Автор: Наталья Вячеславовна Артисова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ТО "Барсуковская школа имени А.М.Гаранина"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья-выступлени
Тема: «Формирование регулятивных действий младших школьников, способах их формирования и возможностях отслеживания становления этих навыков»
Раздел: начальное образование
«Формирование регулятивных действий младших школьников,
способах их формирования и возможностях отслеживания становления
этих навыков»
,
,
,
Перемены произошедшие за последние годы а именно скорость
,
обновления системы знаний усложнение содержания учебного материала
школьного образования без должного внимания к задаче формирования
учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся
.
умения учиться
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее
время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного
,
,
усвоения обучающимися новых знаний умений и компетенций включая
.
умение учиться
Огромные возможности для этого предоставляет
(
).
освоение универсальных учебных действий
УУД
«
»
Именно поэтому
Планируемые результаты
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
,
образования определяют не только предметные
но метапредметные и
.
личностные результаты Под метапредметными компетенциями мы
,
понимаем систему универсальных учебных действий позволяющую
,
младшим школьникам продуктивно выполнять различные регулятивные
.
,
познавательные и коммуникативные задачи Соответственно в структуру
,
метапредметных компетенций младших школьников входят регулятивная
,
познавательная и коммуникативная компетенции а компонентный состав
.
каждой компетенции определяется соответствующими УУД
Современная
система образования должна быть направлена на
,
формирование высокообразованной интеллектуально развитой личности
.
с целостным представлением картины мира
Образование в начальной
.
школе является фундаментом всего последующего обучения
В первую
очередь это касается формирования универсальных учебных действий
(
).
УУД
Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении
термин
’’
”
, .
.
универсальные учебные действия
означает умение учиться
т е
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем
.
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
В
более узком смысле этот термин можно определить как совокупность
,
способов действий учащегося
обеспечивающих его способность к
,
самостоятельному усвоению новых знаний и умений включая
.
организацию этого процесса
:
Функции УУД включают
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
,
,
деятельность учения
ставить учебные цели искать и использовать
,
необходимые средства и способы их достижения
контролировать и
;
оценивать процесс и результаты деятельности
создание условий для гармоничного развития личности и ее
;
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию
,
обеспечение успешного усвоения знаний умений и навыков и
.
формирование компетентностей в любой предметной области
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных
.
дисциплин Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания и способов организации учебной деятельности учащихся
.
раскрывает определенные возможности для формирования УУД
,
В составе основных видов универсальных учебных действий
,
соответствующих ключевым целям общего образования
можно выделить
:
четыре блока
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Для успешного существования в современном обществе человек
, .
.
должен обладать регулятивными действиями т е
уметь ставить себе
,
,
конкретную цель
планировать свою жизнь
прогнозировать возможные
.
ситуации В школе обучающихся учат решать сложные математические
,
примеры и задачи но не помогают в освоении способов преодоления
.
жизненных проблем
Функция регулятивных УУД
–
это организация учащимся своей учебной
.
деятельности
:
К регулятивным УУД относятся
целеполагание
;
планирование
;
прогнозирование
;
контроль
;
коррекция
;
оценка
;
саморегуляция
.
По замыслу авторов стандарта в сфере регулятивных
универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами
,
учебных действий включая способность принимать и сохранять учебную
,
(
цель задачу
планировать ее реализацию в том числе во внутреннем
),
,
плане
контролировать и оценивать свои действия
вносить
».
соответствующие коррективы в их выполнение
-
Ребенок усваивает какой либо материал в форме учебной
,
деятельности когда у него есть внутренняя потребность и мотивация
.
,
такого усвоения
Ведь мыслить человек начинает тогда
когда у него
-
.
появляется потребность что либо понять
И начинается мышление с
,
.
проблемы или вопроса
удивления или недоумения
Проблемная ситуация
,
.
создается с учетом реальных противоречий значимых для детей Только
в этом случае она является мощным источником мотивации их
,
.
