Автор: Алена Алексеевна Шадрина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСОН РО "Социальный приют для детей и подростков
Населённый пункт: г. Ростова-на-Дону"
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с современной семьей"
Раздел: среднее образование
Стендовый доклад на тему:
«Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с
современной семьёй»
Понимая проблемы сегодняшней семьи,
оценивая её педагогический потенциал,
современная педагогика, как наука разрабатывает
и осуществляет новые подходы к семье,
новую философию.
(А.А. Майер)
Социокультурные изменения, происходящие в России в последние
десятилетия, характеризуют сложность и многогранность современной
действительности: изменились социально-экономическая и политическая
ситуация, нормативно-ценностная система. Однако непреходящим было и
остаётся эволюционное изобретение человечества - семья.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок
встречается
в
жизни,
частью
которого
является.
Семья
занимает
центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в
формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,
социально-нравственного облика
и
позиции
малыша.
В
семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях,
личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону
развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль
в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья
[5,с.144].
Потенциальные
возможности
семьи,
её
жизнедеятельность,
ценностные
ориентации
и
социальные
установки,
отношение
к
образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные изменения,
исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в
современном социуме и её роли в процессе первичной социализации детей:
наблюдается дисгармонизация детско-взрослых отношений. Большинство
семей испытывает значительные жизненные трудности, что не может не
отражаться на характере и направленности воспитательного процесса.
Развитие ребенка, его психики, личностных качеств во многом
определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение
жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым
окружением. Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась и изучалась
многими
педагогами
и
психологами
(Л.И.
Божович,
В.В.Давыдов,
И.В.Дубровина,
М.
Земская,
К.Е.
Игошев,
М.И.
Лисина,
Г.М.
Миньковский, C.В. Ковалев, В.Я. Титаренко и др.).
В настоящее время изменилось качество самой семьи, прервалась
преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют
неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных
проблем
становятся
не
только
социальные
трудности,
но
и
неблагоприятный
психологический
климат,
неумение
строить
внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и
культурному развитию становления личности ребенка [1,с.47].
По нашему мнению, дисгармония психологического климата в семье
может
провоцировать
детско-родительские
конфликты,
осложнять
взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на
личность ребенка, поэтому основная задача педагогов в организации
взаимодействия
с
родителями
активизировать
педагогическую,
воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,
общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников
образовательного
процесса,
положительные
жизненные
примеры
и
духовные ценности,
способствуют
становлению
личности
ребенка.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с
семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Вот
почему
проблема
сохранения семейных
ценностей,
возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется
той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в
развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один
взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и
уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и
уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью
можно считать лучшей для ребёнка? Чего каждый из нас имел право
ожидать от своей семьи и своих родителей
ведь все мы когда-то были
детьми.
Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья,
это почва,
на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни
растут в ухоженном саду, другие
в оранжерее, третьи
на скудной
каменистой почве, четвёртые
за высокой стеной, пятые
на семи ветрах.
И вырастают деревца, конечно, разные [2,с.50].
Хорошая семья дает опору ребёнку, помогает укрепиться в этом мире,
позволяет почувствовать прочность бытия. Хорошая семья – лучшая
защита ребёнку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ
мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир –
или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и
защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое
предназначение семьи.
Семейные ценности
это принципы, на которых основывается наша
жизнь. Они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а
что неправильно [6,с.45].
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой
семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество
пунктов и подпунктов.
Основная
задача
педагогов
в
организации
взаимодействия
с
родителями
активизировать
педагогическую,
воспитательную
деятельность
семьи,
придать
ей
целенаправленный,
общественно
значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного
процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности,
способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную
значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейных ценностей
и традиций у дошкольников мы наметили следующие цели:
-повышение
роли семейных
ценностей в
становлении
личности
ребенка;
-привлечение родителей и оказание им практической помощи
в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей
семьи.
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
-содействовать укреплению связей ДОУ и семьи;
-предоставить родителям теоретические знания и практические
навыки
позитивного
взаимодействия
с
детьми
в
разных
видах
деятельности;
-расширять представление о внутрисемейных традициях, ценностях;
-воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому,
семье, своим близким, старшему поколению.
