Напоминание

Психолого-педагогические механизмы обучения детей с ОВЗ английскому языку в образовательной организации


Автор: Бандукова Анастасия Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические механизмы обучения детей с ОВЗ английскому языку в образовательной организации
Раздел: среднее образование





Назад




Психолого-педагогические механизмы обучения детей с ОВЗ английскому

языку в образовательной организации

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные

затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными

познавательными

способностями,

специфическими

расстройствами

психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в

организации деятельности и/или поведения.

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения

учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании

образования.

Приведем некоторые примеры образовательных потребностей, характерные

для обучающихся с ОВЗ:

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и

навыков

обучающимися

с

ОВЗ

("пошаговом»

предъявлении

материала,

дозированной

помощи

взрослого,

использовании

специальных

методов,

приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и

компенсации индивидуальных недостатков развития);

обеспечение

индивидуального

темпа

обучения

и

продвижения

в

образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ОВЗ;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса

к себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых

знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые

ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм

поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности

и поведения;

Для успешного освоения учащимися с ОВЗ адаптированной образовательной

программы необходимы особые условия, соблюдение которых обеспечит

положительный результат в работе.

Современные педагогические технологии обучения и воспитания

учащихся с ОВЗ.

Для

достижения

позитивных

результатов

деятельности

в

обучении

и

воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии

обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании

школьников с особенностями в развитии.

1.

Технология коррекционно-развивающего обучения.

2.

Игровые технологии.

3.

Элементы дифференцированного обучения.

4.

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Элементы компьютерной технологии.

6.

Элементы технологии индивидуализации обучения.

7.

Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно

- развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать

навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять

объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в

голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не

дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого

слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного,

деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в «запоминающее

устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда

он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует

придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многокраатное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его

творческих способностей.

Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и

соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид

деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу

угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков

чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько

видов

чтения.

Однако

с

детьми,

имеющими

трудности

в

обучении,

целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с

полным охватом содержания.

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом

новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их

письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.

Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи

различных заданий:

повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в

правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),

нахождение новых слов в змейке (word snake),

вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in

the word),

игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного

усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно

десять

-

пятнадцать

процентов

новой

лексики.

В

дальнейшем

после

многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а

также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в

качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся

должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап

(pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post -

reading).

До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:

составление диаграмм,

подбор заголовков,

ответы на наводящие вопросы.

Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают

много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает

себя на дальнейших этапах.

Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой

схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со

звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение

учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды

повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим

постукиванием.

Таким образом, при многократном чтении и повторении производится

непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника

чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям

несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время

повторения

можно

включить

спокойную

музыку.

Это

поможет

снять

умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:

соотнесение идеи и абзаца (matching),

заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),

тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),

определение верногоневерного высказывания (true or false).

Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно

увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер

перед неизвестным материалом.

Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д

Ученик выполняет действие.

2. Повторение фразы или предложения

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и

бегло ее повторить. I like this white house.

3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.

Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

4. Преобразование без подстановки

Тренируется вопросительная форма.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Dо уоu study in the morning?

Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt

Indefinite.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Не studies in the morning.

Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

Стимул. The students аге busy.

Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.

5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями

Например

с

изменением

формы

слова.

Тренируется

образование

множественного числа имен существительных

Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)

Ученики повторяют. The boys are coming.

Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и

быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы

является

тщательная

дозировка

речевого

материала.

Нужно

учитывать

утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить

смену видов деятельности

Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний,

полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного

материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к

выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов

даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.

Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не

угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство,

обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной

личности

учебного

процесса.

Учащиеся,

получающее

образование

в

образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя,

что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое

терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и

радоваться успехам каждого.



В раздел образования