познавательной деятельности активизирует и направляет их мышление
,
,
Значит
прежде всего на начальном этапе уроке необходимо создавать
,
условия для формирования у обучающихся положительной мотивации
,
, ,
,
чтобы ученик понял что он знает и чего не знает
и самое главное
.
захотел это узнать
Учитель на уроках должен научить учащихся самих
,
.
ставить цель
составлять план для достижения этой цели Исходя из цели
,
,
и плана
ученики должны предположить
каких результатов они могут
.
,
достигнуть
Определять и формулировать цель деятельности составлять
(
).
план действий по решению проблемы задачи
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов
.
формирования регулятивных универсальных учебных действий
Целеполагание
как постановка учебной задачи на основе
,
,
соотнесения того что уже известно и усвоено учащимся и того что
.
еще неизвестно
Навыки постановки учебной цели закладываются у обучающегося уже с
.
(
)
,
первых уроков обучения
Учитель показывает
объявляет
тему урока
а
.
обучающиеся формулируют вопросы по этой теме
Затем обучающиеся
,
,
определяют
на какие из вопросов они уже знают ответы на какие
.
смогут получить ответ на уроке
На основе вопросов формулируется цель
.
урока
Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках важно ввести понятие темы урока,
дав доступное детям этого возраста определение:
«
.
У каждого урока есть тема
-
,
».
Тема
это то о чём мы будем говорить на уроке
Первоначально тему
,
: «
урока называет учитель
добиваясь понимания темы обучающимися
Я
,
,
назову тему нашего урока
а вы скажите
о чём мы будем говорить
».
.
сегодня на уроке
Тема появляется на доске
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для
.
организации учебной деятельности
,
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на
: «
?» «
вопросы
Зачем
и
Где или для чего могут пригодиться полученные
?»
сведения
Планирование
-
определение последовательности промежуточных
;
целей с учетом конечного результата
составление плана и
последовательности действийФормирование умения планировать
деятельность складывается путем многократного повторения
.
,
последовательности действий в ходе изучения похожих тем Дети
,
опираясь на изученные ранее темы и цель урока
а также анализируя
,
,
задания к уроку в учебнике и тетради определяют
каким образом
.
будет раскрыта тема урока
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности
:
эффективны следующие приёмы
-
;
обсуждение готового плана решения учебной задачи
-
;
работа с деформированным планом решения учебной задачи
;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами
.
составление своего плана решения учебной задачи
Прогнозирование
-
,
предвосхищение результата и уровня усвоения
.
его временных характеристик
,
,
Ориентируясь на цель и план обучающиеся предполагают
каких
.
результатов они могут достигнуть
Также при решении конкретного
,
задания учащиеся формулируют возможные ошибки которые могут
,
возникнуть в ходе решения
и стараются предложить варианты
.
исправления или подобрать необходимые правила
Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
.
эталона
,
Контроль осуществляют обучающиеся сами по готовому образцу
,
.
предложенному учителю находят процент отклонения от него
(
Проводится контроль в форме самоконтроля
через сличение с образцом
)
(
на доске или устным комментарием или взаимоконтроля
в парах
).
постоянного или сменного состава
Также для проверки можно
.
использовать консультантов
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой
,
,
учебной задачи которых на уроке может быть несколько но и
.
прохождение всей темы
Коррекция
-
внесение необходимых дополнений и корректив в план и
,
способ действия в случае расхождения эталона
реального действия и
.
его продукта
В ходе всех этапов урока учащиеся выполняют коррекцию учебных
,
,
,
задач
плана
способов действий на основе учета сделанных ошибок
.
степени усвоения материала
Если в ходе выполнения проверки
,
обнаружены ошибки то проводится дополнительная работа по
.
обсуждению ошибок и способов их исправления
Оценка
-
,
выделение и осознание обучающимися того что уже
,
,
усвоено что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня
.
