Автор: Бобрешова Ирина Олеговна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №71
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Наименование материала: Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике
Тема: Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике
Раздел: среднее образование
Использование результатов мониторинга
при подготовке к ОГЭ по информатике
Назначение экзаменационной работы по информатике и ИКТ – оценить
уровень
общеобразовательной
подготовки
по
информатике
и
ИКТ
выпускников
IX
классов
общеобразовательных
организаций
в
целях
государственной итоговой аттестации выпускников.
Для
учителя
информатики
подготовка
учащихся
к
ГИА
по
информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это
обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными
условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном
учреждении (количество часов, обеспечение техникой, квалификацией
самого учителя и т.д.). Вообще ситуация непростая: учитель информатики в
современной школе зажат в тиски: с одной стороны ОГЭ, с другой стороны
образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который
требует
от
учащихся
конкретных
практических
навыков
работы
на
компьютере. Учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать
образование
в
течение
всей
жизни,
жить
и
трудиться
в
условиях
информационного общества. А часов на изучение информатики очень мало –
всего по 1 часу в 7 – 9 классах
Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать
с себя.
Изучаю
нормативно-правовые,
инструктивные,
рекомендательные
документы, касающиеся организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ.
Принимаю участие в работе методических объединений, творческих
группах ШМО и РМО.
Накапливаю в кабинете информатики дидактический, наглядный,
раздаточный материал, соответствующий КИМам ОГЭ и ЕГЭ.
Веду
диагностику
и
мониторинг
по
результатам
мероприятий,
проводимых по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Необходимо
изучить
нормативные
правовые
документы,
регламентирующие
проведение
ОГЭ
обучающихся
9
классов
общеобразовательных учреждений; изучить спецификацию, кодификатор и
рекомендации
по
оцениванию
результатов
экзамена;
ознакомиться
с
анализом результатов проведения экзамена по информатике и ИКТ за 2019-
2021 годы; изучить регламент проведения экзамена; познакомить с ним и
бланком ответов учащихся, выбравших информатику и ИКТ для сдачи ОГЭ;
при составлении рабочих программ (календарно-тематического и поурочного
планирований) учитывать необходимость выделения времени для повторения
и
закрепления
наиболее
значимых
и
сложных
тем
учебного
курса
«Информатика и ИКТ» как во время проведения урока, так и во время
обобщающего повторения; при организации изучения очередной темы
предусматривать разноуровневые задания для обучающихся, выбравших
информатику для сдачи ОГЭ, и остальных учеников класса; обучающимся из
группы сдающих следует предлагать дополнительный набор задач для
отработки навыков их решения.
Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше,
но самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по
информатике является последний год обучения.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его
учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда
многие считают успешность выпускников на ОГЭ. В спецификации указано,
что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на
выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс
информатики по материалам учебной программы по предмету.
Основу экзамена составляют темы :
1.
Количественные параметры информационных объектов ·
2.
Кодирование и декодирование информации
3.
Значение логического выражения ·
4.
Формальные описания реальных объектов и процессов
5.
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя
6.
Программа с условным оператором
7.
Информационно-коммуникационные технологии
8.
Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений
9.
Анализирование информации, представленной в виде схем
10. Сравнение чисел в различных системах счисления
11. Использование поиска операционной системы и текстового редактора .
12. Использование поисковых средств операционной системы
13. Создание презентации или форматирование текста ·
14. Обработка большого массива данных ·
15. Короткий алгоритм в различных средах исполнения
На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по
которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других
учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Л.Л.Босовой по
ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и
рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема
изложена
методически
более
привлекательно.
Можно
говорить
о
необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной
подготовки к ОГЭ.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить
продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.
Подготовку к экзамену ОГЭ нужно начать с 7-го класса, в планы
уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА
практически на каждом уроке (5 – 6 задач из ОГЭ по изучаемой теме:
№ задания
Тема задания
Класс
1.