Результаты опроса детей в форме интервью «Микрофон откровения»
показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях
«семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего
рода и семьи.
По итогам анкетирования родителей выяснилось, что не все семьи
имеют чёткое представление что такое «Семейные ценности», некоторые
затруднялись с формулировкой ответа. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в
консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребёнка к
ценностям семьи?»,
большинство респондентов ответили утвердительно.
Все выше перечисленные факторы способствовали необходимости
проведения различных форм работ направленных на укрепление семейных
ценностей воспитанников детского сада и их родителей.
Решая
задачи
по формированию направленности
на
мир
семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогом-
психологом, социальным педагогом, воспитателями ДОУ разработан план
взаимодействия, который включает в себя различные формы работы.
Мы
активно
используем
в
своей
работе
проекты,
предусматривающие
поэтапную
последовательность
в
организации
обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта
к
совместному планированию и реализации намеченного.
Организация
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
в форме проектной
деятельности
представляет
собой
интересную
современную форму работы по привлечению родителей к активному
участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует
укреплению
связи
между
дошкольным
учреждением
и
семьями
воспитанников.
В
рамках семейного художественно-творческого
проекта
«Генеалогическое древо моей семьи» была проведена творческая выставка
«Герб моей семьи» в которой с удовольствием приняли участие дети и
родители. Совместная работа родителей и детей способствовала активному
сотрудничеству
с
семьёй,
установлению
партнерских
отношений,
сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с
детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.
В преддверие выпускного бала стало доброй традицией выпуск
стенгазеты «Мы тоже школьниками были», где представлены фото
родителей, в то время, когда они были учениками начальной школы.
Популярна
в
нашем
ДОУ
такая форма
работы,
как
составление семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с
помощью взрослых членов своей семьи. Дети
и родители собирали
материалы о своих родных и близких, об истории возникновения своей
фамилии, заполняли
ромашки имён («Как меня называют дома»). В
преддверии 9 мая был проведен творческий конкурс совместного
словотворчества на тему: «Спасибо деду за победу!», где родители и дети в
мини-сочинениях
рассказывали
о
славном
боевом
прошлом
своих
родственников во время Вов.
Ежегодно по плану ДОУ проводятся родительские собрания, в
которых
мы
вместе
с
родителями
и
воспитателями
обсуждаем
вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и
родственников в жизни ребёнка. Мы часто применяем на родительских
встречах метод игровых ситуаций, элементы тренинга, используем ИКТ.
Большую значимость для формирования представлений у детей о
нравственных ценностях в семье имеют индивидуальные и групповые
консультации. На организованных встречах с родителями стараемся
объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность,
беседы
по
душам
для
передачи
детям
нравственных,
моральных
представлений.
Совместно с воспитателями проведены фотовыставки на семейные
темы: «Мой папа
самый лучший», «Папа, мама я
здоровая семья!»,
«Семейная страничка», «Говорим здоровью Да».
Мнение, запросы, пожелания родителей мы узнаём, через переписку
в «Почте добрых советов»,
отражая это в стендовой информации,
изготовлении папок-передвижек, буклетов.
Таким образом, можно заключить, что проведенная нами работа
способствует сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним,
возрождению семейных традиций, благоприятно влияет на позитивные
взаимоотношения в семьях воспитанников.
Список информационных источников
1. Андриенко, Н. К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребёнка к
школьному обучению: методический материал/ Н. К. Андриенко// Начальная
школа + до и после. – 2013. – № 12. – с. 47-51.
2. Ажнина, О. В. Формирование позитивных детско-родительских отношений/ О.
В. Ажнина// Классный руководитель. – 2009. – № 5.– с. 47-53.
3. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций/ Ю. В. Василькова, Т.
А. Василькова. – М.: Академия, 2006. – 440 с.
4. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Гриценко. – М.:
Академия, 2005. – 240 с.
5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический
подход./О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер.-М.-ТЦ Сфера, 2005.-
144с.
6. Дядюнова, И. А.
Семья как основа успешной социализации ребёнка:
материалы о д/с И. А. Дядюнова, М. Ю. Индык// Начальная школа + до и
после. – 2014. – № 5. – с. 45-49.