Автор: Козлова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская гимназия"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Производные и непроизводные предлоги
Раздел: среднее образование
«Через тернии к звёздам»
У каждого человека свои
звезды. Одним — тем,
кто странствует, они
указывают путь. Для
других это просто
огоньки…
«Маленький принц»
Антуан де Сент-
Экзюпери
«_______
хорошей активности
учеников и
_____________________правильного
понимания заданий
___________________всего полёта
будет продемонстрировано
отличное знание предмета».
Маленький принц
вследствие, в течение,
ввиду, благодаря, в
связи, вопреки,
наперекор
Правда ли, что во всех предложениях есть
предлоги?
К/П: 2 задание.
1.
«Хотел бы я знать, из-за чего звёзды
светятся», - задумчиво произнес
Маленький принц.
2.
Благодаря Розу за аромат, Маленький
принц отправляется в путешествие.
3.
Маленький принц понял, как дорога ему
Роза, благодаря дружбе Лиса.
Производные и непроизводные
предлоги
•
Какова цель урока?
•
Чему надо научиться?
•
Что для этого нужно сделать?
•
Гипотеза: «Если мы будем знать …, то…»
Работа в группах
Задания:
К/П: 3 задание.
•
Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что
тебе непонятно по её содержанию.
•
Расскажи теорию одноклассникам из твоей группы.
Поменяйтесь ролями, внимательно выслушайте каждое
сообщение. Поставь себе оценку за теорию (5 пункт)
•
Составьте три вопроса, которые начинаются со слов «Верно
ли, что…»
•
На основе теории составьте схему «Виды производных
предлогов». Помогите друг другу выполнить задание
правильно.
«Верно ли, что…»
Обсудим
•
Как отличить производные предлоги от
самостоятельных частей речи?
•
Благодаря Розу за аромат, Маленький принц
отправляется в путешествие.
•
Маленький принц понял, как дорога ему Роза,
благодаря дружбе Лиса.
•
Гипотеза: «Если мы будем знать …, то…»
•
Обсудите в группе, чем отличаются
производные предлоги от самостоятельных
частей речи, выводы запишите в таблицу К/П:
3 задание 6 пункт.
Производные предлоги
Самостоятельные
части речи
1. Невозможно задать вопрос.
Предлог всегда входит в
падежный вопрос.
2. Предлог всегда относится
к имени существительному
(местоимению).
3. Не является членом
предложения.
1.
Необходимо задать к
слову вопрос. Если это
сделать можно, значит,
это самостоятельная
часть речи.
2. Могут употребляться
самостоятельно.
3. Выполняют синтаксическую
роль.
Жили в одном из городов Морфологии предлоги.
Были они не очень дружелюбными, и когда с ними
вставали существительные, они так далеко
отодвигались, что между ними умещались
прилагательные. Вскоре предлоги и вовсе переехали в
другой дом и даже перестали
разговаривать с бывшими соседям. Постепенно они
совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными
словами.
(Какое орфографическое правило в основе этой
истории?)
Прошло время, и некоторые добрые _________________,
__________ и _____________ решили навестить предлоги.
Предлоги тоже заскучали и с радостью приняли гостей. Так
понравилось ____общаться друг с другом и так не хотелось
расставаться, что ________________________ решили
произвести предлоги, которые бы были похожи на них. Так и
получились ______________________. Чтобы всем поместиться
и принимать гостей, построили они себе дом, даже не дом, а
башню до небес, с которой можно было достать до звёзд.
Взгляните сами на сооружение, которое у них получилось.
существительные
наречия
деепричастия
им
самостоятельные части речи
производные предлоги
Родина Антуана де Сент-Экзюпери - Франция
КОНСТРУКЦИИ
С ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ
СИНОНИМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Эйфель придумал башню к открытию
Всемирной парижской выставки
Хотя некоторые деятели культуры
возмущались, он стремился показать
достижения науки и техники
Сорок с лишним веков пирамида
Хеопса считалась самым высоким
сооружением
Эйфелева башня превратилась в
научный центр, потому что на ее
вершине были установлены приборы
и устройства
Из-за своей необычности, башня стала
одним из самых посещаемых мест.
…в связи с открытием...
Невзирая на
возмущение, …
В течение сорока с лишним веков…
…ввиду того, что на её
вершине были установлены…
Вследствие своей необычности,
башня стала…
Кремлёвская башня
Главное место в
архитектурном ансамбле
Кремля занимает
колокольня.
__________нескольких
веков она господствовала
над столицей.
_____________ многих лет
колокольня служила еще и
дозорной вышкой.
«______
хорошей
активности учеников
и
_______________________
правильного понимания
заданий
_______________________
__всего полёта было
продемонстрировано
отличное знание
предмета». Маленький
принц.
ввиду, вопреки,
вследствие, в течение,
благодаря, в связи,
наперекор
Вви
ду
вследствие
в течение
«Лестница успеха»
Я ЗНАЮ________________________
Я МОГУ_________________________
Я УМЕЮ___________________
Продолжи любое предложение
•
было интересно…
•
было трудно…
•
я выполнял(а)
задания…
•
я понял(а), что…
•
я почувствовал(а),
что…
•
у меня получилось …
•
я попробую…
•
меня удивило, что…
•
урок дал мне для
жизни…
•
мне захотелось…
•
хочу сказать…
Домашнее задание (на выбор):
•
Написать лингвистическую сказку об
образовании производных предлогов от
1) существительных, или от 2) наречий,
или от 3) деепричастий.