Автор: Тамара Александровна Барышникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская СОШ №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянский район, п.Ивня
Наименование материала: Статья
Тема: Государственная политика РФ в сфере воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Проблемы организации воспитательного процесса в школе
Раздел: начальное образование
«Государственная политика РФ в сфере воспитания подрастающего
поколения на современном этапе. Проблемы организации
воспитательного процесса в школе.»
Автор: Барышникова Тамара Александровна – учитель начальных классов
МБОУ «Ивнянская СОШ №1» п.Ивня Ивнянского района Белгородской
области
За историю своего развития человечество накопило множество
рецептов воспитания подрастающего поколения от самых авторитарных до
самых демократичных и даже либеральных. Но ни один из этих методов,
приемов, технологий не дал максимального или идеального результата.
Поиск продолжаются, путем проб и ошибок. Одно можно сказать с
уверенностью: «О воспитании судят по конечному продукту, то есть по тому,
что получилось из детей». Олег Рой.
Что получается из наших детей, какой результат мы получаем на
выходе из школы? Наверное, самый правильный ответ-разный. Мы
пытаемся, мы стараемся, мы прилагаем усилия, мы работаем, но результат
этой работы нас не всегда радует, и не всегда получается тот результат,
который предполагается и ожидается. А ведь от этого результата, как бы
пафосно это не звучало зависит будущее России.
Народная пословица гласит: Если думаешь о завтрашнем дне - сей
зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай
детей. Воспитывая детей, нельзя не учитывать особенности современного
периода и задачи, которые ставят перед педагогами и обществом в целом
государственные власти.
Выделяют 4 периода государственной политики в области обучения и
воспитания.
1)Период
начала
90-х
годов
характеризуется
дискредитацией
коммунистической идеологии, сопровождавшийся отказом от ценностей
общественного воспитания, привел к отказу от воспитания в целом.
2)Второй период начинается после распада СССР. Закон РФ "Об
образовании" 1992 г.: "Под образованием в настоящем Законе понимается
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности…»
Воспитание не является обязательным.
3)Третий период отмечен возрождением интереса к проблемам
воспитания на государственном уровне и осознанием необходимости
создания новой целостной концепции воспитания.
4)Четвертый период - двухтысячные годы. В этот период появляется
потребность в интеграции действий государственных и научных институтов
по разработке и принятию документа, в котором были бы отражены цели и
задачи воспитания подрастающего поколения на государственном уровне.
В
современном
обществе
остро
стоит
проблема
борьбы
с
асоциальными
явлениями,
как
увеличение
преступности,
рост
экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей. Одна из
главных опасностей, связанных с распространением данных негативных
тенденций, заключается в том, что они проникают, прежде всего, в
подростковую и молодёжную среду, поражают наименее защищённую в
социальном и психологическом отношении часть общества – детей и
подростков.
Так называемая глобализация, имеет целью установление тотального
контроля над всем человечеством, превращение населения всех стран и
континентов в послушную и легко управляемую биомассу – «общество
потребления», основанное на принципах эгоизма и бездумной погоне за
материальными благами.
То, что мы наблюдаем сейчас во всём мире – всё это результат
сознательной политики мировой элиты. Исторически так сложилось, что
именно Россия и её народ являются одной из главных помех на пути
глобализации и установления Нового Мирового Порядка, поэтому Русская
цивилизация
за
последние
десятилетия
подверглась
мощной
атаке,
направленной на подрыв традиционных устоев российского общества,
разрушение семейных ценностей, сокращение численности населения.
Вот в таких условиях считают большинство российских ученых и
политологов в десятикратно увеличивается значение и роль педагогов
школы, ведущих образовательный и воспитательный процесс не вместе с
мировым сообществом, а скорее вопреки……Вот почему воспитание-стало
стратегическим общенациональным приоритетом государственной политики
России.
Сила средств массовой информации настолько велика, что их
называют «параллельной школой», сегодня общество занято идеологией
потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимы друг с
другом. Что, чаще, к сожалению, побеждает культ потребления.
Поэтому возникают проблемы,
с которыми сталкиваются наши
педагоги при организации и осуществлении воспитательного процесса:
-Многие
средства
массовой
информации
проповедуют
антикультурные ценности.
-Изменился внутренний мир детей, а многие педагоги оставили
старые методы и формы воспитательного воздействия.
-Потеря авторитета и доверия от учеников к учителю .
-Низкая мотивация к обучению у детей.
-С приходом технологий учащиеся отказываются воспринимать и
понимать авторитарный язык традиционного образования.
-Эмоциональное выгорание педагогических работников.
Потенциал для успешного воспитания в нашей школе:
Высококвалифицированные кадры.
Уроки и курсы внеуроччной деятельности.
Общешкольные и классные досуговые мероприятия.
Детские общественные объединения.
Хорошая материально-техническая база школы.
И несмотря на все эти преимущества, нельзя сказать, что нас
удовлетворяет качество и уровень воспитанности наших детей.
Интеллектуальный ринг (закончить высказывания)
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания
детей; теперь у меня шестеро детей и ...ни одной теории (Джон Уилмот)
Преподавать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры
гораздо легче, чем...
воспитать одного ребёнка» (Александр Иванович
Герцен)
«Детям нужны не поучения, а ... примеры » (Жозеф Жубер)
Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства,
плохой ...воспитатель» (Мария Эбнер Эшенбах)
Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с вами
груб, не потому, что они достойные люди, а потому, что…ты достойный
человек (Конфуция)
На мой взгляд, сильные и слабые стороны могут быть не у самой
воспитательной работы, а у ее организации. Если воспитательная работа
проводится не от случая к случаю, а систематично, и каждое мероприятие в
этой системе не для галочки, а помогает становлению личности ученика, то
это и будет сильной стороной организации воспитательной работы