Автор: Уйгурова Валентина Юрьевна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: г Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной учебной деятельности обучающихся с ТНР на уроках географии
Раздел: среднее образование
Уйгурова Валентина Юрьевна, учитель географии
Государственное казенное образовательное учреждение «Республиканская
специальная(коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи»
Организация индивидуальной учебной деятельности обучающихся с ТНР
на уроках географии
Дифференцированный подход в обучении
– это важнейший принцип воспитания и
обучения обучающихся с ТНР . Он означает действенное внимание к каждому ученику,
его индивидуальности и способностей и возможностей
Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает
разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Цель дифференцированного обучения: организовать образовательный процесс на основе
учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и
способностей.
Основная
задача
: увидеть индивидуальность ученика с ТНР и сохранить ее, помочь
ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие и коррекцию в
развитии
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, так как именно
он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий
для развития личности.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение
каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся
возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой
личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать образовательный процесс
более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителя изучения (уровень развития внимания,
мышления, памяти и т.д.), проводить диагностику их уровня знаний и умений по
определенному
предмету,
что
дает
возможность
осуществлять
дальнейшую
индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Я обучаю географии учащихся с ТНР с разным уровнем способностей, поэтому мне
приходится
изучать
индивидуальные
учебные
возможности
каждого
ученика.
Осуществляла обучение ребенка индивидуально на дому в 2022-2023, 2023-2024 учебный
годы.
Дифференцированное обучение я применяю на разных этапах учебного процесса:
1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто используем
атлас и контурную карту, учащиеся, способные быстро определить и нанести на карту
объекты делают это самостоятельно, остальные ученики под руководством учителя. Если
карты учащийся не имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя
рисунок на доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например,
циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от периферии к
центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде схем, таблиц или
рисунков, для лучшего усвоения материала.
2.
Контроль и коррекция знаний.
При составлении заданий я учитываю
необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-
следственных связей, закономерностей и т.д.
Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на уроках,
предназначены
для
активизации
усвоения
учебного
материала,
осуществления
индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования
определённой системы повторения и закрепления учебного материала.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений использую тренировочные
задания
и
тесты,
географические
задачи
и
диктанты,
практические
работы
контролирующего и обучающего характера, проверочные работы, составление и
разгадывание кроссвордов.
-
тестирование.
Тесты
по
определенной
теме
содержат
несколько
вариантов
(равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет
выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления
возникающих проблем.
– географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по
определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся
получают аналогичные задачи.
- географические диктанты. После изучения большого количества терминов я провожу
географические диктанты. Раздаю карточки с терминами по 2 вариантам, диктую
определения, а ученики должны выбрать правильный ответ. Если ответили правильно на
100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла
- практические работы.
Практические работы выполняются по плану. Обучающие
работы
проводятся
вместе
с
учителем,
итоговые
самостоятельно
с
помощью
географического атласа.
- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и навыков
учащихся, проверка усвоения определённой большой темы. Материал в проверочной
работе распределён в основном по возрастанию степени сложности, что обеспечивает
уровневую дифференциацию.
I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по
образцу (например, нарисовать схему теплого фронта);
II
уровень
–
аналитико-синтетический,
где
задания
ориентированы
на
базовый
(стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод
(например, сравнить географическое положение Кавказских и Уральских гор);
III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания.
При их составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли
делать
обобщённые
выводы,
выявляя
причинно-следственные
связи
(например,
определить условия жизни австралийцев-аборигенов).
Внеурочная деятельность с одаренными учащимися:
- муниципальные олимпиады по географии;
- ежегодная проектная деятельность учащихся;
- участие в научно – практических конференциях;
-
ежегодное
подготовка
и
участие
в
конкурсе
профессионального
мастерства
«Абилимпикс» .
Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:
- индивидуализация заданий по уровни их способностей и развития ребенка с ТНР;
- возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок,
- сдача задолженностей по предмету,
- работа с родителями.