Автор: Тимергалеева Илсоя Рафгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №54"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности
Раздел: начальное образование
Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности
Автор:
Тимергалеева Илсоя Рафгатовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №54» г. Наб. Челны
Аннотация: в современном мире большое значение уделяется повышению
качества учебно-воспитательного процесса. Возникает вопрос: «Как достичь этого,
какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного
принципа является организация творческой, исследовательской и проектной
деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
добывать
информацию,
ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания,
умение
видеть,
сформулировать
и
решить
проблему,
умение
принимать
субъективное решение.
Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть
исследователем?». На самом деле для исследования не нужен большой запас
знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать
вывод».
Это требует переосмысления подходов к процессу обучения, который
необходимо направить прежде всего на формирование и повышение качества
ключевых
компетенций,
среди
которых
особое
значение
приобретают
когнитивная (познавательная), информационная (умение искать, анализировать,
применять полученные знания в новой ситуации) и коммуникативная (умение
сотрудничать с другими людьми) компетенции.
Одним из способов реализации данного подхода может выступить организация
исследовательской деятельности школьников.
Актуальность проектной деятельности сегодня думаю, осознают все. Для
успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека
способностью
к
исследовательскому
поведению.
Подготовка
ребёнка
к
исследовательской
деятельности,
обучение
его
умениям
и
навыкам
исследовательского
поиска
становится
важнейшей
задачей
современного
образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются
нами самостоятельно, в ходе собственных творческих поисков.
В настоящее время весьма распространено мнение, что официальное
обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в
старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа,
кажется, остается в стороне от этой проблемы. Известно, что около 30% учащихся
за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели
творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для
выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно
обратить внимание на то, как быстро редеет лес рук с вопросами «Почему?»,
«Как?», «Зачем?». И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и
творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той
легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий
интерес.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
Уже доказано, что любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем.
И у
каждого здорового ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и
полны желания учиться и именно период жизни младших школьников отличается огромным
стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского
поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние
ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование
порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского
обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно
является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Учителю очень важно не упустить этот важный период и при этом поддержать
интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном
направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских
умений младших школьников.
Приступая
к
организации
исследовательской
деятельности
младших
школьников, следует учитывать её значительные отличия от полноценного
научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе
профессионального
научного
исследования
результатов,
характеризующихся
очевидной
научной
новизной,
тогда
как
важнейшим
результатом
исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение
знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной
среде.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-
исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не
только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность
учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования
(уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить
схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Этапы организации исследовательской деятельности учащихся
-Мотивация
(формирование
у
учащихся
интенсивной
познавательной
потребности, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием)
-Обеспечение технологической готовности (Владение понятийным аппаратом
исследуемого вопроса, умение и навыки использования методов научного
познания, знание общей схемы хода научного исследования соблюдение правил
научной организации труда учащегося)
-Организационный этап (определяются конкретные проекты, подбираются
руководители работ)
-Практический этап (собственно исследование)
-Рефлексия
Этапы работы ученика в процессе исследования
-Выбор объекта и темы исследования
Объект исследования — это носитель проблемы, на который направлена
исследовательская деятельность.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся
поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно
исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она то и подскажет, как
сформулировать тему исследования. А что значит — найти проблему?
Главная задача любого исследователя — найти что- то необычное в обычном,
увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным
и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы —
учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Какими могут
быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и
явлениях;
экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов;
теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов,
содержащихся
в
разных
теоретических
источниках:
книгах,
кинофильмах и др.
-Определить цель исследования
Определить цель исследования — значит ответить себе и другим на вопрос о том,
зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон».
Вас интересует проблема «почему совы спят днём?», а целью исследования в этом
случае будет изучение поведения сов.
-Поставить задачи исследования
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее
направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги
исследователя.
Выдвижение гипотезы исследования
-Гипотеза — это предположение, еще не доказанная логически и
неподтвержденная опытом догадка. Обычно гипотезы начинаются со слов
«предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …». Для решения
проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том,
как проблема может быть решена.
В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
- Составление плана исследования (с определением методов и приёмов
исследования)
Перед
началом
исследования
нужно
обязательно
составить
его
предварительный
план.
Однако
надо
помнить,
что
при
проведении
исследовательской
работы
этот
план
обычно
приходится
изменять
и
совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий
процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то
отказываться.
При выборе методов исследования необходимо учитывать, что вы исследуете.
А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то
понаблюдать и уж тем более провести эксперимент вам, скорее всего, не
удастся.
Перечислим этапы проектно-исследовательской деятельности:
-Исследование
-Корректировка и конкретизация темы
-Изучение литературы. Сбор и систематизация информации.
-Работа с понятийным аппаратом.
-Опытно-экспериментальная деятельность
-Подготовка к защите (оформление результатов)
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения,
проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое
главное и рассказать об этом. При этом, результаты исследования надо не
просто докладывать — их надо защищать.
Для этого потребуется:
- дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
-ранжировать основные идеи исследования;
-предложить сравнения и метафоры;
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы по результатам исследования;
- указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или
объекта;
- подготовить текст выступления;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
- подготовиться к ответам на вопросы.
