так стали

называть афганцы оцинкованные гробы.

Ученик:

Опять чернеют матери от горя,

А молодые вдовы голосят.

и взрывам эхо болью вторит,

Вертушки ангелом висят.

Взойдём на огненный Парнас

И больше не увидим близких.

Россия вновь забудет нас,

До боя вычеркнув из списков.

Болят без крови по краям,

Уже не заживая, раны,

Когда приносят матерям

Груз "двести" "чёрные тюльпаны".

Мы этой боли не просили,

Она сама настигла нас.

Глядит страдание России

В страданье материнских глаз

Учитель:

За весь период войны пропали без вести и оказались в плену 417

военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были

освобождены и вернулись на Родину 130 человек.

Кабул, Герат, Кандагар. Такие поэтические названия афганских городов

такие трагические воспоминания. Чужая война застыла на русской земле в

обелисках и звездочках из обычной жести, запечатлелась в стихах и песнях

«афганцев».

Ученик: (на фоне мелодии биография Кузьменко Евгения) (приложение

презентации слайд №1-4)

Евгений окончил Шахтёрскую школу №1, поступил в институт, проучился

один год и его призвали в армию.

Ученик: Стих С. Мартынова «Я солдат»

Вот кончилось детство

Подошёл мой черёд

Быть солдатом повестку

Мне вручает народ.

Перед дальней дорогой

Мы присели к окну,

Слёзы матери строгой

Зацепили струну.

Зазвучала набатом

Речь напутственных слов:

- Будь хорошим солдатом,

Не срами земляков!

Твой наказ у порога

И росинку- слезу

Я солдатской дорогой

Словно клятву несу!

Ученик: Стих С. Мартынов

Мать ждёт письма,

Уснуть не может.

Нет весточки уж сколько дней.

Тоска седая сердце гложет

И вихрем кружится над ней.

Мать перечитывала строчки,

Что сын последними прислал.

Письмо на маленьком листочке:

«Я жив, здоров, - ей сын писал.

-Урвал минутку передышки,

Спешу тетрадку развернуть,

Чтоб написать тебе письмишко…

Сигнал зовёт нас снова в путь…»

Тут мать письмо к груди прижала

Своей натруженной рукой,

Ласкала, а сама шептала:

- Вернись живым, сыночек мой.

Мать перечитывала строчки,

Что сын последними прислал,

А ей на маленьком листочке

Писал военный комиссар.

Листочек этот «чёрной птицей»

Влетел на опустевший двор…

И горьким ручейком струится

Слеза у матери с тех пор.

Учитель: Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным

моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них

участвовал .И эта война на афганской и чеченской земле не исключение .Она

долго ещё будет напоминать о себе- пока живы матери, потерявшие

кормильцев, пока болят раны воинов.

Сегодня на нашем уроке мужества присутствует мама Кузьменко Евгения.

Слово предоставляется Цаплиной Галине Ивановне.

Ученик: (стихи Евгения Кузьменко своей маме)

Мамочка, милая Мамочка,

Не надо зря слёзы лить

Ведь я же не самоубийца,

Мне тоже хочется жить.

Мама, прошу – не надо

Так себя изводить,

Нервы не восстановишь,

И морщинки нечем сводить.

Ты потерпи немножко,

Я своё отслужу

Вернусь домой я целый

Без единой дырки в боку.

Мама, не трать зря нервы.

И слёз за меня не лей.

Ведь Женька всегда был счастливый.

Мне повезёт и здесь.

Я обещаю, мама,

Здоровый домой приду.

Полные руки белых цветов тебе принесу.

Этим белым цветом

Я завалю весь дом.

И дома начнётся праздник,

Праздник твоих цветов.

Но дом матери Жени был завален другими цветами- цветами печали и

горя .Евгений Кузьменко погиб в Афганистане. Во время боя в БМП , в

которой он находился попала граната и разорвалась в ней. Посмертно он

награждён орденом «Красной Звезды». Похоронен в г. Углегорске.

УЧЕНИЦА.

Десять лет продолжалась война в Афганистане. В ту пору мы узнали, как

опасна профессия вертолётчика, что слово «дух» может означать не только

что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с «калашом»

наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зелёнка»,

«вертушка», «груз 300», «груз 200»…(приложение слайд № 5-6)

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994

года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Воевали все: от

вооружённого формирования Дудаева до обычных народных мстителей, кто

имел обиду на русских.

Много мы знаем об этой войне. По-разному к ней относимся. Не должны

гибнуть наши солдаты-18-20-летние мальчишки, познавшие весь ужас

войны.

Чеченская война-растерзанные души…

Твоих речей не могут слышать уши!..

Ты настоящее чистилище

И бесов гнуснейших вместилище.

Ты щупальцами обнимала

Солдат невинных в той войне.

Ты на куски их разрывала!

Садиста хуже ты втройне!..

Ребята в 18 с лишним лет-

Любимой девушке последний спев куплет,

И мамочку родную поминая-

Молились Богу, перед смертью, умирая!..

Ученик:

Каждый из молодых солдат строил самые светлые планы на будущее. Вся

жизнь была впереди. Но чеченская мясорубка, в которую они попали, не

пощадила их. В дома бойцов пришли похоронки, разлившиеся морем

материнских и отцовских слёз.

Выпускники нашей школы Илья Струкалин и Владимир Голубев погибли

при исполнении служебных обязанности на территории Чечни и награждены

посмертно орденом Мужества. (Приложение презентации слайд№7-12)

УЧИТЕЛЬ.

15 ФЕВРАЛЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЕГОДНЯ

ПРИСУТСТВУЕТ НА НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ. Это дата начала вывода советских

войск из Афганистана.

Того, кто служил в Афганистане, мы узнаём не только по орденским

нашивкам на штатской одежде… Мы узнаем их по спокойным твёрдым

лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось

бы иметь таких друзей. Очень верно кем-то подмечено, что человеческая

жизнь измеряется не её продолжительностью, а тем, что её наполняет.

УЧЕНИЦА.

Служил стране, как сердцу было велено.

Профессия – Отчизну защищать!

Заслуги? – Верность Родине, России…

И у нас в гостях участник боёв в Афганистане Евсенин Юрий Николаевич

и участник боевых действий в Чечне Курагин Евгений Владимирович.

Проводится беседа.

Учитель: Российские солдаты, вернувшиеся с афганской и чеченской

войны, принесли с собой как бы обновлённую любовь к Родине. Они в какой-

то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и

человеческого долга.

Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие

нынешние дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и попреки, так больно их

ранящие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые

ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем

неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рождённые на

войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.

Ученик: В память обо всех российских парнях, погибших на афганской и

чеченских войнах, в других горячих точках, объявляется минута молчания.

(Приложение слайд № 13-14)

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы-

То слёзы наших матерей!

Увы! Утешится жена.

И друга лучший друг забудет!

Но где-то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих покинувших ветвей.

Окончание урока.

Учитель: Итак, ребята! Все мы единодушны в утверждении: «Не должны

гибнуть наши солдаты - 18-20-летнии мальчишки, которые ещё недавно

учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из вас знал».

К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени, к

бессмертию взлетают, подобно пылающим птицам, себя целиком отдавая, а

не по частицам.



В раздел образования