Количественные параметры информационных объектов ·
7
2.
Кодирование и декодирование информации
7
3.
Значение логического выражения ·
8
4.
Формальные описания реальных объектов и процессов
8
5.
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя
9
6.
Программа с условным оператором
9
7.
Информационно-коммуникационные технологии
8
8.
Запросы для поисковых систем с использованием логических
выражений
8
9.
Анализирование информации, представленной в виде схем
8
10.
Сравнение чисел в различных системах счисления
8
11.
Использование поиска операционной системы и текстового
редактора .
8
12.
Использование поисковых средств операционной системы
7
13.
Создание презентации или форматирование текста ·
7
14.
Обработка большого массива данных ·
8
15.
Короткий алгоритм в различных средах исполнения
9
Данное распределение задач по годам изучения информатики наглядно
показывает на каких темах и уроках необходимо включить задания из ОГЭ
во время урока и в качестве домашнего задания.
Формы работы:
урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по
информатике;
внеурочная работа;
контроль и анализ знаний;
практическая работа;
свободное самообразование;
групповые занятия;
консультации.
Цель:
организация подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ по информатике
Задачи:
1.
Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями,
рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
2.
Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной
работы.
3.
Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ОГЭ.
Основной метод подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и
тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим
основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт
свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет
выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности
перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в
условиях аттестации.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к
итоговой
аттестации.
Большое
внимание
в
своей
работе
уделяю
самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся
к ГИА. Только системная работа в течение учебного года позволяют
повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА и даст шанс
надеяться на положительные результаты сдачи экзамена. Опрос желающих
сдавать ГИА нужно провести как можно раньше. Не секрет, что времени на
сдачу экзамена порой не хватает. (ОГЭ по информатике и информационно-
коммуникационным технологиям (ИКТ) продолжается 2 часа 30 минут (150
минут)). Это объясняется разными причинами: природными качествами
отдельных учащихся, например, медлительностью, качеством знаний и
умений учащихся по информатике и математике, уровнем сложности задач
ГИА. В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9
классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На
основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить
продуктивность и качество подготовки к ГИА.
Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на
несколько этапов.
⚫
Уже
в
7-8
классах
в
планы
уроков
вносятся
изменения,
ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работа продолжается до конца
9 класса.
⚫
При закреплении материала на уроке обязательно используются
контрольные
вопросы
и
задания
в
стандартном
формате,
соответствующем ОГЭ.
⚫
После прохождения темы проводится контроль знаний. В 9 классе это
пробные задания ОГЭ по соответствующей теме.
В 7-8 классах
контрольные работы дополнены заданиями ОГЭ.
⚫
Тексты тестов и задания:
⚫
Из диагностических и тренировочных работ по информатике
системы "СтатГрад»,
⚫
Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под
редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Евич Л.Н.
⚫
Из ресурсов Интернета
Следущая часть предполагает разработку программы дополнительных
занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом
"Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на
уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате,
соответствующем
ГИА.
После
прохождения
какой-то
темы,
которая
объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль
состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно
проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания
составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами
тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из
имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных
материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных
демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из
сборников для подготовки к ГИА, допущенных Министерством образования
и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося
материала задания, соответствующие теме урока.
Постоянный мониторинг качества образовательного процесса,
результатов обучения школьников становится особенно актуальным в
условиях подготовки к ГИА.
Систематически
осуществляю
тематический
контроль
знаний
с
последующим анализом результатов работ, на основании анализа провожу
коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать
дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся.
Для этого необходима некая графическая или другая система,
показывающая
динамику
процесса
и
позволяющая
анализировать
и
своевременно реагировать на конечный результат.
Для
мониторинга
результатов
тестирования
в
форме
ОГЭ
по
информатике я использую электронную таблицу Excel. В данную таблицу я
записываю список обучающихся и результаты тестирования по заданиям.
Далее проводится анализ как по отдельным обучающимся, так и по
заданиям.