,
усвоения
Учащиеся должны иметь четкие критерии по которым
.
ставится оценка
Формируется умение оценивать свою работу и
.
работу соседа
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней
.
—
пребывания ребёнка в школе
Наша задача
научить учеников
.
самостоятельно оценивать свой труд Каждый обучающийся должен
,
:
пройти все этапы оценочной деятельности для того чтобы осознать
что
,
,
.
нужно оценивать
зачем оценивать
какие формы оценок существуют
,
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими а с
,
,
самим собой сегодняшний результат с предыдущим где поощряется
.
любое незначительное достижение
Преимущество оценки заключается в
,
.
том что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны
,
Что касается действия оценки то она напрямую связана с действием
.
контроля
Основная функция содержательной оценки в этом случае
,
,
,
заключается в том чтобы определить
с одной стороны степень освоения
,
,
учащимися заданного способа действия
с другой стороны продвижение
.
обучающихся относительно уже освоенного уровня способа действия
-
.
Работа с эталонами
это основа содержательной оценки обучающегося
,
Приучив обучающихся работать с эталонами они будут готовы
,
выработать собственные эталоны которые помогут осуществить
.
объективное оценивание своей работы
-
Несоответствие оценки обучающегося и оценки учителя
повод для
,
,
рефлексии которая влечет за собой вывод какое умение требует
.
,
доработки Не секрет
что многие имеют высокую самооценку и
.
завышают свои учебные достижения
,
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке
Для этого
: «+» -
; «-» -
; «?» -
можно использовать знаки
все знаю
не знаю
.
сомневаюсь
Обычно после объяснения и закрепления нового материала
,
?
учитель спрашивает у детей все ли было понятно на уроке
Саморегуляция
;
как способность к мобилизации сил и энергии
-
способность к волевому усилию
к выбору в ситуации
.
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Саморегуляция способна сконцентрировать волю для преодоления
;
интеллектуальных затруднений и физических препятствий может
стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения
.
:
различных задач
Типовые задания для формирования саморегуляци
«
(
Ты сможешь прочитать зашифрованное слово
дойти до вершины
),
»),
горы
выполнив ряд заданий
а также на тренинговых
(
,
«
,
упражнениях психологического характера
например установка
Раз
,
–
!
,
,
–
!»),
два
три
слушай и смотри Три два
раз
мы начнём сейчас
.
дыхательной гимнастике
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных
:
универсальных учебных действий
1.
:
Научить ребенка
)
а
контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по
;
заданной теме
)
;
б
выполнять свои действия по заданному образцу и правилу
)
.
в
исправлять ошибки
2.
.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную работу
-
,
Проектирование уроков по формированию УУД
дело непростое
но
-
.
,
сегодня
это требование времени А мы должны идти в ногу со
,
,
временем чтобы дети были востребованными так как современное
,
общество запрашивает человека обучаемого способного самостоятельно
.
учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни
-
,
-
,
Главное для учителя
помнить
что все обучающиеся
звезды маленькие
,
,
.
и большие
близкие и далекие
но одинаково красивые
Каждая звездочка
.
.
выбирает свою траекторию полета
Каждая звездочка мечтает сиять
Список литературы
1.
Асмолов А.Г
.
Как проектировать универсальные учебные действия в
/ [
.
.
, .
.
,
.
.
начальной школе
А Г
Асмолов
Г В
Бурменская
И А Володарская и
.];
.
.
.
. –
.:
, 2011.
др
под ред А Г
Асмолова
М Просвещение
2.
Завьялова О.А.
:
Метапредметные виды деятельности в обучении с чего
? /
.
.
. –
., 2012
начать учителю
О А Завьялова
М
3.
Репкина Г.В.
:
Оценка уровня сформированности учебной деятельности в
/ .
.
, .
.
. –
,
помощь учителю начальных классов
Г В
Репкина
Е В
Заика
Томск
1993.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
.
., 2009.
общего образования второго поколения
М