Автор: Шайхутдинова Фарида Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №43"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие коммуникативных УУД и творческого потенциала обучающихся. Форма наставничества: ученик-ученик»
Раздел: начальное образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» Ново-Савиновского района г. Казани
Выступление на педагогическом совете
Тема:
«Развитие коммуникативных УУД и твор-
ческого потенциала обучающихся. Форма
наставничества: ученик-ученик»
Подготовила
учитель начальных классов, 1 кв.категории
Шайхутдинова Фарида Фаритовна,
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Актуальность данной темы семинара обусловлена потребностью
общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД
учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться,
начиная с младшего школьного возраста.
Цель работы нашего методического объединения – формирование
коммуникативных УУД на уроках через использование
разных видов деятельности.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД;
разработать комплекс заданий для формирования коммуникативных УУД
у школьников; формировать и развивать коммуникативные УУД как на
уроках , так и во внеурочной и научно - исследовательской
деятельности.
Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит
ее находить». Поэтому, главная задача каждого преподавателя - развивать
интерес к учению, научить учиться.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова»,- писал Ян Коменский.
Про современную школу так не скажешь. Хорошо ли это? Ведь именно
интерес является стимулом деятельности ребѐнка, его развития, обучения. А
без хорошо продуманных активных форм, методов и инновационных
технологий это невозможно.
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать
универсальные учебные действия позволит повысить эффективность
образовательно-воспитательного процесса в школе. В результате изучения у
выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основаумения учиться.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию
личностных качеств и способностей ребѐнка. У ребѐнка на начальном этапе
обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко
рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой
язык и что он может в этой сфере общаться.
Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные
задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и
начинают сравнивать их со своей страной. Происходит нравственно-
этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают
организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.
Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому
что они помогают естественному изучению языка. И при этом важно научить
учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция
происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при
составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
Необходимо уже на начальном этапе научить детей прогнозировать свои
результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные
эмоции, и повышается самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные; логические; действия постановки и решения проблем.
Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не
менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка
логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал,
лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического
материала целесообразно использовать геометрические фигуры. При помощи
геометрических фигур формируется моделирование.
Анализировать учащихся можно учить при прохождении грамматического
материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной
деятельности школьников.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться,
работая в парах и группах, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в
обучении английскому языку. Коммуникативные УУД - это социальная
компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее
эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
Формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках :
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Например, ученики школы будут участвовать в спортивных соревнованиях,
возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, что они умеют
делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать,
и убеди тренера взять их на соревнования.
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации. На начальном этапе урока для того, чтобы настроить учащихся
на работу, можно использовать игру «Ювелиры»: учащиеся по цепочке
задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же
для формирования этого действия используются упражнения на построение
вопросов по схемам, позже задание усложняется: составить вопросы,
расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам.
Обучающиеся учатся задавать вопросы при выполнении подобных заданий.
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация. Например, твой младший брат очень рассеян, помоги ему
собрать портфель, назови предметы, какие у него есть, используя модель,
выбери школьные принадлежности и назови их.
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского
языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает
общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети
обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению
оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять
ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия,
когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них
воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его
точке зрения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный
вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки,
что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать
свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого,
взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии,
вырабатывать совместное решение.
Формы интерактивного обучения:
обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры);
использование общественных ресурсов;
социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;
ролевые игры; нестандартные уроки ( урок открытых мыслей, уроки, которые
ведут другие ученики, урок-турнир и другие).
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм
работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между
учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и
собственной успешности. Использование интерактивных технологий в
работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет
учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков
иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и
познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Уроки с
применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для
детей.
Технология проектной деятельности также способствует
формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность
учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий
этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта –
способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения,
аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
В вихре изменений в современной системе образования шефская
помощь ученик-ученик в какой-то момент отошла на второй и третий
планы, а затем и исчезла вовсе.
В современной педагогической практике шефская помощь, или
наставничество, вновь занимает приоритетное место. Только, в отличие от
шефской помощи советской школы (лучшие ученики помогают
отстающим), добавляются новые перспективные направления как в школе,
так и в системе дополнительного образования:
– развитие талантов;
– профориентация;
– профессиональная подготовка;
– учебная мотивация;
– поддержка в инклюзивном образовании;
– реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
В национальном проекте «Образование», определяющем основные
стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года,
наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения
качества образовательной деятельности.
Форма наставничества «ученик-ученик» - взаимодействие учащихся
одной образовательной организации, при котором один из учащихся
находится
на
более
высокой
ступени
образования
и
обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать
весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой
субординации.
Такая форма наставничества – далеко не новое понятие. Мы знаем, что
начиная со скаутов, пионерской организации и заканчивая детскими
общественными объединениями, в школах всегда были дети-наставники:
вожатые или организаторы шефской помощи, являющиеся примером для
подражания.
Цели наставничества:
выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов;
Личностная положительная мотивация товарищей к труду в обучении;
Помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;
Работа над сплоченностью коллектива
Освоение коммуникативной компетенции
Готовность к самостоятельному решению социальных задач
Адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том чис-
ле конфликтных
Умение ориентироваться в социуме
В своей практике применяю игру по выявлению лидера. Игра называет-
ся «Большая семейная фотография»
Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в
середине
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и
нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома.
Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью
для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже
может участвовать в расстановке членов «семьи».. Более никаких
установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и
где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной
картиной. Роль«фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять
стремящиеся к лидерству ребята.
Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».
Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей,
активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине всей работы, может открыть вам новых
лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После
распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает
до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают
одновременный хлопок в ладоши.
Так же на практике реализую вариант взаимодействие «Успевающий
– неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения
лучших образовательных результатов.
Ученик, имеющий неудовлетворительные оценки или девиантное по-
ведение, отдаётся под присмотр старших товарищей, формируются
диады «ученик – ученик», которые помогают наставляемому стать
лучше: подтянуть учёбу или отказаться от общения с сомнительными
компаниями. Кроме того, одарённым учащимся доверяется быть на-
ставниками тех, кто имеет сложности (в основном учебные). Настав-
ляемому товарищи помогают повышать успеваемость, строить отноше-
ния в коллективе.
Портрет участников
Наставник. Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидер-
скими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, де-
монстрирующий высокие образовательные результаты, принимающий актив-
ное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные
постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность).
Наставляемый . Пассивный, социально или ценностно дезориентированный
обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстри-
рующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с
поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от кол-
лектива.
Вывод
Наставничество по модели « Ученик-ученик» нужно применять на применять
на практике. Это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и,
при правильной организации может иметь хорошие результаты.