Автор: Александра Михайловна Казанцева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №59"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План подготовки учащихся к проведению Всероссийской проверочной работы по математике в 5 классе
Раздел: среднее образование
План подготовки к проведению Всероссийской проверочной работы по
математике в 5 классе в 2023-2024 уч. г.
Цель: в течении года подготовить учающихся к написанию Всероссийской
проверочной работы по математике.
План-график
№
Вид работы
Сроки
1
Анализ перечня планируемых результатов по
математике в 5 классе
Сентябрь
2
Знакомство учащихся с целями, задачами, сроками
проведения всероссийских проверочных работ.
Октябрь
3
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Натуральные числа», «Сравнение натуральных
чисел»
Ноябрь
4
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Сложение и вычитание натуральных чисел», «Луч,
прямая, отрезок»
Декабрь
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Умножение и деление натуральных чисел»,
«Уравнение»
Январь
5
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Обыкновенные дроби», «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей»
Февраль
6
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Десятичные дроби», «Сложение и вычитание
десятичных дробей»
Март
7
Решение заданий для закрепления материала по теме
«Умножение и деление десятичных дробей»
Апрель
8
Работа с тренировочными материалами для
подготовки к ВПР.
в течение года
9
Практическая отработка с учающимися и правил
оформления проверочных работ.
в течение года
10
Проведение пробных проверочных работ в формате
ВПР
февраль-март
11
Проведение Всероссийской проверочной работы по
математике.
по графику
проведения
апрель -май
Проблемы подготовки обучающихся в части формирования
метапредметных результатов:
- недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных
умений учащихся;
-недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом,
практик ориентированными заданиями, с информацией, представленной в
диаграммах, таблицах, иллюстрациях.
Проблемы подготовки обучающихся в части формирования предметных
результатов по математике:
Недостаточно сформированы:
- умения выполнять построение геометрических фигур с заданными
измерениями с помощью линейки;
- умения устанавливать зависимость между величинами, планировать ход
решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- умения интерпретировать информацию.
Задания для повторения разделов программы и проверки уровня
усвоения математики
1.
Натуральные числа
3адание 1 Определить, какое число стоит перед: 65; 756; 3 857; 45 940.
Определить, какое число на две единицы больше, чем: 404; 543; 6 348; 2 450.
3адание 2 Написать в виде словосочетаний следующие цифры: 547; 3
417; 814 261; 57 309.
3адание 3 Представить в виде чисел словосочетания: триста шестьдесят
девять;
одна
тысяча
двести
девяносто
три;
десять
тысяч
шестьсот
восемьдесят восемь; двести пятнадцать тысяч семьсот двадцать четыре.
2.
Сравнения натуральных чисел
3адание 1 Расставить 3наки «<» , «>» или «=» между числами: 18 32;
54 16; 347 524; 546 546; 675 23 433; 563 736 634; 392 450 81; 5 453
5 543; 949 3 432 563; 101 101 3 455 456.
3.
Сложение, вычитания натуральных чисел
3адание 1 Решить: 24 • (58 + 114) — 336; (563 — 260 : 4) + 61 • 37; 7 354
— (354 + 193 • 4) + (743 — 25); (1 623 + 570 : 30) — (3 540 — 413 • 7). Ответ:
1) 3 792, 2) 2 755, 3) 6 946, 4) 993.
3аданиие 2 В саду росло 208 фруктовых деревьев. Яблонь и слив было
129 штук, а слив и груш — 115. Сколько яблонь росло в саду? Слив? Груш?
Решение: Если известно, что всего деревьев было 208, а яблонь и слив –
129, то можно вычислить количество груш. 1 действие: 208 – 129 = 79
грушевых деревьев. Стало известно количество грушевых деревьев, значит
можно узнать, сколько было слив. 2 действие: 115 – 79 = 36 сливовых
деревьев. После того, как стало известно, сколько было груш и слив, можно
высчитать количество яблонь. 3 действие: 208 – (79 + 36) = 93 яблонь. Ответ:
В саду росло 93 яблони, 79 груш и 36 слив.
4.
Луч, прямая, отрезок
3адание 1 Начертите отрезок АВ, равный 12 см. Отметьте на нем точки
по порядку С и D так, чтобы отрезок АС был равен 4 см, а СD — 6 см.
