Напоминание

"Развитие навыков словоизменения у младших школьников с легкой умственной отсталостью".


Автор: Ольга Владимировна Абраменко
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа №3".
Населённый пункт: Красноярский край г Красноярск.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие навыков словоизменения у младших школьников с легкой умственной отсталостью".
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

О.В.Абраменко

учитель –логопед

КГБОУ «Красноярская школа №3» г Красноярск.

Аннотация.

В

статье

представлено

краткое

содержание

логопедической работы по развитию навыков словоизменения у младших

школьников с умственной отсталостью легкой степени с учетом применения

дифференцированного

подхода.

Приведен

пример

тематического

планирования (в рамках двух грамматических тем).

Ключевые слова:

легкая умственная отсталость, логопедическая

работа, грамматический строй, грамматические формы, словоизменение,

дифференцированный подход.

Развитие речи является очень важным направлением психолого-

педагогического сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта,

поскольку

у этих детей имеет место системное недоразвитие речи,

существенно влияющее на формирование коммуникативных способностей

детей и качество жизни в целом. О влиянии речи на социализацию детей с

умственной отсталостью говорится в работах таких известных отечественных

ученых и практиков, как Л.С. Выготский, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева,

В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф.

У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечается

нарушение всех компонентов речи, в том числе грамматического строя. Это

проявляется в стойких аграмматизмах в устной и письменной речи,

многочисленных ошибках словоизменения и словообразования, трудностях в

построении предложений, что сохраняется вплоть до выпуска из школы без

грамотной своевременно начатой логопедической работы [3; 5].

Практическое изучение особенностей словоизменения у младших

школьников

с

легкой

умственной

отсталостью

при

использовании

общепринятых в логопедии подходов [1; 2; 4; 6] показало, что наиболее

типичными

ошибками

словоизменения,

характерными

для

младших

школьников (учеников 3-4 классов), являются: использование продуктивных

окончаний

при

образовании

множественного

числа

существительных,

ошибки

чередования

согласных

(ухо

ухи);

смешения

окончаний

существительных между падежами во множественном числе, а также при

согласовании прилагательного с существительным в косвенных падежах;

ошибки употребления формообразующих суффиксов (на деревах); ошибки в

малопродуктивных

формах,

замена

непродуктивных

окончаний

продуктивными.

Логопедическая работа по развитию навыков словоизменения у

младших школьников с легкой умственной отсталостью основывается на

применении ряда принципов:

- онтогенетического принципа (учет общих для всех детей закономерностей

развития грамматического строя речи при определении последовательности

работы над грамматическими формами);

- принципа наглядности (использование различных видов наглядности:

предметная

наглядность,

картинки,

картинно-графические

схемы,

мультимедийные презентации);

-

принципа

прочности

(использование

системы

упражнений

для

закрепления грамматических форм на разном речевом материале);

- принципа комплексности (развитие грамматических навыков всеми

участниками образовательных отношений в различных коммуникативных

ситуациях);

- принципа индивидуального и дифференцированного подхода (учет

индивидуальных особенностей детей, дифференциация заданий по уровню

сложности) [3].

Логопедические

занятия

проводятся

в

индивидуальной

детьми,

имеющими низкий уровень развития навыков словоизменения) и подгрупповой

форме. Содержание занятий выстраивается на знакомом детям лексическом

материале. Грамматические формы отрабатываются только в практическом

плане, то есть грамматическая терминология логопедом не используется

(падеж, род, число, существительное, прилагательное, глагол) [7].

Логопедическая работа по развитию навыков словообразования для

отработки понимания и употребления падежных форм выстраивается

следующим образом:

1.

Именительный

падеж

существительных

в

единственном

и

множественном числе;

2. Винительный падеж существительных в единственном числе;

3. Родительный падеж существительных в единственном числе;

4. Дательный падеж существительных в единственном числе;

5. Творительный падеж существительных в единственном числе;

6. Закрепление употребления падежных окончаний в предложно-

падежных конструкциях;

7. Практическое употребление падежных окончаний существительных

множественного числа [3; 7].

Формирование

навыков

словоизменения

глагола

у

младших

школьников с легкой умственной отсталостью осуществляется сначала на

материале хорошо знакомых глаголов в настоящем времени.

С детьми, имеющими разный уровень сформированности навыков

словоизменения, логопедическая работа выстраивается с применением

дифференцированного

подхода.

Различной

является

степень

оказания

помощи учителем-логопедом. Кому-то потребуется лишь направляющая

помощь, для кого-то из детей необходима помощь обучающая, речевой

образец.

Также

дети,

испытывающие

выраженные

трудности

в

словоизменении,

сначала

отрабатывают

грамматические

формы

в

индивидуальной форме, а затем закрепляют их на подгрупповых занятиях.

Помимо этого, с младшими школьниками с низким уровнем развития

навыков словоизменения требуется проводить дополнительную работу по

развитию

лингвистической

и

психологической

базы

для

развития

грамматического строя речи. Данная работа включает в себя уточнение и

активизацию словаря, развитие слухоречевой памяти, внимания.

