Автор: Ефимова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №2 им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Особенности работы над вариативной формой в младших классах
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2
им. П.И. Чайковского»
План-конспект открытого урока на тему:
«Особенности работы над вариативной формой в
младших классах».
Преподаватель:
Ефимова Ирина Васильевна
2015г.
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока педагога Ефимовой И.В. по классу
фортепиано.
Место проведения: ДШИ №2 им. П.И. Чайковского (Филиал №1)
Дата проведения: 24.11.2015 г.
Тема урока:
«Особенности работы над вариативной формой в младших
классах».
Тип
урока:
Аналитический,
образно-развивающий,
формирующий,
закрепляющий.
Цель
урока: Совершенствование
знаний
и
исполнительских
навыков
на
примере
изучаемого
произведения.
Развитие
музыкального
воображения,
мышления, умения выявлять элементы изменчивости музыкальной ткани в
сочетании с их повторностью.
Задачи урока:
обучающие:
- приобщение к народной музыке посредством фортепианного искусства;
-
осознанное
восприятие
цикла
«Вариации»
как
одно
целое,
осознание
приемов развития разделов ;
-
передача
содержания
музыки,
стилевых
особенностей
русской
музыки,
работа над выразительностью исполнения;
- формирование правильного образного мышления;
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения;
2
развивающие:
- развитие навыков «переключения» из одного образного состояния в другое;
- развитие внимания, музыкального мышления и памяти;
- формирование общего кругозора по изучаемой теме;
- формирование творческого подхода к изучаемому произведению;
воспитательные:
- воспитание и развитие эстетического вкуса;
- воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы и приемы:
-
словесный (краткое
устное
изложение
темы,
беседа,
анализ
формы
музыкального произведения);
-
практический (способы разучивания музыкального произведения, работа
над выразительностью в процессе исполнения произведения);
- наблюдение;
- наглядный.
Используемый музыкальный материал:
Т. Назарова Вариации на русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль
я».
Участник урока:
Шестакова Злата (3 класс).
3
ХОД УРОКА.
1.
Организационный
момент.
Сообщение
темы
урока,
представление
ученика, постановка учебных целей и задач.
2. Вступительное слово. Среди произведений крупной формы видное место
занимают традиционные циклы. Они сочетают в себе элементы как крупной,
так и малой формы. Работа над вариационным циклом в младших классах
является
важной
частью
обучения
фортепианному
исполнительскому
искусству.
Как же на раннем этапе обучения представить понятие «вариации»?
Вариации (от
лат. variatio
–
«изменение»)
-
музыкальная
форма,
которая
состоит из темы и её изменённых повторений, т.е. вариаций.
Эта форма
является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для
фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских,
украинских
и
других
народных
песен,
делает
вариации
особенно
привлекательными.
Возможность
спеть
тему
со
словами
–
большое
подспорье
для
ученика.
Цельность
вариационного
цикла
достигается
тематическим
единством, замкнутостью и относительной законченностью
частей.
Наиболее
типичные
качества
темы:
песенный
характер;
форма
-
период или простая двухчастная форма; экономность гармонии и фактуры,
которые обогащаются в процессе вариационного развития.
Большое зна-
чение имеют цезуры между отдельными вариациями, которые разъединяют
их, помогая ученику эмоционально перестроиться на другой музыкальный
образ.
Таким образом, работа с учеником над вариационными циклами развивает
его музыкальное мышление в двух направлениях: это, с одной стороны,
4
слуховое
ощущение
единства
темы
и
вариаций,
а
с
другой
—
гибкое
переключение на иной образный строй.
3. Практическая часть.
Учитель: Что означает слово «вариации»?
Ученица:
Слово вариация означает изменение, вариант. Вариации - это
музыкальное
произведение,
в
котором
есть
тема
и
ее
видоизменения,
которые и являются вариациями
.
Учитель: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Ученица: Вариации Т. Назаровой на русскую народную песню «Пойду ль я,
выйду ль я» .
Учитель просит исполнить произведение.
Учитель: Как строится это произведение, сколько в нём частей?
Ученица: Тема и 4 вариации.
