Напоминание

Организационные подходы к обеспечению эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.


Автор: Седых Александра Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №215
Населённый пункт: ГО Среднеуральск, д.Коптяки
Наименование материала: статья
Тема: Организационные подходы к обеспечению эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Раздел: начальное образование





Назад




Седых Александра Степановна

МБОУ СОШ№215

ГО Среднеуральск, д.Коптяки

Организационные подходы к обеспечению эффективности

здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Аннотация. Ценностью является здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов

семьи

и

школьного

коллектива),

активный,

здоровый

образ

жизни.

Организация

здоровьесберегающей среды в ОУ.

С началом обучения в школе

у

детей

увеличивается

удельный

объем

нагрузок, связанных с

длительной

неподвижностью

на

уроке,

увеличением

доли

умственных и эмоциональных

нагрузок, сменой режима дня,

снижением времени

пребывания на свежем воздухе и т.д.

Данные факторы отрицательно влияют на состояние здоровье молодого поколения.

Понимание ценностей отличается от их практического формирования.

Формирование этих ценностей достигается через ведущие формы деятельности:

*спортивно-массовые

и

физкультурно-оздоровительные

общешкольные

мероприятия:

школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, военно-спортивная игра

«Зарничка», смотр строя и песни;

*утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных

перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;

*контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;

*оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми;

*тематические беседы о здоровье, здоровом образе жизни;

*интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс» ,

«Овощи и фрукты-полезные продукты» , «Если хочешь быть здоров», обсуждение газетных и

журнальных публикаций по теме «Спорт»;

*поощрение

обучающихся,

демонстрирующих

ответственное

отношение

к

занятиям

спортом, демонстрация спортивных достижений обучающихся класса;

* программы внеурочной деятельности « Разговор о правильном питании»;

*агитация и запись обучающихся класса в спортивные секции и кружки на базе ОУ и района;

*организация и проведение конкурсов.

На каждом возрастном этапе существуют наиболее приоритетные направления деятельности.

Все мероприятия могут быть эффективно реализованы при ценностном отношении к своему

здоровью и систематическом применении здоровьесберегающих технологий.

В

основе

успешной

здоровьесберегающей

деятельности

лежит

системно-

деятельностный

и ценностно-ориентированный подходы.

Активное участие самого

обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения

и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к

внутреннему

самоконтролю),

становление

самосознания и активной жизненной

позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое

здоровье, жизнь и здоровье других людей. Доказано, что развитие и познание происходит

только через активные действия. Ребенок должен стать непосредственным участником

деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья. Таким образом, я в своей

деятельности стараюсь начиная с первого класса использовать активные формы в урочной и

внеурочной деятельности . Первоклассники самостоятельно придумывают физкультурные

минутки, подбирают к движениям музыку, разучивают движения вместе с детьми. Данная

деятельность способствует оптимизации процесса.

Свою эффективность доказывают групповые работы . Изготовление коллажей, плакатов,

бюллетеней, проектов на тему здорового образа жизни, здорового питания, профилактики

вредных привычек .

Систематическая организация профилактических и досуговых мероприятий, организаванных

школой и внутри класса дают возможность самореализации каждому ребенку, показывают

реальные возможности для сохранения и укрепления здоровья и позволяют достичь

следующих результатов:

Результаты первого уровня( приобретение школьником понимания)

1.

приобретение школьником знаний, о составляющих здорового образа жизни, роли

здоровья в жизни человека, факторах риска здоровью;

2.

знание здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья;

3.

овладение основами личной физической культуры,

способами контроля и оценки

состояния здоровья;

4.

знание правил и способов сохранения и укрепления здоровья;

5.

осведомлённость о перспективах своего физического, духовного развития;

6.

приобретение знаний о рациональной организации режима питания, его структуре,

полезных продуктах;

7.

приобретение

знаний о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,

двигательной активности;

8.

овладение знаниями о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том

числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в

азартных игpax;

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения ученика к базовой

ценности-здоровью)

1.

развитие ценностного отношения к своему здоровью и внутреннему миру;

2.

развитие сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья;

3.

развитие

готовности

самостоятельно

поддерживать

своё

здоровье

на

основе

использования правил личной гигиены;

4.

развитие адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и

особенностей.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

действия по укреплению здоровья):

1.

школьник может приобрести опыт ведения здорового образа жизни, опыт закаливания

своего организма, опыт противостояния негативным влияниям извне;

2.

опыт саморегуляции собственного поведения и систем своего организма;

3.

опыт реализации собственных идей по укреплению и сохранению здоровья;

4.

опыт выполнения индивидуально-подобранных комплексов упражнений, в том числе

эмоциональной разгрузки;

5.

опыт использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и

повседневной жизни для укрепления и сохранения здоровья;

6.

опыт составления и соблюдения индивидуального режима дня и питания с учётом

полученных знаний.

Для того, чтобы обеспечить эффективную организацию

здоровьесберегающей

деятельности на уровне Школы принимаются следующие управленческие решения:

a)

издаются приказы:

б)

создаются комиссии:

В

учебном

процессе

педагоги

применяют

образовательные

технологии,

соответствующие возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Учебные нагрузки не превышают нормативов, предусмотренных СанПиН.

Пятидневная рабочая неделя для всех обучающихся.

Недельная нагрузка

распределена согласно учебного плана. 1 класс-21 час в неделю. Пятидневная рабочая

неделя, уроки по 35 минут 1 полугодие, по 45 минут- 2 полугодие.

Отсутствие домашних заданий в первом классе.

1 класс-33 учебных недели, 2-4 классы- 34 недели.

Первая смена для обучающихся 1 класса.

Проведение нескольких динамических пауз в течение урока по 2-3 минуты каждая и

после второго урока.

Соблюдение режима проветривания и влажной уборки кабинета.

В работу образовательного учреждения включаются мероприятия по пропаганде

здорового образа жизни, предлагаемые районом и городом.

Кроме того, образовательным учреждением проводятся следующие формы социального

взаимодействия: семинары, открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья

школьников, презентации и защиты проектов.

Основные результаты эффективности здоровьесберегающей деятельности оцениваются в

рамках мониторинговых процедур.

Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет

собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния

физического здоровья и развития обучающихся.

Мониторинг включает в себя:

- пропуски обучающимися уроков по болезни;

- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных

мероприятиях различного уровня;

- занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной

направленности;

- мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания в

образовательном учреждении.

и здоровому образу жизни.



В раздел образования