Вычислите, чему равен отрезок DВ? Ответ: 12 — (4 + 6) = 2 см.
3адание 2 Начертите произвольную прямую и отметьте на ней два точки
А, В и С так, чтобы длина отрезка АВ была 7 см, а отрезка ВС — 4 см.
Какова длина отрезка АС? Ответ: 7 + 4 = 11 см.
5.
Уравнения
3адание 1 Решить уравнения 84 • x = 588; 4 • (18 + x) = 96; 14x — 8x
= 18; 50 + 6x — 31 = 4; 13х + 20 — 4х — 16 + х = 54. Ответ: 1) x=7, 2) х=6,
3) х=3, 4) х=-2,5, 5) х=5.
3адание 2 Насте 12 лет, что на 4 года меньше, чем возраста Лены.
Сколько лет Лене? Решить уравнением.
Решение: Возьмем возраст Лены за x, в таком случае можно составить
уравнение: x – 4 = 12, х = 12 + 4 = 16. Ответ: Лене 16 лет.
3адание 3 Велосипедист за 3 дня проехал 117 км. Какое расстояние он
преодолел в первый день, если в последующие два дня он проезжал на 4 км
больше, чем в предыдущий? Какое расстояние он преодолел во 2-й и 3-й
дни?
Решение: Расстояние которое проехал велосипедист за 1-й день, возьмем
за x. В таком случае, второй день будет выглядеть как: x + 4, а третий: (х + 4)
+ 4. Можно составить уравнение: 1 день 2 день 3 день х + (х + 4) +( х
+ 4 + 4) = 117 3х + 12 = 117 3х = 117 – 12 = 105 х = 105: 3 = 35.
Проверка: 35 + 35 + 4 + 35 +4 + 4 = 117
Ответ: В первый день велосипедист проехал 35 км. Во 2-й день: 35 + 4 =
39 км. В 3-й день: 35 + 4 + 4 = 43 км.
6.
Обыкновенные дроби
3адание 1 1. Паша собрал 34 гриба, из которых 16 грибов оказались
подосиновиками. Какую часть от всех грибов составляют подосиновики?
Ответ: 8/17. 2. Всего в книге 124 страниц, из которых Толя прочитал
ровно половину. Какую часть книги прочитал Толя?
Ответ: 1/2. 3. Оля собрала всего 38 ягод, из которых 17 штук были
малиной. Какую часть от общего количества составляют остальные ягоды?
Ответ: 21/38.
3адание 2 Начертите отрезок и разделите его на 13 равных частей.
Отметьте на данном отрезке: 3/13, 6/13, 10/13.
3адание 3
1. Полина собрала 36 листьев, из которых березовые составляют 6/18.
Сколько березовых листьев собрала Полина?
Ответ: 12.
2. Папа был на рыбалке и поймал всего 45 рыбок, 8/15 было карасей.
Сколько карасей поймал папа?
Ответ: 24.
3. Мама стряпала пирожки, всего их получилось 32 штуки. 5/8 от общего
количества были с капустой. Сколько пирожков с капустой состряпала мама?
Ответ: 20.
3адание 4 Сравнить дроби: 3/4 и 5/6; 12/13 и 7/26; 21/30 и 5/10; 7/20 и
8/12.
7.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
3адание 1 Выполнить действия: 7⁄30 + 18⁄30 — 6⁄30; 3⁄19 + 8⁄19 — 4⁄19;
19⁄25 — ( 21⁄50 + 2⁄25 ) — 6⁄25; 13⁄76 — 11⁄76 + 49⁄76; 27⁄129 + ( 12⁄86 — 6⁄43 )
— 7⁄43. Ответ: 1) 19/30, 2) 7/19, 3) 1/50, 4) 51/76, 5) 2/43.
3адание 2 Расстояние от дома до школы составляет 4/11 км, а от школы
до магазина — 5/11 км. Чему равно расстояние от дома до магазина?
Решение: Для того чтобы найти сколько составляет весь путь, необходимо
сложить расстояние от дома до школы и расстояние от школы до магазина
4/11 + 5/11 = 9/11 (км). Ответ: Расстояние от дома до магазина составляет
9/11 км.