Учитель: Давай подробнее рассмотрим каждую часть.
Тема.
Ученице предлагается сыграть только тему. Затем в ходе беседы с
ученицей выясняем, какую форму имеет тема (период). Далее обговариваем,
что
русские
народные
песни
весьма
разнообразны
по
характеру.
Они
складывались для тех или иных случаев жизни. Были песни колыбельные,
плясовые,
протяжные,
свадебные
и
множество
других.
В
теме
2
предложения, каждое из которых построено на повторении первой фразы
(каждого предложения).
5
Учитель: Каков характер темы? К какому типу песни мы ее отнесем?
Ученица: Тема носит веселый радостный характер. Скорее всего это песня
плясовая.
Учитель:
Правильно. Давай посмотрим в нотный текст и выясним, что
говорит о том, что это песня?
Ученица: Прежде всего штрих Legato.
Учитель: Правильно.
В
какой
части
темы
проявляется
наибольшая
напевность?
Ученица: Во втором предложении.
Учитель: Совершенно верно. В названии произведения фигурируют слова «…
на тему русской народной песни…». Давай вспомним начальные слова этой
песни и найдем в них главные слова, на которые пришлось бы ударение. В
музыке это будет сопровождаться динамическим нарастанием, акцентом.
Вместе с ученицей разбираем слова песни и определяем главные слова:
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во доль, во долинушку, да,
Во доль, во широкую.
Ученице предлагается сыграть повторно тему и сделать крещендо к
словам, на которые приходится смысловое ударение. Второе предложение
предлагается сыграть наиболее плавным и певучем Legato.
Подобным образом на доступном ребенку языке разбираем каждую
вариацию в отдельности, обращая особое внимание на изменения темы.
I вариация.
6
Форма
вариации целиком повторяет форму
темы – 8-тактный период.
Учитель: Чем отличается эта вариация от темы?
Ученица: Появляется штрих staccato, меняется мелодический рисунок.
Тема как бы спряталась в
пассажных построениях. Чтобы тема не
«потерялась»
в
пассажах,
ученице
предлагается
исполнить
вариацию
одновременно с педагогом, только педагог играет мелодию темы. Это дает
возможность ученице почувствовать мелодико-гармоническую взаимосвязь
вариации с темой.
Учитель: А о чем свидетельствует штрих staccato? Сохраняется ли здесь
песенность?
Ученица: Нет, песенность не сохраняется, вариация напоминает танец.
Выясняем с ученицей, какие танцы задорного и веселого характера
относятся
к
народным:
Камаринская,
Трепак,
Казачок, Русская плясовая,
Калинка и др. Характерными чертами этих танцев являются дробные шаги,
притопы, прихлопы (в основном у мужчин) и присядка. По просьбе педагога
ученица
в медленном темпе
проигрывает каждую фразу отдельно, и с
помощью педагога выявляются «опорные» динамические точки, передающие
суть отдельных танцевальных элементов.
II вариация.
В ходе беседы с ученицей выясняем, что во II вариации тема приобретает
шутливый характер. Форма вариации не меняется, диапазон темы вариации
соответствует самой главной теме.
Учитель: Какой музыкальный образ ты видишь в этой вариации и почему?
Ученица: Эту
вариацию
можно
назвать
«детской»,
т.к.
вариация
переносится в верхний регистр, появляются шестнадцатые ноты, которые
7
придают теме подвижный и шутливый характер. Проявляется образ детей,
которые играют на свирели, к примеру, одновременно танцуя и подражая
взрослым.
Учитель: Согласна, этот образ здесь очень подходит. К тому же, эта
вариация отличается тем, что исчезает гармонический фон, остается одна
мелодика, которая «перебегает» из партии правой руки в левую и наоборот.
Здесь
явно
задействован
народный
инструмент,
отличающийся
очень
высоким регистром. Свирель – удачный тому пример.
После этого педагог с ученицей определяют общую динамику этой
вариации. Далее определяется способ подачи подобной музыкальной ткани:
точная
пальцевая
дикция,
активность,
а
также
качественные
переходы
мелодии из руки в руку, следя за тем, чтобы не оставались призвуки. После
определения исполнительских задач ученице предлагается сыграть вариацию
еще раз в среднем темпе и постараться выполнить указания педагога.
