Напоминание

Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике


Автор: Бобрешова Ирина Олеговна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №71
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Наименование материала: Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике
Тема: Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике
Раздел: среднее образование





Назад




Использование результатов мониторинга

при подготовке к ОГЭ по информатике

Назначение экзаменационной работы по информатике и ИКТ – оценить

уровень

общеобразовательной

подготовки

по

информатике

и

ИКТ

выпускников

IX

классов

общеобразовательных

организаций

в

целях

государственной итоговой аттестации выпускников.

Для

учителя

информатики

подготовка

учащихся

к

ГИА

по

информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это

обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными

условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном

учреждении (количество часов, обеспечение техникой, квалификацией

самого учителя и т.д.). Вообще ситуация непростая: учитель информатики в

современной школе зажат в тиски: с одной стороны ОГЭ, с другой стороны

образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который

требует

от

учащихся

конкретных

практических

навыков

работы

на

компьютере. Учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно

подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать

образование

в

течение

всей

жизни,

жить

и

трудиться

в

условиях

информационного общества. А часов на изучение информатики очень мало –

всего по 1 часу в 7 – 9 классах

Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать

с себя.

Изучаю

нормативно-правовые,

инструктивные,

рекомендательные

документы, касающиеся организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ.

Принимаю участие в работе методических объединений, творческих

группах ШМО и РМО.

Накапливаю в кабинете информатики дидактический, наглядный,

раздаточный материал, соответствующий КИМам ОГЭ и ЕГЭ.

Веду

диагностику

и

мониторинг

по

результатам

мероприятий,

проводимых по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Необходимо

изучить

нормативные

правовые

документы,

регламентирующие

проведение

ОГЭ

обучающихся

9

классов

общеобразовательных учреждений; изучить спецификацию, кодификатор и

рекомендации

по

оцениванию

результатов

экзамена;

ознакомиться

с

анализом результатов проведения экзамена по информатике и ИКТ за 2019-

2021 годы; изучить регламент проведения экзамена; познакомить с ним и

бланком ответов учащихся, выбравших информатику и ИКТ для сдачи ОГЭ;

при составлении рабочих программ (календарно-тематического и поурочного

планирований) учитывать необходимость выделения времени для повторения

и

закрепления

наиболее

значимых

и

сложных

тем

учебного

курса

«Информатика и ИКТ» как во время проведения урока, так и во время

обобщающего повторения; при организации изучения очередной темы

предусматривать разноуровневые задания для обучающихся, выбравших

информатику для сдачи ОГЭ, и остальных учеников класса; обучающимся из

группы сдающих следует предлагать дополнительный набор задач для

отработки навыков их решения.

Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше,

но самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по

информатике является последний год обучения.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его

учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда

многие считают успешность выпускников на ОГЭ. В спецификации указано,

что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на

выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс

информатики по материалам учебной программы по предмету.

Основу экзамена составляют темы :

1.

Количественные параметры информационных объектов ·

2.

Кодирование и декодирование информации

3.

Значение логического выражения ·

4.

Формальные описания реальных объектов и процессов

5.

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя

6.

Программа с условным оператором

7.

Информационно-коммуникационные технологии

8.

Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений

9.

Анализирование информации, представленной в виде схем

10. Сравнение чисел в различных системах счисления

11. Использование поиска операционной системы и текстового редактора .

12. Использование поисковых средств операционной системы

13. Создание презентации или форматирование текста ·

14. Обработка большого массива данных ·

15. Короткий алгоритм в различных средах исполнения

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по

которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других

учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Л.Л.Босовой по

ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и

рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема

изложена

методически

более

привлекательно.

Можно

говорить

о

необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной

подготовки к ОГЭ.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить

продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

Подготовку к экзамену ОГЭ нужно начать с 7-го класса, в планы

уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА

практически на каждом уроке (5 – 6 задач из ОГЭ по изучаемой теме:

№ задания

Тема задания

Класс

1.