В

таблице

1

представлено

дифференцированное

содержание

логопедической работы по развитию навыков словоизменения у младших

школьников с легкой умственной отсталостью.

Таблица 1. Дифференциация содержания логопедической работы с

умственно отсталыми младшими школьниками в зависимости от уровня

сформированности навыков словоизменения.

Уровень

сформированности

навыков

словоизменения

Низкий

Ниже среднего

Средний

Направления

логопедического

воздействия

1.

Развитие

лингвистической

(лексика)

и

психологической

базы (слухоречевой

памяти,

внимания,

операций

мышления)

для

развития

грамматического

строя речи.

2.

Формирование

навыков

словоизменения:

-

отработка

понимания

грамматических

форм;

-

развитие

умения

употреблять

грамматические

формы

на

индивидуальных

и

подгрупповых

занятиях.

3.

Закрепление

навыков

словоизменения

на

уровне предложения

и

в

связной

диалогической речи.

1.

Развитие

психологической

базы

(внимания,

памяти, мышления)

для

развития

грамматического

строя речи.

2.

Дальнейшее

развитие

навыков

словоизменения.

3.

Закрепление

навыков

словоизменения

в

связной

диалогической

и

монологической

речи

(пересказ

с

порой на картинно-

графическую схему).

1.

Дальнейшее

развитие

навыков

словоизменения.

2.

Закрепление

навыков

словоизменения

в

связной

диалогической

и

монологической

речи

(рассказ

с

опорой

на

схему-

алгоритм).

Виды помощи

Обучающая,

организующая,

стимулирующая

Организующая,

направляющая,

стимулирующая

Дозированная

направляющая,

стимулирующая

помощь,

речевой

образец, постоянный

контроль.

помощь.

помощь.

Форма организации

Индивидуальные,

подгрупповые,

фронтальные

логопедические

занятия

Подгрупповые,

фронтальные

логопедические

занятия

Фронтальные

логопедические

занятия

В таблице 2 представлен фрагмент тематического планирования по

развитию навыков словоизменения у младших школьников с легкой

умственной отсталостью.

Таблица 2. Тематический план по развитию навыков словоизменения

обучающихся

с

легкой

умственной

отсталостью

(подгрупповые

логопедические занятия).

№ Лексическая

тема

Грамматическая

тема

Содержание работы

1.

Осень

Развитие

понимания

грамматической

категории

числа

имен

существительных

1. Сортировка предметов по принципу «один-

много»: логопед называет предмет/предметы, а

дети ищут их на картинках и размещают

картинки в соответствующие корзинки (зонт –

зонты, лужи – лужа, лист – листья, тучи – туча).

2. Игра «Светофор»: дети поднимают зеленый

сигнал светофора (кружок) только тогда, когда

услышат много предметов.

3. Работа в тетради: перед детьми карточки с

надписями (грибы, гриб, лист, листья, сапог,

сапоги,

дожди,

дождь).

Дети

читают

и

вклеивают в тетрадь только те слова, которые

обозначают много предметов.

2.

Фрукты и

овощи

Образование

существительных

множественного

числа

в

именительном

падеже

с

окончаниями –ы, –

и.

1. Дидактическая игра с предметами (муляжи

фруктов

и

овощей)

«Сбор

урожая»:

дети

собирают в пространстве кабинета заданные

логопедом овощи и фрукты в корзины, а затем

называют, что в корзинках (бананы, апельсины,

груши, яблоки, огурцы, помидоры, кабачки).

2. Игра с мячом «Один много»: логопед кидает

мяч

и

называет

один

предмет,

ребенок

возвращает мяч и называет много предметов.

3. Работа в тетради: дети вклеивают в тетрадь

только те картинки, на которых изображено

много предметов и подписывают их.

Таким образом, успешность логопедической работы по развитию

навыков словообразования у младших школьников с легкой умственной

отсталостью зависит от соблюдения ряда условий: своевременность начала

работы, опора на этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе,

учет

результатов

логопедического

обследования,

применение

дифференцированного подхода, использование

визуальных опор для

лучшего усвоения материала.

Список литературы:

1.

Ахутина

Т.В.,

Фотекова

Т.А.

Диагностика

речевых

нарушений

школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для

логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.

2.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.

Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.

3.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:

Владос, 2004. 223 с.

4.

Лалаева

Р.И.

Методика

психолингвистического

исследования

нарушений устной речи у детей. М.: Айрис-пресс, 2004. 72 с.

5.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.:

Педагогика, 1977. 200 с.

6.

Филичева

Т.Б.,

Волкова

Л.С.

Принципы,

методы,

организация

психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием

речи: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов. М.:

ВЛАДОС, 2003. 480 с

7.

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное

пособие

для

логопедов,

воспитателей

детских

садов,

студентов

педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2005. 240 с.



В раздел образования