Напоминание

Пути повышения качества образования через использование "деловой игры" на уроках обществознания


Автор: Коршунова Елена Викторовна
Должность: учитель обществознания, права
Учебное заведение: ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая статья
Тема: Пути повышения качества образования через использование "деловой игры" на уроках обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Пути повышения качества образования через использование «деловой игры» на

уроках обществознания.

Использование

современных

образовательных

технологий

в

практике

является

обязательным

условием

интеллектуального,

творческого

и

нравственного

развития

учащихся.

Существует

множество

педагогических

технологий

(это

совокупность

принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные

технологии обучения, воспитания.

Деловая игра – это один из видов интерактивного обучения.

Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого

осуществляется

взаимодействие

между

учеником

и преподавателем,

между

самими

учениками.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

-пробуждение у обучающихся интереса;

-эффективное усвоение учебного материала;

-самостоятельный

поиск

учащимися

путей

и вариантов

решения

поставленной

учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного

варианта и обоснование решения);

-установление

воздействия

между

учениками,

обучение

работать

в команде,

проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова,

уважать его достоинства;

- в ы х о д

н а

у р о в е н ь

о с о з н а н н о й

к о м п е т е н т н о с т и

у ч е н и к а .

Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным

этапам:

1. целевая установка проведения игры;

2. сценарий всех этапов деловой игры;

3. структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;

4. критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;

5. рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений

и навыков.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру

деловой игры:

Формирование групп.

Моделирование реальной ситуации.

Работа в группах.

Подготовка к публичному выступлению.

Выступления групп.

Подведение итогов.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры

является основным документом для её проведения. Как правило, в сценарии отображается

общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. Деловая

игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2–3 академических часов,

т. е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая

большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми

заканчивать учебный день.

Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае

преподаватель

определяет,

какие

проблемы

выносятся

в ее

содержание,

по

каким

критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней

обговариваются

в классе

заранее.

Можно

выбрать

группу

экспертов

(3–4

человека),

которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета

каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие

или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие,

в котором

требуются

проявление

ответственности

за

знания,

как

собственные,

так

и других

слушателей,

аргументированность

решения,

умение

критически

оценить

происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках

окружающих.

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных,

зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории

(классы), средства отображения информации, средства управления, ИКТ и т. п. Разумеется,

состав

материально-технического

обеспечения,

и размещение

в решающей

степени

зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа

обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное

нормативами время.

1. В деловой игре « Выборы» на примере выборов президента принимали участие четыре

группы, каждая из которых представляла своего кандидата на должность Президента.

Каждый кандидат в президенты представлял свою программу развития России.

Участники игры – старшеклассники школы - проявили активность, уточняли позицию

выступавших, задавали вопросы кандидатам. В завершении каждый участник игры

сделал свой выбор, опустив бюллетень в урну для голосования.

2. Деловая игра-драматизация по ликвидации правовой безграмотности школьников.

Тема: «Правительство РФ» (целесообразно провести на этапе закрепления темы:

«Органы государственной власти РФ»)

Цели:

Образовательные цели:

Способствовать формированию понимания теоретических основ органов

государственной власти Российской Федерации;

Развивающие цели:

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся

(анализу, выделению главного, сравнению, обобщению и систематизации).

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к

дисциплине “Основы права”

Воспитательные цели:

Способствовать возникновению и развитию у обучающихся чувства уверенности в своих

силах и знаниях;

Способствовать формированию отождествления себя как части гражданского

общества

Подготовительный этап:

Учитель заранее среди учеников распределяет роли:

- Министр образования и науки (инициатор проекта постановления)

- Министр обороны

- Председатель правительства

- Заместители председательства правительства (4 человека)

- Министр здравоохранения

- Эксперты-ученые (педагоги, юристы, медицинские работники)

Потом учитель раздает проект постановления всем обучающимся (Проект,

устанавливающий норму права, согласно которому учебные занятия во всех школах

страны начинаются в 7 ч. 15 мин.) и просит дома подготовить аргументированные речи

на 3-5 минут.

Содержание игры:

Председатель правительства открывает заседание, объявляет его повестку. Затем

председатель правительства предоставляет слово пожелавшим выступить министрам.

Выступающий называет министерство, которое он возглавляет и старается своим

выступлением отразить специфику своего министерства.

Министр образования и науки обосновывает свой проект, приводит веские аргументы,

факты.

Министр здравоохранения анализирует проект с точки зрения, как проект скажется на

здоровье школьников.

