Напоминание

"Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с современной семьей"


Автор: Алена Алексеевна Шадрина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСОН РО "Социальный приют для детей и подростков
Населённый пункт: г. Ростова-на-Дону"
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с современной семьей"
Раздел: среднее образование





Назад




Стендовый доклад на тему:

«Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с

современной семьёй»

Понимая проблемы сегодняшней семьи,

оценивая её педагогический потенциал,

современная педагогика, как наука разрабатывает

и осуществляет новые подходы к семье,

новую философию.

(А.А. Майер)

Социокультурные изменения, происходящие в России в последние

десятилетия, характеризуют сложность и многогранность современной

действительности: изменились социально-экономическая и политическая

ситуация, нормативно-ценностная система. Однако непреходящим было и

остаётся эволюционное изобретение человечества - семья.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок

встречается

в

жизни,

частью

которого

является.

Семья

занимает

центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в

формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,

социально-нравственного облика

и

позиции

малыша.

В

семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях,

личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону

развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль

в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья

[5,с.144].

Потенциальные

возможности

семьи,

её

жизнедеятельность,

ценностные

ориентации

и

социальные

установки,

отношение

к

образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные изменения,

исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в

современном социуме и её роли в процессе первичной социализации детей:

наблюдается дисгармонизация детско-взрослых отношений. Большинство

семей испытывает значительные жизненные трудности, что не может не

отражаться на характере и направленности воспитательного процесса.

Развитие ребенка, его психики, личностных качеств во многом

определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение

жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым

окружением. Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась и изучалась

многими

педагогами

и

психологами

(Л.И.

Божович,

В.В.Давыдов,

И.В.Дубровина,

М.

Земская,

К.Е.

Игошев,

М.И.

Лисина,

Г.М.

Миньковский, C.В. Ковалев, В.Я. Титаренко и др.).

В настоящее время изменилось качество самой семьи, прервалась

преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют

неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных

проблем

становятся

не

только

социальные

трудности,

но

и

неблагоприятный

психологический

климат,

неумение

строить

внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и

культурному развитию становления личности ребенка [1,с.47].

По нашему мнению, дисгармония психологического климата в семье

может

провоцировать

детско-родительские

конфликты,

осложнять

взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на

личность ребенка, поэтому основная задача педагогов в организации

взаимодействия

с

родителями

активизировать

педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,

общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников

образовательного

процесса,

положительные

жизненные

примеры

и

духовные ценности,

способствуют

становлению

личности

ребенка.

Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с

семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Вот

почему

проблема

сохранения семейных

ценностей,

возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется

той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в

развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один

взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и

уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и

уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью

можно считать лучшей для ребёнка? Чего каждый из нас имел право

ожидать от своей семьи и своих родителей

ведь все мы когда-то были

детьми.

Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья,

это почва,

на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни

растут в ухоженном саду, другие

в оранжерее, третьи

на скудной

каменистой почве, четвёртые

за высокой стеной, пятые

на семи ветрах.

И вырастают деревца, конечно, разные [2,с.50].

Хорошая семья дает опору ребёнку, помогает укрепиться в этом мире,

позволяет почувствовать прочность бытия. Хорошая семья – лучшая

защита ребёнку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ

мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир –

или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и

защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое

предназначение семьи.

Семейные ценности

это принципы, на которых основывается наша

жизнь. Они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а

что неправильно [6,с.45].

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой

семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество

пунктов и подпунктов.

Основная

задача

педагогов

в

организации

взаимодействия

с

родителями

активизировать

педагогическую,

воспитательную

деятельность

семьи,

придать

ей

целенаправленный,

общественно

значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного

процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности,

способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную

значимость играет целенаправленное общение с семьей.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейных ценностей

и традиций у дошкольников мы наметили следующие цели:

-повышение

роли семейных

ценностей в

становлении

личности

ребенка;

-привлечение родителей и оказание им практической помощи

в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей

семьи.

Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:

-содействовать укреплению связей ДОУ и семьи;

-предоставить родителям теоретические знания и практические

навыки

позитивного

взаимодействия

с

детьми

в

разных

видах

деятельности;

-расширять представление о внутрисемейных традициях, ценностях;

-воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому,

семье, своим близким, старшему поколению.

