Автор: Королькова Анна Михайловна
Должность: преподаватель, мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОАПОУ "Старорусский агротехнический колледж"
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий/ электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Королькова Анна Михайловна
мастер производственного обучения
ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»
Использование информационно-коммуникационных технологий/
электронных (цифровых) образовательных ресурсов в
образовательном процессе
Я в своей практике применяю компьютерные технологии, что
позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание
обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию,
стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям.
Компьютерные технологии повышают возможность тиражирования
раздаточного материала к уроку. У меня, как у мастера производственного
обучения, появляются дополнительные возможности: развивать,
модернизировать, накапливать электронные материалы. Мультимедиа
сочетают информационные и вычислительные возможности современных
компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной
информации.
Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и
компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения
иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно
нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или
показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с
обучающимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность
схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой
информации и в любом масштабе. На уроках учебной практики в условиях
технологической лаборатории, для подготовки поваров при изучении новой
темы воспроизводятся в электронном виде такие методические материалы
как:
- схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса;
- таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей;
- видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и
др. продуктов;
- схемы приготовления блюд;
- инструкционные карты с указанием последовательности выполнения
технологических операций и приёмов;
- карточки-задания, тесты, технологические карты и др.
Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что
информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше
запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не
возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации
назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного
материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем
обучения является помощь в заполнении дневников учебной практики.
Дневник заполняется не только под диктовку или с помощью печатного на
бумаге материала, но и с экрана. Эффективна возможность показа
электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в
определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим
показом выполнения заданий. Соответственно, большее количество времени
на уроках учебной практики уделяется практической деятельности
обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения
обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок
более интересным, насыщенным, иллюстративным. Я использую
презентации при объяснении нового материала, при повторении пройденного
материала, выполнении практических заданий и при организации текущего
контроля знаний. В зависимости от построения сценария урока я включаю в
свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию,
музыкальное или голосовое сопровождение. Презентации строю таким
образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном
инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного
материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися.
Они могут задавать вопросы по теме, и тем самым, происходит актуализация
знаний, полученных ранее по другим предметам. Обучающиеся могут
высказывать предположения. Анализ представленной информации
способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении
пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме
урока «Приготовление котлетной массы»: «Из каких последовательных
операций состоит процесс приготовления блюд из котлетной массы?”
Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других
возможностей программы MS Office, Power Point, следует ответ на экране, и
все сравнивают свой ответ с правильным ответом в виде иллюстрированных
слайдов и красочных фотографий блюд. В другом случае, обучающийся
рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса,
затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной
схеме. Таким образом, обучающиеся легче усваивают изучаемый материал, а
мастер может объективно и наглядно оценить уровень их теоретической
подготовки.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение
имеет художественность, яркость, эмоциональность речи мастера,
преподавателя. Однако элементы занимательности на занятиях, усиленные
звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации,
воздействуют на обучащегося намного сильнее, чем только слово, вызывают
неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться
большему; в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения
данного предмета или овладения теми или иными практическими навыками.
Применение разнообразных форм обучения на уроках и во внеурочное
время упражнения, конкурсы, викторины составление и разгадывание
кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, блиц-
опросы, создают положительный эмоциональный фон деятельности
обучающихся. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать
с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Например, практикую в своей работе использование электронных
плакатов по изучению технологического оборудования предприятий
общественного питания. Информация, размещённая на слайде и появляющаяся
в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций
воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.
Заинтересовать – значит удивить. Обучение с использованием средств
информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для
формирования таких социально значимых качеств личности, как активность,
самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях
информационного общества, для развития коммуникативных способностей и
формирования культуры личности.
Начиная с первого курса, обучающиеся получают опережающие задания,
которые затем они представляют в виде докладов и сообщений, которые
сопровождаются презентациями. Презентации обучающиеся оформляют
самостоятельно. Обучающиеся получают опережающие задания для участия в
конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску
дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов,
электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд,
интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд,
традиции, обряды, связанные с ними. Собранную информацию обучающиеся
оформляют в виде рефератов и презентаций, которые демонстрируют на уроках
и на внеурочных мероприятиях.
Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки
самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств
информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать
информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в
электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем.
Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное
диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с
большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки
критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него
ответственность.
Я считаю, что основная цель использования информационно-
коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе мастера и
преподавателя – это активизация познавательной деятельности обучающихся,
развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в
себе, в своих творческих силах.
Используемая литература
1. Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы Интернет – обучения / Л. Я.
Аверьянов, д-р соц. наук, проф., А. В. Рунов, канд. социол. наук, доц. //
Информатика и образование. – 2003. - № 5. – С. 70 – 75.
2. Азевич, А. И. Компьютерный репетитор / А. И. Азевич // Математика в
школе. – 2004. - № 7. – С. 53 – 56.
3. Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А.
Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 –
7.
4. Белсуновская, Н. А. Возможности использования офисной
программы Microsoft Excel в деятельности педагогов – психологов / Н. А.
Болсуновская, Л. В. Беспалова // Вестник практической психологии
образования. – 2007. - № 1. – С. 121 – 127.
5. Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных
технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е.
Булин – Соколова, канд. пед. наук // Учитель. – 2005. - № 3. – С. 63 – 66.
6. Ваисова, Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности
по истории и обществознанию / Л. М. Ваисова // Преподавание истории в
школе. – 2007. - № 5. – С. 17 – 21.
7. Вайсман, О. А. Создание службы информатизации в школе / О. А.
Вайсман, Н. Л. Демкина // Справочник руководителя образовательного
учреждения. – 2005. - № 9. – С. 71 – 75.
8. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно -
воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. –
2008. - № 5. – С. 115 – 120.