Напоминание

"Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальными произведениями"


Автор: Толченицына Виктория Алексеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
Населённый пункт: п.Нижнесортымкий, Сургутский район
Наименование материала: открытый урок по хору
Тема: "Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальными произведениями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок преподавателя Толченицыной В.А.

по сводному хору 25.11.17 г.

Тема:

«Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над

музыкальными произведениями»

Возраст детей: 9-15 лет

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель: показать формы и виды вокальной работы в хоре ДШИ.

Задачи:

Образовательные:

Продолжение

работы

над

вокально-хоровыми

навыками

дыханием,

интонацией, штрихами, динамикой и т.д.

Закрепление музыкально-нотных текстов хоровых произведений

Развивающие:

Развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокальных навыков.

Развитие эмоционально-образного мышления.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством

Формирование

художественно-эстетического

вкуса

детей

на

примере

примерах классических и современных авторов.

Формирование эмоционально-образного исполнения хоровых произведений.

Воспитание

сценической

выдержки,

внимания,

умения

собраться,

ответственности за творческий результат.

Ф о рм и р о ва н и е

ком м у н и кат и в н ы х

кач е с т в ,

н а с то й ч и во с т и

и

целеустремленности в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Создание ситуации успеха на уроке.

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

Наглядно-слуховой

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная

оценка исполнения);

наглядно-образный

эмоционально-образный

проблемно – поисковый;

объяснительно

иллюстративный

в

сочетании

с

репродуктивным

(вокальные

иллюстрации

голосом

учителя

и

воспроизведение

услышанного детьми).

Тип урока: урок повторения, закрепления умений и навыков.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в партиях,

индивидуальная.

Оборудование: фортепиано, стулья, нотная литература.

Ход урока:

1.

Вступительная часть. Знакомство хорового коллектива с присутствующими

на уроке преподавателями. Основной цели и задач на урок и в целом на этом

этапе.

2.

Разминка.

3.

Распевание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого

упражнения.

4.

Работа над программой.

a)

«Азбука» Хоровая шутка В.А.Моцарт - работа над чистотой

интонации, унисоном, гармоническим строем

б) « Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир». Пение в 1 голос -

работа над унисоном, интонацией, «верхушками», звуком – звук должен

быть полетным, мягким, легато.

в) «Музыка» С.Сиротин

5.

Итог.

6.

Рефлексия (формирование выводов, анализ исполнения – что получилось, а

над чем еще предстоит поработать. Оценка выступления учащихся,

формирование положительной мотивации к обучению)

7.

Домашнее задание

2

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята,гости преподавтели! Я рада видеть вас. Давайте

поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

- Итак, вы готовы к работе?

- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II. Разминка

- В начале нашего урока я предлагаю провести дыхательную гимнастику и

гимнастику на артикуляцию.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой).

III. Распевание

Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и

довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения, сидя и стоя: при пении поза должна быть неподвижной;

вредным является совершенно излишнее поднимание плеч; нужно представить

себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;

нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

1.

На одном звуке и по полутонам.

2.

Пение по слогам МА-МЭ-МИ-МО-МУ выстриваем унисон.

3.

Миии-я, миии-я миия легато и на стаккато.

4.

Пение гаммы вверх легато вниз маркато на опоре. И на Т53 по голосам.

5.

На дикцию и артикуляцию мамамама, папапапапа, лёлёлёлё ку.

- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV. Работа над произведениями.

1.

«Азбука» Хоровая шутка В.А.Моцарт

- работа над чистым интонированием

- работа над унисоном

- над гармоническим строем

- работа над образным содержанием произведения.

2. Ариозо матери из контаты «Нам нужен мир» муз.А.Новикова.

- работа над чистой интонацией в партиях

- работа над унисоном в партиях;

- работа с текстом;

- выстроить заключительную часть

3. «Музыка» С.Сиротин

- работа над текстом и ровным звуком в куплетах

- работа над ансамблем между голосами

- выстраиванию унисона всех партий,

- активизировать слово, выход на кульминацию.

В конце урока исполнение всех прозведений

V. Итог

- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. Цель нашего занятия

успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно

справились. На следующем уроке мы продолжим работу над произведениями.

VI. Рефлексия.

3

- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Как вы

физически чувствуете себя?

-Что можете сказать об уроке?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание

Учить произведения по партиям наизусть, (сольфеджировать.), повторять текст.

Заключительное слово.

Используя

в

работе

с

хоровым

коллективом

методики

разных

авторов,

мы

пополняем свой хормейстерский багаж, учимся вокальному мастерству, выбирая то,

что для нас является необходимым и приемлемым. Ведь нет единой и обязательной

методики для всех, то, что у одного дает прекрасный результат, у другого может

привести к неудаче. Формируя вокальные навыки в детском коллективе, нельзя

забывать и о воплощении художественного образа в произведении.

Характеристика класса: Хор - это коллектив учащихся 4-7 классов музыкальных

отделений школы искусств. Дети разные по возрасту (9-15 лет), своим физическим

и

психическим

возможностям,

обладающие

разными

знаниями,

умениями

и

навыками хорового пения, что создает определенные проблемы. Так, например,

четвероклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в

младшей группе хора). Они не все имеют навыки многоголосного пения, многие

неточно

интонируют.

Однако

большинство

хористов

имеет

положительную

мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт

именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда

зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Рекомендуемая литература:

1.

Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б.А-

лиев. –М.: Владос, 2000.

2.

Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников

и молодежи. Развитие детского голоса.[Текст] / Е.И.Алмазов. – М.: АПН

РСФСР, 1963.

3.

Белобородова, В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первых классов

[Текст]/ В.К.Белобородова. - М.:АПН РСФСР, 1956.

4.

Войнова, А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. [Текст] /

А.Д.Войнова. - М.:Академия пед.наук, 1960.

5.

Детский голос [Текст] /Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н.

– М.: «Педагогика», 1970. – 232с.

4

6.

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.:Музы-

ка, 2000. - 368 с.

7.

Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре [Текст] /

Н.Н.Добровольская. –М.:Музыка, 1987. -79с.

8.

Музыкальное воспитание в школе. Вып.13[Текст]: Сборник статей / Сост.О.А-

праксина. – М.:Музыка, 1978. – 104 с.

9.

Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразователь-

ной школе [Текст] /Д.Е.Огороднов. –Л.:Музыка, 1972. -149с.

10.Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.

11.Соколов, В.Г. Работа с хором [Текст] / В.Г.Соколов. –М.:Музыка, 1967. -76с.

12.Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.- М.:Музы-

ка, 1981. -240с.

13.Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] /

Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.

5



В раздел образования