Автор: Седых Александра Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №215
Населённый пункт: ГО Среднеуральск, д.Коптяки
Наименование материала: статья
Тема: Организационные подходы к обеспечению эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Раздел: начальное образование
Седых Александра Степановна
МБОУ СОШ№215
ГО Среднеуральск, д.Коптяки
Организационные подходы к обеспечению эффективности
здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Аннотация. Ценностью является здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов
семьи
и
школьного
коллектива),
активный,
здоровый
образ
жизни.
Организация
здоровьесберегающей среды в ОУ.
С началом обучения в школе
у
детей
увеличивается
удельный
объем
нагрузок, связанных с
длительной
неподвижностью
на
уроке,
увеличением
доли
умственных и эмоциональных
нагрузок, сменой режима дня,
снижением времени
пребывания на свежем воздухе и т.д.
Данные факторы отрицательно влияют на состояние здоровье молодого поколения.
Понимание ценностей отличается от их практического формирования.
Формирование этих ценностей достигается через ведущие формы деятельности:
*спортивно-массовые
и
физкультурно-оздоровительные
общешкольные
мероприятия:
школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, военно-спортивная игра
«Зарничка», смотр строя и песни;
*утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных
перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;
*контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;
*оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми;
*тематические беседы о здоровье, здоровом образе жизни;
*интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс» ,
«Овощи и фрукты-полезные продукты» , «Если хочешь быть здоров», обсуждение газетных и
журнальных публикаций по теме «Спорт»;
*поощрение
обучающихся,
демонстрирующих
ответственное
отношение
к
занятиям
спортом, демонстрация спортивных достижений обучающихся класса;
* программы внеурочной деятельности « Разговор о правильном питании»;
*агитация и запись обучающихся класса в спортивные секции и кружки на базе ОУ и района;
*организация и проведение конкурсов.
На каждом возрастном этапе существуют наиболее приоритетные направления деятельности.
Все мероприятия могут быть эффективно реализованы при ценностном отношении к своему
здоровью и систематическом применении здоровьесберегающих технологий.
В
основе
успешной
здоровьесберегающей
деятельности
лежит
системно-
деятельностный
и ценностно-ориентированный подходы.
Активное участие самого
обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения
и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к
внутреннему
самоконтролю),
становление
самосознания и активной жизненной
позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое
здоровье, жизнь и здоровье других людей. Доказано, что развитие и познание происходит
только через активные действия. Ребенок должен стать непосредственным участником
деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья. Таким образом, я в своей
деятельности стараюсь начиная с первого класса использовать активные формы в урочной и
внеурочной деятельности . Первоклассники самостоятельно придумывают физкультурные
минутки, подбирают к движениям музыку, разучивают движения вместе с детьми. Данная
деятельность способствует оптимизации процесса.
Свою эффективность доказывают групповые работы . Изготовление коллажей, плакатов,
бюллетеней, проектов на тему здорового образа жизни, здорового питания, профилактики
вредных привычек .
Систематическая организация профилактических и досуговых мероприятий, организаванных
школой и внутри класса дают возможность самореализации каждому ребенку, показывают
реальные возможности для сохранения и укрепления здоровья и позволяют достичь
следующих результатов:
Результаты первого уровня( приобретение школьником понимания)
1.
приобретение школьником знаний, о составляющих здорового образа жизни, роли
здоровья в жизни человека, факторах риска здоровью;
2.
знание здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья;
3.
овладение основами личной физической культуры,
способами контроля и оценки
состояния здоровья;
4.
знание правил и способов сохранения и укрепления здоровья;
5.
осведомлённость о перспективах своего физического, духовного развития;
6.
приобретение знаний о рациональной организации режима питания, его структуре,
полезных продуктах;
7.
приобретение
знаний о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности;
8.
овладение знаниями о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том
числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в
азартных игpax;
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения ученика к базовой
ценности-здоровью)
1.
развитие ценностного отношения к своему здоровью и внутреннему миру;
2.
развитие сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья;
3.
развитие
готовности
самостоятельно
поддерживать
своё
здоровье
на
основе
использования правил личной гигиены;
4.
развитие адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и
особенностей.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
действия по укреплению здоровья):
1.
школьник может приобрести опыт ведения здорового образа жизни, опыт закаливания
своего организма, опыт противостояния негативным влияниям извне;
2.
опыт саморегуляции собственного поведения и систем своего организма;
3.
опыт реализации собственных идей по укреплению и сохранению здоровья;
4.
опыт выполнения индивидуально-подобранных комплексов упражнений, в том числе
эмоциональной разгрузки;
5.
опыт использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для укрепления и сохранения здоровья;
6.
опыт составления и соблюдения индивидуального режима дня и питания с учётом
полученных знаний.
Для того, чтобы обеспечить эффективную организацию
здоровьесберегающей
деятельности на уровне Школы принимаются следующие управленческие решения:
a)
издаются приказы:
б)
создаются комиссии:
В
учебном
процессе
педагоги
применяют
образовательные
технологии,
соответствующие возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Учебные нагрузки не превышают нормативов, предусмотренных СанПиН.
Пятидневная рабочая неделя для всех обучающихся.
Недельная нагрузка
распределена согласно учебного плана. 1 класс-21 час в неделю. Пятидневная рабочая
неделя, уроки по 35 минут 1 полугодие, по 45 минут- 2 полугодие.
Отсутствие домашних заданий в первом классе.
1 класс-33 учебных недели, 2-4 классы- 34 недели.
Первая смена для обучающихся 1 класса.
Проведение нескольких динамических пауз в течение урока по 2-3 минуты каждая и
после второго урока.
Соблюдение режима проветривания и влажной уборки кабинета.
В работу образовательного учреждения включаются мероприятия по пропаганде
здорового образа жизни, предлагаемые районом и городом.
Кроме того, образовательным учреждением проводятся следующие формы социального
взаимодействия: семинары, открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья
школьников, презентации и защиты проектов.
Основные результаты эффективности здоровьесберегающей деятельности оцениваются в
рамках мониторинговых процедур.
Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет
собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния
физического здоровья и развития обучающихся.
Мониторинг включает в себя:
- пропуски обучающимися уроков по болезни;
- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных
мероприятиях различного уровня;
- занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной
направленности;
- мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания в
образовательном учреждении.
и здоровому образу жизни.