Автор: Берсенева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Вихляевская ООШ"
Населённый пункт: Свердловская область, Талицкий район, д. Вихляева
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии, как средство формирования совокупности УУД
Раздел: начальное образование
«Современные
образовательные
технологии,
как
средство
формирования совокупности УУД»
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД),
которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они
создают условия для развития личности и ее самореализации. Современному
учителю необходимо не только создавать условия для получения новых
знаний и развития универсальных учебных действий, но и научить ребенка
использовать их в дальнейшей жизни.
Сегодня вновь в ФГОС НОО второго поколения, ставится вопрос об
оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном,
системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Мне в процессе своей профессиональной деятельности стало ясно, что
обеспечить формирование УУД учащихся можно, используя современные
образовательные
технологии деятельностного типа. Например: ИКТ;
игровые; организации проектной деятельности;
развития критического
мышления;
кейс-технологии;
интегрированного
обучения;
элементы
развивающего обучения.
Каким образом это происходит?
Введение
ФГОС
второго
поколения
предполагает
широкое
использование
информационно – коммуникационных технологий в
учебном процессе. Отечественные педагоги Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н.,
Урсова
О.
В.
отмечают,
что
процесс
организации
обучения
с
использованием ИКТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт
новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его
увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования
мультимедийных возможностей современных компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить
возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и
доступным для обучающихся;
индивидуализировать
процесс
обучения
за
счёт
наличия
разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала
в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы
восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует
положительные учебные мотивы;
самостоятельно
анализировать
и
исправлять
допущенные
ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной
связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
Влияние
ИКТ
проявляется
в
использовании
цифровых
образовательных ресурсов.
Например,
мультимедийные презентации
применяются на различных этапах урока при изучении и закреплении
учебного
материала,
для
систематической
проверки
правильности
выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных
упражнений, показа учащимся образцов оформления решений, записи
условия
задачи.
На
уроках
литературы,
развития
речи
презентации
применяются для сопоставления иллюстраций, работ разных художников к
одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только
познакомиться
с
портретами,
фотографиями,
иллюстрациями,
но
и
просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные
отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету
– является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для
учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.
Первый
год
обучения
является
стартовым
и
крайне
важным
для
формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у
детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На
уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое
восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”. Для уроков математики - игры
на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, для закрепления
материала использую тренажёры, раскраски и др. В учебную деятельность
часто включаются элементы соревнования, которые помогают переводить
дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического
задания становится с игровым результатом.
Применение технологии «Развитие критического мышления»
на
уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить
себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с
другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает
коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание
между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать
самореализации личности учащихся.
Применение приемов технологии
(синквейн, заметки на полях,
кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволяет
повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения,
окружающего
мира,
повысить
уровень
речевого
развития,
умение
систематизировать
изучаемый
материал,
устанавливать
причинно
–
следственные связи.
В
результате
работы
большинство
ребят
учатся
пользоваться
памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как
дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь
от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестают
испытывать
затруднения
при
работе
с
разнообразными
источниками
информации, научились применять свои знания на практике при выполнении
письменных работ.
Результативность
деятельности
проявляется
в
том,
что
многие
учащиеся в процессе обучения осваивают опыт анализа собственной
деятельности, учатся критически относиться к своим действиям и оценивать
поступки
людей
и
свои
собственные.
Учащиеся
становятся
более
организованными, общительными, активными в процессе обучения, что
проявляется в урочной и внеурочной деятельности.
Длительный период я работаю по ФГОС НОО, поэтому мне, как и всем
другим педагогам, пришлось заняться созданием пакета диагностики по
отслеживанию уровня формирования
универсальных учебных действий
(УУД).
В процессе работы использовала различные методики для диагностики:
тест на определение самооценки «Лесенка»;
методика «Что такое хорошо и что такое плохо»;
степень тревожности «Солнце, облако, тучка»;
тест «Логические закономерности»;
методика «Рукавички»;
методика «Левая и правая стороны»;
методика «Узор под диктовку».
Данные заносила в индивидуальные, а затем в сводные таблицы.
Одним из показателей познавательной активности учащихся является
их
участие
в
школьных,
районных
и
региональных
конкурсах
и
мероприятиях.
Развитию УУД способствует участие в жизни класса и школы. В
классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное
дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка,
уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в
школьной
жизни
формируют
у
детей
навыки
самообслуживания,
организационные
способности,
ответственность,
взаимопомощь
и
взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного
учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны
под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем
классе.
Также
способствует
развитию
навыков
детей
постоянное
сотрудничество с родителями. Встречи на семейных праздниках, походах, на
родительских собраниях и индивидуальных беседах позволяют сделать
образовательный процесс эффективным, продуктивным.
С помощью внедрения в образовательный процесс современных
образовательных технологий мы добьемся поставленной цели. Повысим
качество
образовательных
услуг
и
выполним
важнейшую
задачу
современной системы образования - формирование совокупности УУД
(универсальных учебных действий), которые обеспечивают возможность
каждому
ученику
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию
субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного
поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение
с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без
изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и
контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать,
помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации
обучения.
Помогать
каждому,
кто
при
полном
напряжении
своих
способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не
может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение
учителя.