Напоминание

Производные и непроизводные предлоги


Автор: Козлова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская гимназия"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Производные и непроизводные предлоги
Раздел: среднее образование





Назад




«Через тернии к звёздам»

У каждого человека свои

звезды. Одним — тем,

кто странствует, они

указывают путь. Для

других это просто

огоньки…

«Маленький принц»

Антуан де Сент-

Экзюпери

«_______

хорошей активности

учеников и

_____________________правильного

понимания заданий

___________________всего полёта

будет продемонстрировано

отличное знание предмета».

Маленький принц

вследствие, в течение,

ввиду, благодаря, в

связи, вопреки,

наперекор

Правда ли, что во всех предложениях есть

предлоги?

К/П: 2 задание.

1.

«Хотел бы я знать, из-за чего звёзды

светятся», - задумчиво произнес

Маленький принц.

2.

Благодаря Розу за аромат, Маленький

принц отправляется в путешествие.

3.

Маленький принц понял, как дорога ему

Роза, благодаря дружбе Лиса.

Производные и непроизводные

предлоги

Какова цель урока?

Чему надо научиться?

Что для этого нужно сделать?

Гипотеза: «Если мы будем знать …, то…»

Работа в группах

Задания:

К/П: 3 задание.

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что

тебе непонятно по её содержанию.

Расскажи теорию одноклассникам из твоей группы.

Поменяйтесь ролями, внимательно выслушайте каждое

сообщение. Поставь себе оценку за теорию (5 пункт)

Составьте три вопроса, которые начинаются со слов «Верно

ли, что…»

На основе теории составьте схему «Виды производных

предлогов». Помогите друг другу выполнить задание

правильно.

«Верно ли, что…»

Обсудим

Как отличить производные предлоги от

самостоятельных частей речи?

Благодаря Розу за аромат, Маленький принц

отправляется в путешествие.

Маленький принц понял, как дорога ему Роза,

благодаря дружбе Лиса.

Гипотеза: «Если мы будем знать …, то…»

Обсудите в группе, чем отличаются

производные предлоги от самостоятельных

частей речи, выводы запишите в таблицу К/П:

3 задание 6 пункт.

Производные предлоги

Самостоятельные

части речи

1. Невозможно задать вопрос.

Предлог всегда входит в

падежный вопрос.

2. Предлог всегда относится

к имени существительному

(местоимению).

3. Не является членом

предложения.

1.

Необходимо задать к

слову вопрос. Если это

сделать можно, значит,

это самостоятельная

часть речи.

2. Могут употребляться

самостоятельно.

3. Выполняют синтаксическую

роль.

Жили в одном из городов Морфологии предлоги.

Были они не очень дружелюбными, и когда с ними

вставали существительные, они так далеко

отодвигались, что между ними умещались

прилагательные. Вскоре предлоги и вовсе переехали в

другой дом и даже перестали

разговаривать с бывшими соседям. Постепенно они

совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными

словами.

(Какое орфографическое правило в основе этой

истории?)

Прошло время, и некоторые добрые _________________,

__________ и _____________ решили навестить предлоги.

Предлоги тоже заскучали и с радостью приняли гостей. Так

понравилось ____общаться друг с другом и так не хотелось

расставаться, что ________________________ решили

произвести предлоги, которые бы были похожи на них. Так и

получились ______________________. Чтобы всем поместиться

и принимать гостей, построили они себе дом, даже не дом, а

башню до небес, с которой можно было достать до звёзд.

Взгляните сами на сооружение, которое у них получилось.

существительные

наречия

деепричастия

им

самостоятельные части речи

производные предлоги

Родина Антуана де Сент-Экзюпери - Франция

КОНСТРУКЦИИ

С ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ

СИНОНИМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Эйфель придумал башню к открытию

Всемирной парижской выставки

Хотя некоторые деятели культуры

возмущались, он стремился показать

достижения науки и техники

Сорок с лишним веков пирамида

Хеопса считалась самым высоким

сооружением

Эйфелева башня превратилась в

научный центр, потому что на ее

вершине были установлены приборы

и устройства

Из-за своей необычности, башня стала

одним из самых посещаемых мест.

…в связи с открытием...

Невзирая на

возмущение, …

В течение сорока с лишним веков…

…ввиду того, что на её

вершине были установлены…

Вследствие своей необычности,

башня стала…

Кремлёвская башня

Главное место в

архитектурном ансамбле

Кремля занимает

колокольня.

__________нескольких

веков она господствовала

над столицей.

_____________ многих лет

колокольня служила еще и

дозорной вышкой.

«______

хорошей

активности учеников

и

_______________________

правильного понимания

заданий

_______________________

__всего полёта было

продемонстрировано

отличное знание

предмета». Маленький

принц.

ввиду, вопреки,

вследствие, в течение,

благодаря, в связи,

наперекор

Вви

ду

вследствие

в течение

«Лестница успеха»

Я ЗНАЮ________________________

Я МОГУ_________________________

Я УМЕЮ___________________

Продолжи любое предложение

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а)

задания…

я понял(а), что…

я почувствовал(а),

что…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило, что…

урок дал мне для

жизни…

мне захотелось…

хочу сказать…

Домашнее задание (на выбор):

Написать лингвистическую сказку об

образовании производных предлогов от

1) существительных, или от 2) наречий,

или от 3) деепричастий.



В раздел образования