Напоминание

Организация индивидуальной учебной деятельности обучающихся с ТНР на уроках географии


Автор: Уйгурова Валентина Юрьевна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: г Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной учебной деятельности обучающихся с ТНР на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Уйгурова Валентина Юрьевна, учитель географии

Государственное казенное образовательное учреждение «Республиканская

специальная(коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями

речи»

Организация индивидуальной учебной деятельности обучающихся с ТНР

на уроках географии

Дифференцированный подход в обучении

– это важнейший принцип воспитания и

обучения обучающихся с ТНР . Он означает действенное внимание к каждому ученику,

его индивидуальности и способностей и возможностей

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает

разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цель дифференцированного обучения: организовать образовательный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и

способностей.

Основная

задача

: увидеть индивидуальность ученика с ТНР и сохранить ее, помочь

ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие и коррекцию в

развитии

Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и

дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, так как именно

он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий

для развития личности.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение

каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся

возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой

личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать образовательный процесс

более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителя изучения (уровень развития внимания,

мышления, памяти и т.д.), проводить диагностику их уровня знаний и умений по

определенному

предмету,

что

дает

возможность

осуществлять

дальнейшую

индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Я обучаю географии учащихся с ТНР с разным уровнем способностей, поэтому мне

приходится

изучать

индивидуальные

учебные

возможности

каждого

ученика.

Осуществляла обучение ребенка индивидуально на дому в 2022-2023, 2023-2024 учебный

годы.

Дифференцированное обучение я применяю на разных этапах учебного процесса:

1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто используем

атлас и контурную карту, учащиеся, способные быстро определить и нанести на карту

объекты делают это самостоятельно, остальные ученики под руководством учителя. Если

карты учащийся не имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя

рисунок на доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например,

циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от периферии к

центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде схем, таблиц или

рисунков, для лучшего усвоения материала.

2.

Контроль и коррекция знаний.

При составлении заданий я учитываю

необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-

следственных связей, закономерностей и т.д.

Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на уроках,

предназначены

для

активизации

усвоения

учебного

материала,

осуществления

индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования

определённой системы повторения и закрепления учебного материала.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений использую тренировочные

задания

и

тесты,

географические

задачи

и

диктанты,

практические

работы

контролирующего и обучающего характера, проверочные работы, составление и

разгадывание кроссвордов.

-

тестирование.

Тесты

по

определенной

теме

содержат

несколько

вариантов

(равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет

выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления

возникающих проблем.

географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по

определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся

получают аналогичные задачи.

- географические диктанты. После изучения большого количества терминов я провожу

географические диктанты. Раздаю карточки с терминами по 2 вариантам, диктую

определения, а ученики должны выбрать правильный ответ. Если ответили правильно на

100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла

- практические работы.

Практические работы выполняются по плану. Обучающие

работы

проводятся

вместе

с

учителем,

итоговые

самостоятельно

с

помощью

географического атласа.

- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и навыков

учащихся, проверка усвоения определённой большой темы. Материал в проверочной

работе распределён в основном по возрастанию степени сложности, что обеспечивает

уровневую дифференциацию.

I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по

образцу (например, нарисовать схему теплого фронта);

II

уровень

аналитико-синтетический,

где

задания

ориентированы

на

базовый

(стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод

(например, сравнить географическое положение Кавказских и Уральских гор);

III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания.

При их составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли

делать

обобщённые

выводы,

выявляя

причинно-следственные

связи

(например,

определить условия жизни австралийцев-аборигенов).

Внеурочная деятельность с одаренными учащимися:

- муниципальные олимпиады по географии;

- ежегодная проектная деятельность учащихся;

- участие в научно – практических конференциях;

-

ежегодное

подготовка

и

участие

в

конкурсе

профессионального

мастерства

«Абилимпикс» .

Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:

- индивидуализация заданий по уровни их способностей и развития ребенка с ТНР;

- возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок,

- сдача задолженностей по предмету,

- работа с родителями.



В раздел образования