Эксперты-ученые высказывают свое мнение за и против проекта

Председатель правительства высказывает свое мнение, подводит итог обсуждения.

Затем проект постановления ставится на голосование. Постановление считается

принятым, если за него проголосовали большинство.

В конце урока учитель вместе с классом обсуждает увиденное и услышанное, оценивает

речи и аргументы всех персонажей.

Подведение итогов урока:

сообщение учителя о достижении целей урока

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда

обучающихся на уроке.

Заключение

ФГОС второго поколения (основная школа) строится на системно - деятельностном

подходе, что означает, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний,

умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта

через деятельность. Данное мероприятие правового воспитания частично реализует эти

задачи, позволяя применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой

деятельности, имеющей свою специфику. Обучающиеся вживаются в данные

обстоятельства, осознают нравственные и правовые нормы, помогают узнать и

изучить разные точки зрения, учат отстаивать свою точку зрения. Игры-драматизации

удобны для отработки умений и навыков – можно раз за разом повторять сценку пока

участники игры не освоят правильную модель поведения. А все это имеет особое

значение в развитии и формирование личности школьников.

Деловая игра «Формируем политическую партию»

Цели:

Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические

партии»

Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности

Формирование активной жизненной позиции

Задания группам:

1.

Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)

2.

Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)

3.

Интересы каких социальных групп представляет партия

4.

Цели и задачи партии

5.

Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)

6.

Каковы политические методы вашей партии (почему такие)

Деловая игра «Я - предприниматель»

Цели:

1.

Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.

2.

Формирование элементарных умений и навыков правового анализа

предпринимательской деятельности.

3.

Выработка умений применять свои знания на практике.

4.

Формирование умений работы в группе.

Задание №1

1.

Придумайте название фирмы.

2.

Какой товар она должна производить?

3.

Нарисуйте рекламу вашего товара.

4.

Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

Задание №2

1.

Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?

2.

Последовательно опишите ваши действия.

Задание №3

1.

Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.

2.

Опишите его.

Деловая игра «Глобальные проблемы современности»

Цели:

1.

Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их

особенности, взаимосвязь

2.

Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать

воображение

3.

Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем:

необходимость совместных усилий для и решения

Задание:

1.

Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:

первая группа - «человек-общество»,

вторая группа - «человек-природа»,

третья группа - «общество-общество».

2.

Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.

3.

Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных

проблем.

4.

Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.

5.

Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.

Домашнее задание:

1.

Оформить плакат (по пункту 5)

2.

Создать пресс-листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и

оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие

наличие глобальных проблем, наличие международных организаций

занимающихся этими проблемами).

Учебно-деловая игра “Выборы”.

Целями игры является:

- повышение политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей;

-способствование формированию грамотного, сознательного избирателя, гражданина

демократического общества;

-создание условий для учащихся в раскрытии своего творческого потенциала.

Предполагаемые результаты деловой игры:

Усвоение учащимися:

- основ избирательного права и избирательного процесса;

- механизмов функционирования субъектов избирательного процесса;

-технологию проведения выборов.

Ход игры

I этап (подготовительный).

II этап (основной - избирательная компания по выборам президента школьной

республики).

III этап ( проведение выборов).

IV этап (подведение итогов).

Участники игры: учащиеся 5-11 классов школы.

I этап -подготовительный.

На этом этапе организаторы игры должны провести общее собрание старшеклассников, на

котором происходит знакомство с целями её проведения, общей схемой игры. Важно

именно сейчас, на начальном этапе, привлечь ребят к формированию ученического

самоуправления, создать устойчивый интерес, выработать положительную мотивацию.

Также на этом собрании объявляются сроки выдвижения кандидатов и их регистрации,

определяется день выборов. Важным моментом является определение тех ролей, которые

предстоит выполнять учащимся:

Избирательная комиссия школы. Организует подготовку и проведение выборов.

Формирует избирательные участки (по параллелям), составляет списки избирателей,

протоколы подсчёта голосов, вырабатывает форму избирательного бюллетеня, Готовит

место проведения выборов – избирательный участок.

Пресс-центр. Обеспечивает гласность проведения выборов. Знакомит с деятельностью

избирательной комиссии, освещает ход предвыборной кампании. Журналисты выпускают

газеты, берут интервью у участников игры, проводят пресс-конференции.

Центр изучения общественного мнения. Эта группа социологов изучает мнение школьного

“электората” об их отношении к выборам, ученическому самоуправлению, проблемам

школьной жизни. Предполагаются, как минимум, три социологических опроса: в начале

игры, перед выборами, и на заключительном этапе.

