Напоминание

«Формирование регулятивных действий младших школьников, способах их формирования и возможностях отслеживания становления этих навыков»


Автор: Наталья Вячеславовна Артисова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ТО "Барсуковская школа имени А.М.Гаранина"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья-выступлени
Тема: «Формирование регулятивных действий младших школьников, способах их формирования и возможностях отслеживания становления этих навыков»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование регулятивных действий младших школьников,

способах их формирования и возможностях отслеживания становления

этих навыков»

,

,

,

Перемены произошедшие за последние годы а именно скорость

,

обновления системы знаний усложнение содержания учебного материала

школьного образования без должного внимания к задаче формирования

учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся

.

умения учиться

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее

время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного

,

,

усвоения обучающимися новых знаний умений и компетенций включая

.

умение учиться

Огромные возможности для этого предоставляет

(

).

освоение универсальных учебных действий

УУД

«

»

Именно поэтому

Планируемые результаты

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

,

образования определяют не только предметные

но метапредметные и

.

личностные результаты Под метапредметными компетенциями мы

,

понимаем систему универсальных учебных действий позволяющую

,

младшим школьникам продуктивно выполнять различные регулятивные

.

,

познавательные и коммуникативные задачи Соответственно в структуру

,

метапредметных компетенций младших школьников входят регулятивная

,

познавательная и коммуникативная компетенции а компонентный состав

.

каждой компетенции определяется соответствующими УУД

Современная

система образования должна быть направлена на

,

формирование высокообразованной интеллектуально развитой личности

.

с целостным представлением картины мира

Образование в начальной

.

школе является фундаментом всего последующего обучения

В первую

очередь это касается формирования универсальных учебных действий

(

).

УУД

Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении

термин

’’

, .

.

универсальные учебные действия

означает умение учиться

т е

способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем

.

сознательного и активного присвоения нового социального опыта

В

более узком смысле этот термин можно определить как совокупность

,

способов действий учащегося

обеспечивающих его способность к

,

самостоятельному усвоению новых знаний и умений включая

.

организацию этого процесса

:

Функции УУД включают

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

,

,

деятельность учения

ставить учебные цели искать и использовать

,

необходимые средства и способы их достижения

контролировать и

;

оценивать процесс и результаты деятельности

создание условий для гармоничного развития личности и ее

;

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

,

обеспечение успешного усвоения знаний умений и навыков и

.

формирование компетентностей в любой предметной области

Формирование универсальных учебных действий в образовательном

процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных

.

дисциплин Каждый учебный предмет в зависимости от предметного

содержания и способов организации учебной деятельности учащихся

.

раскрывает определенные возможности для формирования УУД

,

В составе основных видов универсальных учебных действий

,

соответствующих ключевым целям общего образования

можно выделить

:

четыре блока

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для успешного существования в современном обществе человек

, .

.

должен обладать регулятивными действиями т е

уметь ставить себе

,

,

конкретную цель

планировать свою жизнь

прогнозировать возможные

.

ситуации В школе обучающихся учат решать сложные математические

,

примеры и задачи но не помогают в освоении способов преодоления

.

жизненных проблем

Функция регулятивных УУД

это организация учащимся своей учебной

.

деятельности

:

К регулятивным УУД относятся

целеполагание

;

планирование

;

прогнозирование

;

контроль

;

коррекция

;

оценка

;

саморегуляция

.

По замыслу авторов стандарта в сфере регулятивных

универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами

,

учебных действий включая способность принимать и сохранять учебную

,

(

цель задачу

планировать ее реализацию в том числе во внутреннем

),

,

плане

контролировать и оценивать свои действия

вносить

».

соответствующие коррективы в их выполнение

-

Ребенок усваивает какой либо материал в форме учебной

,

деятельности когда у него есть внутренняя потребность и мотивация

.

,

такого усвоения

Ведь мыслить человек начинает тогда

когда у него

-

.

появляется потребность что либо понять

И начинается мышление с

,

.

