Авторы: Рябова Ирина Витальевна, Ирина Витальевна Рябова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Аксубаевская СОШ №2"
Населённый пункт: пгт. Аксубаево
Наименование материала: публикация
Тема: Развитие речи и творческого воображения младших школьников в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка,
в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу
этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей
младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации
учебной
деятельности.
Решая
любую
мысленную
задачу,
ребенок
использует
какую-то
информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации
недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи
большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти
бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает
познание,
когда
неопределенность
ситуации
весьма
велика,
заменяя
недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать
себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции
воображения
и
у
детей,
и
у
взрослых.
В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах.
В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди
товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя.
Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в
руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких
результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в
частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть
предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной
учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься
творчеством.
Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее
моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в
процесс
развития
свойств
личности
–
ее
характер,
способности,
направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые
детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу
воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных
возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты,
решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно
расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в
преобразовании
объективного
мира.
Прежде
чем
изменить
что-то
практически,
человек
изменяет
это
мысленно.
В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает
необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет,
синтезирует в новые образы. Все эти процессы находят свое отражение и
реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на
творческих
занятиях.
При
отсутствии
правильного
педагогического
руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает
идти
в
нежелательном
направлении.
Работа над сочинениями организуется не в строгих урочных рамках.
Элементы сочинений включаются и во внеклассные занятия и в домашнюю
работу детей, хотя задания и не даются с целью обязательного их
выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.
Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не
опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения,
обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря
овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний
воссоздающее
воображение
школьника
становится
более
точным,
а
творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему
содержанию.
Воображение
развивается
не
само
собой,
а
требует
определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-
воспитательной
работы.
Использование на уроках русского языка приемов работы по овладению
навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию
творческих способностей младших школьников, но и положительно влияет
на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская)
деятельность обучающихся на уроках русского языка способствует развитию
целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности;
воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения
конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении
задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного
развития
качеств,
становится
самостоятельно
созданный
(творческий)
продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность,
художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Таким образом, воображение является основной двигательной силой
творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Литература
1 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Вопросы
психологии, 1972. – №2. – С.114–123.