Автор: Бандукова Анастасия Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические механизмы обучения детей с ОВЗ английскому языку в образовательной организации
Раздел: среднее образование
Психолого-педагогические механизмы обучения детей с ОВЗ английскому
языку в образовательной организации
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения.
Особые образовательные потребности определяют особую логику построения
учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании
образования.
Приведем некоторые примеры образовательных потребностей, характерные
для обучающихся с ОВЗ:
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков
обучающимися
с
ОВЗ
("пошаговом»
предъявлении
материала,
дозированной
помощи
взрослого,
использовании
специальных
методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
обеспечение
индивидуального
темпа
обучения
и
продвижения
в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ОВЗ;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
Для успешного освоения учащимися с ОВЗ адаптированной образовательной
программы необходимы особые условия, соблюдение которых обеспечит
положительный результат в работе.
Современные педагогические технологии обучения и воспитания
учащихся с ОВЗ.
Для
достижения
позитивных
результатов
деятельности
в
обучении
и
воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии
обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.
Современные технологии, используемые при обучении и воспитании
школьников с особенностями в развитии.
1.
Технология коррекционно-развивающего обучения.
2.
Игровые технологии.
3.
Элементы дифференцированного обучения.
4.
Здоровьесберегающие технологии.
5.
Элементы компьютерной технологии.
6.
Элементы технологии индивидуализации обучения.
7.
Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
В процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно
- развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать
навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять
объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в
голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не
дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого
слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного,
деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в «запоминающее
устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда
он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует
придерживаться следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его
творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и
соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид
деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу
угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков
чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько
видов
чтения.
Однако
с
детьми,
имеющими
трудности
в
обучении,
целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с
полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом
новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их
письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи
различных заданий:
повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в
правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
нахождение новых слов в змейке (word snake),
вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in
the word),
игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного
усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно
десять
-
пятнадцать
процентов
новой
лексики.
В
дальнейшем
после
многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а
также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в
качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся
должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап
(pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post -
reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
составление диаграмм,
подбор заголовков,
ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают
много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает
себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой
схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со
звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение
учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды
повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим
постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится
непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника
чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям
несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время
повторения
можно
включить
спокойную
музыку.
Это
поможет
снять
умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
соотнесение идеи и абзаца (matching),
заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно
увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер
перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д
Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и
бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt
Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например
с
изменением
формы
слова.
Тренируется
образование
множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и
быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы
является
тщательная
дозировка
речевого
материала.
Нужно
учитывать
утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить
смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний,
полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного
материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к
выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов
даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не
угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство,
обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной
личности
учебного
процесса.
Учащиеся,
получающее
образование
в
образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя,
что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое
терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и
радоваться успехам каждого.