- защита работы. (публичное выступление)
Формы представления исследовательских работ
Исследовательскую
работу
можно
представить
в
различных
формах.
Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад,
реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу
можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с
текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей
модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад — это документ, содержащий изложение результатов
исследовательской
деятельности
или
опытно-конструкторской
работы,
опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна
быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное
содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это
отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило,
публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Литературный обзор
Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об
исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления
исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного
обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и
бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении
источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части
текста. Далее целесообразно:
- составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее
существенные мысли и идеи;
- выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными
ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с
информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать
критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом
внимание на объективность суждений.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью
исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой
исследовательскую
задачу.
Подготовка
литературного
обзора
помогает
исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время
научного доклада.
Рецензия
Рецензия представляет собой отзыв, критический разбор и оценку нового
художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или
научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на
научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой
и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье
должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
-описание проблемы и ее актуальности для теории практики;
-краткие данные о методике исследования;
-анализ собственных научных результатов и их обобщение;
-выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в
дальнейшем;
- ссылки на цитируемую литературу.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre — докладывать,
сообщать) представляет собой:
-краткое
устное
сообщение
или
письменное
изложение
научной
работы,
содержания прочитанной книги и т.п.;
-доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других
источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в
требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и
процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не
является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от
автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при
руководстве работой учеников над рефератами.
1. Готовность учащегося к работе над рефератом. Реферат позволяет проверить не
только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно
добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно
привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих
аналитическими
способностями
и
критическим
мышлением.
Безусловно,
успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том
случае,
если
он
самостоятельно
примет
решение
заняться
таким
видом
деятельности.
2.Функции
учителя
при
руководстве
реферативной
работой
учащегося
предполагает оказание им помощи в выборе учеником темы реферата, его
консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста.
При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не
должна носить массовый характер — не каждый ученик даже при поддержке
педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы,
самостоятельно работать с несколькими источниками информации.
Безусловно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над
рефератами. Он может давать рекомендации по содержанию введения и
заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по
проблеме, оформлению текста и процедуре защиты, выявлять актуальность
проблемы, определить структуру работы, но сформулировать выводы должен сам
ученик.
3. Сроки выполнения реферата
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного
месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым
вариантом
реферата,
ученику
может
понадобиться
время
для
доработки
содержания и редактирования текста. За неделю до защиты, реферат сдается на
рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.
4. Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором
определяется его структура и основное содержание по разделам:
- введение;
- основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам,
параграфам, пунктам и т.д.;
- заключение;
- список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
- приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема,
описывается её актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объём
введения не должен превышать 1–2 страниц.
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом,
вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой
материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные
цитаты и ссылки.
В
заключении
подводятся
итоги
работы,
формулируются
выводы,
обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не
должен превышать 1–3 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может
содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты,
но и сведения, взятые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а
также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных
беседах с автором реферата.
5. Процедура защиты реферата
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии
рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику.
Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5–7 минут. Он готовится в виде отдельного
текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более
его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной
темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо
остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы
учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После
доклада члены комиссии могут задавать учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе
которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата.
После того как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия
совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в
помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия
относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены
комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и
рекомендации по продолжению такого рода работы.
6. Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты
работы:
- содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы,
структуру работы, актуальность и т.п.);
- оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного
материала и т.п.);
- представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно
ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
Проект
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план;
разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса;
предварительный текст какого-либо документа.
Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта —
прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проектов:
1. Познавательный проект
2. Практико-ориентированный проект
3. Творческий проект
4. Игровые проекты
Использование метода проектной технологии на уроках и внеклассных
мероприятиях способствует:
-росту творческой активности учащихся;
-развитию разносторонних качеств личности;
-профессиональному самоопределению;
-адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
-интеллектуальному, этическому и эстетическому развитию.
Результативность
учебной,
внеклассной,
проектной,
исследовательской
деятельности учащихся просматривается по показателям:
-ежегодные призовые места на городских предметных олимпиадах;
-рост числа учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой;
-рост числа участников и высокие результаты участия в дистанционных
олимпиадах и конкурсах международного и всероссийского уровней;
-рост мотивации к изучению предметов у учащихся;
Таким
образом,
можно
определить
проектно-исследовательскую
деятельность
младших
школьников
как
специально
организованную,
познавательную
творческую
деятельность
учащихся,
по
своей
структуре
соответствующую
научной
деятельности,
характеризующуюся
целенаправленностью,
активностью,
предметностью,
мотивированностью
и
сознательностью. Исследовательская деятельность младших школьников может
быть
очень
разнообразной.
Часто
при
её
проведении
используются
информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в
Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации
и т.д. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам
обучения.
Но
следует
отметить
ещё
один
момент:
для
организации
исследовательской деятельности учащихся, учитель сам, в первую очередь, должен
быть исследователем. Только творец
может воспитать творца.