Результаты опроса детей в форме интервью «Микрофон откровения»

показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях

«семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего

рода и семьи.

По итогам анкетирования родителей выяснилось, что не все семьи

имеют чёткое представление что такое «Семейные ценности», некоторые

затруднялись с формулировкой ответа. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в

консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребёнка к

ценностям семьи?»,

большинство респондентов ответили утвердительно.

Все выше перечисленные факторы способствовали необходимости

проведения различных форм работ направленных на укрепление семейных

ценностей воспитанников детского сада и их родителей.

Решая

задачи

по формированию направленности

на

мир

семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогом-

психологом, социальным педагогом, воспитателями ДОУ разработан план

взаимодействия, который включает в себя различные формы работы.

Мы

активно

используем

в

своей

работе

проекты,

предусматривающие

поэтапную

последовательность

в

организации

обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта

к

совместному планированию и реализации намеченного.

Организация

взаимодействия

детского

сада

и

семьи

в форме проектной

деятельности

представляет

собой

интересную

современную форму работы по привлечению родителей к активному

участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует

укреплению

связи

между

дошкольным

учреждением

и

семьями

воспитанников.

В

рамках семейного художественно-творческого

проекта

«Генеалогическое древо моей семьи» была проведена творческая выставка

«Герб моей семьи» в которой с удовольствием приняли участие дети и

родители. Совместная работа родителей и детей способствовала активному

сотрудничеству

с

семьёй,

установлению

партнерских

отношений,

сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с

детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.

В преддверие выпускного бала стало доброй традицией выпуск

стенгазеты «Мы тоже школьниками были», где представлены фото

родителей, в то время, когда они были учениками начальной школы.

Популярна

в

нашем

ДОУ

такая форма

работы,

как

составление семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с

помощью взрослых членов своей семьи. Дети

и родители собирали

материалы о своих родных и близких, об истории возникновения своей

фамилии, заполняли

ромашки имён («Как меня называют дома»). В

преддверии 9 мая был проведен творческий конкурс совместного

словотворчества на тему: «Спасибо деду за победу!», где родители и дети в

мини-сочинениях

рассказывали

о

славном

боевом

прошлом

своих

родственников во время Вов.

Ежегодно по плану ДОУ проводятся родительские собрания, в

которых

мы

вместе

с

родителями

и

воспитателями

обсуждаем

вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и

родственников в жизни ребёнка. Мы часто применяем на родительских

встречах метод игровых ситуаций, элементы тренинга, используем ИКТ.

Большую значимость для формирования представлений у детей о

нравственных ценностях в семье имеют индивидуальные и групповые

консультации. На организованных встречах с родителями стараемся

объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность,

беседы

по

душам

для

передачи

детям

нравственных,

моральных

представлений.

Совместно с воспитателями проведены фотовыставки на семейные

темы: «Мой папа

самый лучший», «Папа, мама я

здоровая семья!»,

«Семейная страничка», «Говорим здоровью Да».

Мнение, запросы, пожелания родителей мы узнаём, через переписку

в «Почте добрых советов»,

отражая это в стендовой информации,

изготовлении папок-передвижек, буклетов.

Таким образом, можно заключить, что проведенная нами работа

способствует сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним,

возрождению семейных традиций, благоприятно влияет на позитивные

взаимоотношения в семьях воспитанников.

Список информационных источников

1. Андриенко, Н. К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребёнка к

школьному обучению: методический материал/ Н. К. Андриенко// Начальная

школа + до и после. – 2013. – № 12. – с. 47-51.

2. Ажнина, О. В. Формирование позитивных детско-родительских отношений/ О.

В. Ажнина// Классный руководитель. – 2009. – № 5.– с. 47-53.

3. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций/ Ю. В. Василькова, Т.

А. Василькова. – М.: Академия, 2006. – 440 с.

4. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный

подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Гриценко. – М.:

Академия, 2005. – 240 с.

5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический

подход./О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер.-М.-ТЦ Сфера, 2005.-

144с.

6. Дядюнова, И. А.

Семья как основа успешной социализации ребёнка:

материалы о д/с И. А. Дядюнова, М. Ю. Индык// Начальная школа + до и

после. – 2014. – № 5. – с. 45-49.



В раздел образования