проблемы или вопроса

удивления или недоумения

Проблемная ситуация

,

.

создается с учетом реальных противоречий значимых для детей Только

в этом случае она является мощным источником мотивации их

,

.

познавательной деятельности активизирует и направляет их мышление

,

,

Значит

прежде всего на начальном этапе уроке необходимо создавать

,

условия для формирования у обучающихся положительной мотивации

,

, ,

,

чтобы ученик понял что он знает и чего не знает

и самое главное

.

захотел это узнать

Учитель на уроках должен научить учащихся самих

,

.

ставить цель

составлять план для достижения этой цели Исходя из цели

,

,

и плана

ученики должны предположить

каких результатов они могут

.

,

достигнуть

Определять и формулировать цель деятельности составлять

(

).

план действий по решению проблемы задачи

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов

.

формирования регулятивных универсальных учебных действий

Целеполагание

как постановка учебной задачи на основе

,

,

соотнесения того что уже известно и усвоено учащимся и того что

.

еще неизвестно

Навыки постановки учебной цели закладываются у обучающегося уже с

.

(

)

,

первых уроков обучения

Учитель показывает

объявляет

тему урока

а

.

обучающиеся формулируют вопросы по этой теме

Затем обучающиеся

,

,

определяют

на какие из вопросов они уже знают ответы на какие

.

смогут получить ответ на уроке

На основе вопросов формулируется цель

.

урока

Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках важно ввести понятие темы урока,

дав доступное детям этого возраста определение:

«

.

У каждого урока есть тема

-

,

».

Тема

это то о чём мы будем говорить на уроке

Первоначально тему

,

: «

урока называет учитель

добиваясь понимания темы обучающимися

Я

,

,

назову тему нашего урока

а вы скажите

о чём мы будем говорить

».

.

сегодня на уроке

Тема появляется на доске

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для

.

организации учебной деятельности

,

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на

: «

?» «

вопросы

Зачем

и

Где или для чего могут пригодиться полученные

сведения

Планирование

-

определение последовательности промежуточных

;

целей с учетом конечного результата

составление плана и

последовательности действийФормирование умения планировать

деятельность складывается путем многократного повторения

.

,

последовательности действий в ходе изучения похожих тем Дети

,

опираясь на изученные ранее темы и цель урока

а также анализируя

,

,

задания к уроку в учебнике и тетради определяют

каким образом

.

будет раскрыта тема урока

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности

:

эффективны следующие приёмы

-

;

обсуждение готового плана решения учебной задачи

-

;

работа с деформированным планом решения учебной задачи

;

использование плана с недостающими или избыточными пунктами

.

составление своего плана решения учебной задачи

Прогнозирование

-

,

предвосхищение результата и уровня усвоения

.

его временных характеристик

,

,

Ориентируясь на цель и план обучающиеся предполагают

каких

.

результатов они могут достигнуть

Также при решении конкретного

,

задания учащиеся формулируют возможные ошибки которые могут

,

возникнуть в ходе решения

и стараются предложить варианты

.

исправления или подобрать необходимые правила

Контроль

в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

.

эталона

,

Контроль осуществляют обучающиеся сами по готовому образцу

,

.

предложенному учителю находят процент отклонения от него

(

Проводится контроль в форме самоконтроля

через сличение с образцом

)

(

на доске или устным комментарием или взаимоконтроля

в парах

).

постоянного или сменного состава

Также для проверки можно

.

использовать консультантов

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой

,

,

учебной задачи которых на уроке может быть несколько но и

.

прохождение всей темы

Коррекция

-

внесение необходимых дополнений и корректив в план и

,

способ действия в случае расхождения эталона

реального действия и

.

его продукта

В ходе всех этапов урока учащиеся выполняют коррекцию учебных

,

,

,

задач

плана

способов действий на основе учета сделанных ошибок

.

степени усвоения материала

Если в ходе выполнения проверки

,

обнаружены ошибки то проводится дополнительная работа по

.

обсуждению ошибок и способов их исправления

Оценка

-

,

выделение и осознание обучающимися того что уже

,

,

усвоено что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня

.