3адание 3 От рулона ткани первый раз отрезали 7/15 части, а затем еще
5/15, после чего в рулоне осталось 27 м. Сколько метров длина рулона?
Решение: В первую очередь нужно узнать какая часть рулона осталась. 1
действие: 15/15 — 7/15 — 5/15 = 3/15. Можно сделать вывод, что 27 м
составляет 3/15 части от всего рулона. Для того чтобы найти длину всего
рулона ткани, необходимо узнать, сколько метров составляет 7/15 и 5/15
частей. 2 действие: 27 : 3 = 9 (м) — в 1 части. 3 действие: 9 • 7 = 63 (м) —
составляет 7/15. 4 действие: 9 • 5 = 45 (м) — составляет 5/15. После того, как
стало известно какая длина у каждой из частей, можно вычислить всю длину
рулона. 5 действие: 63 + 45 + 27 = 135 (м). Ответ: длина рулона 135 метров.
8.
Десятичные дроби
3адание 1 Представить обыкновенные дроби в виде десятичных: 5/10;
13/100; 5/25; 164/1000; 45/250. Ответ: 1) 0,5; 2) 0,13; 3) 0,2; 4) 0,164; 5)
0,18. 3адание 2 Начертите отрезок, разделите его на 6 равных частей.
Отметьте на нем точки 0,3; 1,5; 2,2; 3,7; 4; 5,6.
9.
Сложение и вычитание десятичных дробей
3адание 1 Выполнить действия: 28,3 + 4,45; 58,9 + 18,1; 0,48 + 6,8;
34,1 — 2,2; 39 — 20,3; 15,28 — 6,347. Ответ: 1) 32,75; 2) 77; 3) 7,28; 4)
31,9; 5) 18,7; 6) 8,933.
3адание 2 В первый день катер проплыл 3,5 км, во второй на 4,31 км
больше, а в третий — на 0,9 км меньше, чем во второй. Сколько всего км
проплыл катер за 3 дня? Решение: Необходимо вычислить, сколько катер
проплыл в первый и во второй день. 1 действие: 3,5 + 4,31 = 7,81 (км) —
проплыл во второй день. 2 действие: 7,81 — 0,9 = 6,91 (км) — проплыл в
третий день. После того как стало известно, сколько было пройдено за
каждый день, можно узнать весь путь. 3 действие: 3,5 + 7,81 + 6,91 = 18,22
(км). Ответ: за три дня катер проплыл 18,22 км.
10.Умножение и деление десятичных дробей
3адание 1 Выполнить действия: 5,6 • 8,34; 11,4 • 24,08; 0,56 • 34,9;
6,8 : 3,2; 33,021 : 12,23; 59,72 : 6,26. Ответ: 1) 46,704; 2) 274,512; 3) 19,544;
4) 2,125; 5) 2,7; 6) 9,54.
3адание 2 3агадано число, если его увеличить в 3 раза, а затем прибавить
2,16, то получиться 27,96. Какое число было загадано? Решение: Пусть
неизвестное число будет x, тогда можно составить уравнение х • 3 + 2,16 =
27,96. 1 действие: х • 3 + 2,16 = 27,96; 3х = 27,96 — 2,16; 3х = 25,8; х = 25,8 :
3; х = 8,6. Ответ: было загадано число 8,6.
3адание 3 Расстояние между населенными пунктами равно 53,7 км.
Навстречу друг другу вышли два пешехода, скорость первого 3,8 км/ч,
второго — 4,6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2,7 часа?
Решение: Нужно вычислить, какое расстояние пешеходы пройдут за 2,7 часа.
1 действие: 3,8 • 2,7 = 10,26 (км) — пройдет первый пешеход. 2 действие: 4,6
• 2,7 = 12,42 (км) — пройдет второй пешеход. После того как стало известно,
сколько прошли пешеходы, можно высчитать, какой путь им еще нужно
преодолеть до встречи друг с другом. 3 действие: 53,5 — 10,26 — 12,42 =
30,82 (км). Ответ: через 2,7 часа между пешеходами будет 30,82 км.
Таблица выявления пробелов у обучающихся для их ликвидации
№
п/п
ФИ
обучающегося
Раздел программы,
тема
Проблемы
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13