Количественные параметры информационных объектов ·

7

2.

Кодирование и декодирование информации

7

3.

Значение логического выражения ·

8

4.

Формальные описания реальных объектов и процессов

8

5.

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя

9

6.

Программа с условным оператором

9

7.

Информационно-коммуникационные технологии

8

8.

Запросы для поисковых систем с использованием логических

выражений

8

9.

Анализирование информации, представленной в виде схем

8

10.

Сравнение чисел в различных системах счисления

8

11.

Использование поиска операционной системы и текстового

редактора .

8

12.

Использование поисковых средств операционной системы

7

13.

Создание презентации или форматирование текста ·

7

14.

Обработка большого массива данных ·

8

15.

Короткий алгоритм в различных средах исполнения

9

Данное распределение задач по годам изучения информатики наглядно

показывает на каких темах и уроках необходимо включить задания из ОГЭ

во время урока и в качестве домашнего задания.

Формы работы:

урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по

информатике;

внеурочная работа;

контроль и анализ знаний;

практическая работа;

свободное самообразование;

групповые занятия;

консультации.

Цель:

организация подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ по информатике

Задачи:

1.

Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями,

рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.

2.

Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной

работы.

3.

Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ОГЭ.

Основной метод подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и

тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим

основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт

свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет

выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности

перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в

условиях аттестации.

У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к

итоговой

аттестации.

Большое

внимание

в

своей

работе

уделяю

самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся

к ГИА. Только системная работа в течение учебного года позволяют

повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА и даст шанс

надеяться на положительные результаты сдачи экзамена. Опрос желающих

сдавать ГИА нужно провести как можно раньше. Не секрет, что времени на

сдачу экзамена порой не хватает. (ОГЭ по информатике и информационно-

коммуникационным технологиям (ИКТ) продолжается 2 часа 30 минут (150

минут)). Это объясняется разными причинами: природными качествами

отдельных учащихся, например, медлительностью, качеством знаний и

умений учащихся по информатике и математике, уровнем сложности задач

ГИА. В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9

классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На

основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить

продуктивность и качество подготовки к ГИА.

Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на

несколько этапов.

Уже

в

7-8

классах

в

планы

уроков

вносятся

изменения,

ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работа продолжается до конца

9 класса.

При закреплении материала на уроке обязательно используются

контрольные

вопросы

и

задания

в

стандартном

формате,

соответствующем ОГЭ.

После прохождения темы проводится контроль знаний. В 9 классе это

пробные задания ОГЭ по соответствующей теме.

В 7-8 классах

контрольные работы дополнены заданиями ОГЭ.

Тексты тестов и задания:

Из диагностических и тренировочных работ по информатике

системы "СтатГрад»,

Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под

редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Евич Л.Н.

Из ресурсов Интернета

Следущая часть предполагает разработку программы дополнительных

занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом

"Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на

уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате,

соответствующем

ГИА.

После

прохождения

какой-то

темы,

которая

объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль

состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно

проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания

составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами

тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из

имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных

материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных

демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из

сборников для подготовки к ГИА, допущенных Министерством образования

и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося

материала задания, соответствующие теме урока.

Постоянный мониторинг качества образовательного процесса,

результатов обучения школьников становится особенно актуальным в

условиях подготовки к ГИА.

Систематически

осуществляю

тематический

контроль

знаний

с

последующим анализом результатов работ, на основании анализа провожу

коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать

дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся.

Для этого необходима некая графическая или другая система,

показывающая

динамику

процесса

и

позволяющая

анализировать

и

своевременно реагировать на конечный результат.

Для

мониторинга

результатов

тестирования

в

форме

ОГЭ

по

информатике я использую электронную таблицу Excel. В данную таблицу я

записываю список обучающихся и результаты тестирования по заданиям.

Далее проводится анализ как по отдельным обучающимся, так и по

заданиям.



В раздел образования