Независимые наблюдатели. Наблюдают за ходом предвыборной борьбы, проведением

выборов. Обеспечивают равные права всем участникам.

Технический центр. Создаётся на технической базе компьютерного класса. Оказывает

техническую поддержку кандидатам в Совет школы в изготовлении агитационных

материалов, а также избирательной комиссии, журналистам и социологам.

II этап. Основной этап.

1. Выдвижение кандидатов.

Предвыборная борьба начинается с выдвижения кандидатов. Каждый класс может

выдвинуть 1 и более кандидатов. Допускается самовыдвижение, в таком случае

необходимо собрать подписи, не менее 30. Избирательной комиссией производится

регистрация кандидатов, выдаются удостоверения установленного образца. Центр

изучения общественного мнения в этот период проводит социологический опрос среди

учащихся 9-11 классов по следующим пунктам:

-Насколько необходимо в нашей школе ученическое самоуправление?

-Какие проблемы, по твоему мнению, оно способно решить?

-Каким будет твоё участие в работе Совета школы?

-Считаешь ли ты участие в выборах обязательным для тебя?

-Чем для тебя является участие в выборах?--

Полученная информация обрабатывается и данные публикуются информационным

центром. На их основе составляется так называемый “Наказ избирателя”, который должен

помочь кандидатам разработать свои предвыборные программы.

2. Избирательная кампания.

А) Предвыборная борьба.

Несомненно, самой интересной частью игры является борьба между “кандидатами в

президенты” .

Учитывая, что основной набор идей и предложений будет одинаковым, было

рекомендовано каждому кандидату выделить какую-либо одну оригинальную идею,

которая может привлечь внимание избирателей. Это должно быть интересным для ребят,

привлекательным. В некоторых случаях политтехнологами выступили классные

руководители.

Но в основном ребята самостоятельно прекрасно справились с этой задачей.

Агитационные листовки, настенные и печатные газеты, видеоролики и мультимедийные

презентации, концерты в поддержку отдельных кандидатов, распространение календарей

и т. д. К оформлению работ выдвигались некоторые требования: содержательность,

корректность, эстетичность. Можно отметить, что творчество ребят проявилось в полной

мере.

Помимо того, что весь агитационный материал был представлен избирателям, проходили

встречи с избирателями в классах. Опыт показывает, что участники игры с удовольствием

проводили встречи с избирателями, “посещали с визитом” другие классы, где им

приходилось отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, вступать в дискуссию

Б) Дебаты.

Важным этапом избирательной кампании становится “открытый микрофон” -

мероприятие, где нашим кандидатам предложено ещё одно испытание. Перед широкой

аудиторией, в присутствии всех конкурентов, им нужно изложить свою программу,

показать подготовленные материалы, поучаствовать в дебатах “Как сделать жизнь школы

лучше?”, ответить на вопросы журналистов, избирателей. От того, как проявят себя

участники нашей игры, во многом зависело мнение избирателей. Как показал

проведённый впоследствии соцопрос, именно успешное выступление кандидатов на

данном этапе повлияло на симпатии старшеклассников.

3 этап. Проведение выборов.

Ответственным для всех участников выборов днём становится день голосования. Оно

организуется в читальном зале школы.

Избирательные участки открываются и работают на переменах.Голосование происходит

по мажоритарной системе, победители определяются простым большинством голосов.. За

ходом голосования наблюдают представители ученического и учительского коллектива,

обозначенные в начале игры как “наблюдатели”. Избирательная комиссия производит

подсчёт голосов и оформляет протоколы голосования, которые подписывают председатель

избирательной комиссии, наблюдатели. Целесообразно на этом этапе игры присутствие

членов избирательной комиссии (участковой, территориальной)

4 Этап. Подведение итогов игры.

Через 2 дня после проведения голосования проводится круглый стол для всех участников

игры:

оглашаются результаты голосования;

высказывают своё мнение участники игры, оценивая проведённые мероприятия, своё

собственное участие в ней;

высказывают предложения по совершенствованию правил игры.

В качестве рефлексии учащимся предложено написать эссе “Зачем я иду на выборы”.

На основе изученных сочинений и высказанных мнений и предложений можно сделать

вывод о том, что участие в игре было познавательным и полезным для всех её участников.

Ребята получили возможность на практике познать азы избирательного процесса и

избирательных технологий, проявить свои творческие способности, артистизм, стать

лидерами общественной жизни школы.

Заключение

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым

учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое

количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения

расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.



В раздел образования