Напоминание

Развитие речи и творческого воображения младших школьников в условиях ФГОС


Авторы: Рябова Ирина Витальевна, Ирина Витальевна Рябова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Аксубаевская СОШ №2"
Населённый пункт: пгт. Аксубаево
Наименование материала: публикация
Тема: Развитие речи и творческого воображения младших школьников в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка,

в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу

этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей

младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации

учебной

деятельности.

Решая

любую

мысленную

задачу,

ребенок

использует

какую-то

информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации

недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи

большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти

бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает

познание,

когда

неопределенность

ситуации

весьма

велика,

заменяя

недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать

себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции

воображения

и

у

детей,

и

у

взрослых.

В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах.

В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди

товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя.

Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в

руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких

результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в

частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть

предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной

учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься

творчеством.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее

моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в

процесс

развития

свойств

личности

ее

характер,

способности,

направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые

детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу

воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных

возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты,

решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно

расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в

преобразовании

объективного

мира.

Прежде

чем

изменить

что-то

практически,

человек

изменяет

это

мысленно.

В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает

необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет,

синтезирует в новые образы. Все эти процессы находят свое отражение и

реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на

творческих

занятиях.

При

отсутствии

правильного

педагогического

руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает

идти

в

нежелательном

направлении.

Работа над сочинениями организуется не в строгих урочных рамках.

Элементы сочинений включаются и во внеклассные занятия и в домашнюю

работу детей, хотя задания и не даются с целью обязательного их

выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.

Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не

опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения,

обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря

овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний

воссоздающее

воображение

школьника

становится

более

точным,

а

творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему

содержанию.

Воображение

развивается

не

само

собой,

а

требует

определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-

воспитательной

работы.

Использование на уроках русского языка приемов работы по овладению

навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию

творческих способностей младших школьников, но и положительно влияет

на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская)

деятельность обучающихся на уроках русского языка способствует развитию

целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности;

воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения

конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении

задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного

развития

качеств,

становится

самостоятельно

созданный

(творческий)

продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность,

художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Таким образом, воображение является основной двигательной силой

творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Литература

1 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Вопросы

психологии, 1972. – №2. – С.114–123.



В раздел образования