III вариация.
Злата проигрывает вариацию. После этого выясняется неизменность
формы, жанровая особенность и характер вариации – задорный русский
народный танец.
Учитель: Эта вариация возвращает нас опять к удалой пляске. Но здесь, по
сравнению
с I
вариацией,
появляется
ярко
выраженная
ритмическая
особенность, которая свидетельствует о зажигательности танца. Как ты
думаешь, какая?
Ученица: Это синкопа.
Учитель: Правильно. Синкопы всегда выделяются в музыкальной ткани, т.к.
происходит смещение сильной доли на слабую. А сильные доли мы выделяем,
8
играем ярче, чем слабые. А какая общая динамика на протяжении всей
вариации здесь будет уместна?
Ученица: Forte.
В данной вариации педагог с ученицей определяют явные танцевальные
элементы(к примеру, притопы, которые явно выражены в партии левой руки),
отразившиеся в музыке с помощью синкоп, штрихов (парные лиги, staccato).
Все это ставит данную вариацию в положение кульминационной и самой
значимой в образном плане.
IV вариация.
Ученица проигрывает вариацию.
Учитель: Последняя
вариация
завершает
весь
вариационный
цикл.
Обращаясь
к
образной
сфере,
что
мы
слышим
в
этой
вариации,
чем
заканчивается народное веселье?
Ученица: Характер вариации остался веселым и шутливым. Как и во II
вариации к нам вернулись детские образы. Вариация переносится в верхний
регистр.
Учитель: В мелодии появляется штрих staccato, кроме того, автор перенес
тему вариации не во 2-ю октаву (как во II вариации), а в 3-ю октаву. Здесь
явно свирель уступает место чему-то другому… Что нам напоминают эти
звуки (проигрывает партию правой руки)?
Ученица: Мне представляются колокольчики.
Учитель: А что мы наблюдаем в партии левой руки? Присутствуют ли
здесь элементы народного танца?
9
Ученица: Да, как и в предыдущей вариации здесь можно увидеть элементы
танца – притопы.
При
повторном
проигрывании
вариации
находим
близкие
к
теме
интонационные обороты. Педагог обращает внимание ученицы на выделение
«притопов»
акцентами,
чтобы
подчеркнуть
суть
танцевального
элемента.
Выясняем
динамический
план
вариации:
поскольку
у
нас
задействован
верхний
регистр,
динамика
требуется
не
очень
громкая (mf) , учитывая
богатый обертонами регистр.
Удобное пианистическое изложение позволяет исполнить вариацию легко
и непринужденно.
После завершения работы над последней вариацией, педагог просит
сыграть произведение целиком с учетом всего сказанного на уроке.
В целом ученица справилась с поставленными перед ней задачами.
Напоследок педагог предлагает ученице продемонстрировать отдельно
свое творческое задание, которое было задано ранее для домашней работы –
сочинение собственной вариации. Поскольку ребенку сложно придумать что-
то
свое,
задачей
педагога
является
направить
творческий
процесс
на
использование
уже
знакомых
элементов
музыкального
языка
.
В
качестве
образца была взята главная тема. После исполнения вариации ученица с
помощью педагога объясняет, что именно она изменила в теме вариации
(мажорный лад сменила на минорный, также сменила регистр и темп), а
также поделилась мыслями о придуманном образе своей вариации.
В конце урока учитель отмечает ученицу похвалой за проделанную работу.
В
конце
урока
Злате
дается
домашнее
задание
по
закреплению
задач,
поставленных на уроке.
10
Итог урока.
Вариации являются не только наиболее простой и доступной для юного
пианиста
формой,
но
и
представляют
собой
благодатный
материал
для
собственного
творчества. При
изучении
произведения
ученик
осознает
стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации,
осознает
музыкально-исполнительские
особенности
в
соответствии
с
образными, жанровыми изменениями в вариативном цикле.
Воспитательные
задачи
во
время
урока
осуществлялись
через
создание
творческой деловой атмосферы. Занятие проведено результативно. Цели и
задачи, поставленные на уроке, реализованы.
11