,

усвоения

Учащиеся должны иметь четкие критерии по которым

.

ставится оценка

Формируется умение оценивать свою работу и

.

работу соседа

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней

.

пребывания ребёнка в школе

Наша задача

научить учеников

.

самостоятельно оценивать свой труд Каждый обучающийся должен

,

:

пройти все этапы оценочной деятельности для того чтобы осознать

что

,

,

.

нужно оценивать

зачем оценивать

какие формы оценок существуют

,

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими а с

,

,

самим собой сегодняшний результат с предыдущим где поощряется

.

любое незначительное достижение

Преимущество оценки заключается в

,

.

том что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны

,

Что касается действия оценки то она напрямую связана с действием

.

контроля

Основная функция содержательной оценки в этом случае

,

,

,

заключается в том чтобы определить

с одной стороны степень освоения

,

,

учащимися заданного способа действия

с другой стороны продвижение

.

обучающихся относительно уже освоенного уровня способа действия

-

.

Работа с эталонами

это основа содержательной оценки обучающегося

,

Приучив обучающихся работать с эталонами они будут готовы

,

выработать собственные эталоны которые помогут осуществить

.

объективное оценивание своей работы

-

Несоответствие оценки обучающегося и оценки учителя

повод для

,

,

рефлексии которая влечет за собой вывод какое умение требует

.

,

доработки Не секрет

что многие имеют высокую самооценку и

.

завышают свои учебные достижения

,

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке

Для этого

: «+» -

; «-» -

; «?» -

можно использовать знаки

все знаю

не знаю

.

сомневаюсь

Обычно после объяснения и закрепления нового материала

,

?

учитель спрашивает у детей все ли было понятно на уроке

Саморегуляция

;

как способность к мобилизации сил и энергии

-

способность к волевому усилию

к выбору в ситуации

.

мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Саморегуляция способна сконцентрировать волю для преодоления

;

интеллектуальных затруднений и физических препятствий может

стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения

.

:

различных задач

Типовые задания для формирования саморегуляци

«

(

Ты сможешь прочитать зашифрованное слово

дойти до вершины

),

»),

горы

выполнив ряд заданий

а также на тренинговых

(

,

«

,

упражнениях психологического характера

например установка

Раз

,

!

,

,

!»),

два

три

слушай и смотри Три два

раз

мы начнём сейчас

.

дыхательной гимнастике

Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных

:

универсальных учебных действий

1.

:

Научить ребенка

)

а

контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по

;

заданной теме

)

;

б

выполнять свои действия по заданному образцу и правилу

)

.

в

исправлять ошибки

2.

.

Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную работу

-

,

Проектирование уроков по формированию УУД

дело непростое

но

-

.

,

сегодня

это требование времени А мы должны идти в ногу со

,

,

временем чтобы дети были востребованными так как современное

,

общество запрашивает человека обучаемого способного самостоятельно

.

учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни

-

,

-

,

Главное для учителя

помнить

что все обучающиеся

звезды маленькие

,

,

.

и большие

близкие и далекие

но одинаково красивые

Каждая звездочка

.

.

выбирает свою траекторию полета

Каждая звездочка мечтает сиять

Список литературы

1.

Асмолов А.Г

.

Как проектировать универсальные учебные действия в

/ [

.

.

, .

.

,

.

.

начальной школе

А Г

Асмолов

Г В

Бурменская

И А Володарская и

.];

.

.

.

. –

.:

, 2011.

др

под ред А Г

Асмолова

М Просвещение

2.

Завьялова О.А.

:

Метапредметные виды деятельности в обучении с чего

? /

.

.

. –

., 2012

начать учителю

О А Завьялова

М

3.

Репкина Г.В.

:

Оценка уровня сформированности учебной деятельности в

/ .

.

, .

.

. –

,

помощь учителю начальных классов

Г В

Репкина

Е В

Заика

Томск

1993.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

.

., 2009.

общего образования второго поколения

М



В раздел образования