Автор: Галеева Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: презентация
Тема: Сформированность коммуникативных УУД у младших школьников по результатам освоения ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Сформированность коммуникативных
УУД у младших школьников по
результатам освоения ФГОС НОО
Галеева Валентина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени
Героя Советского Союза В.А.Горишнего»
Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Формирование коммуникативных умений младших
школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так
как степень сформированности данных умений влияет
не только на результативность обучения детей, но и на
процесс их социализации и развития личности в целом.
Умения формируются в деятельности, а
коммуникативные умения формируются и
совершенствуются в процессе общения обучающихся,
как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
предлагает формировать коммуникативные
универсальные учебные действия для адаптации
ребенка в социуме.
В СОВРЕМЕННОМ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
МЕНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ
СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕХА В
ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
ПРИВОДИТ К МНОЖЕСТВУ КОНФЛИКТОВ НЕ ТОЛЬКО В
СЕМЬЕ, НО И В КОЛЛЕКТИВЕ ПРИ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НУЖНО БЫТЬ
БОЛЕЕ КОММУНИКАТИВНО–АКТИВНЫМ, СОЦИАЛЬНО
КОМПЕТЕНТНЫМ, БОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМ К
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНЫМ
ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И
УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ОБЩЕНИЯ.
Теоретические основы формирования коммуникативных УУД
Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец
«Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности
ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям
справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости,
смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с
окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности».
«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в
принципе располагать целым рядом умений. Он должен,
во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,
во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать
содержание акта общения,
в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания,
в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь.
Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не
удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет
неэффективным».
Коммуникация в контексте
программы развития УУД
•
Коммуникация рассматривается не узко
прагматически – как обмен информацией.
•
Коммуникация - смысловой аспект
общения и социального взаимодействия,
начиная с установления контактов вплоть
до сложных видов кооперации
(организации и осуществления
совместной деятельности), налаживания
межличностных отношений и др.
Ключевое значение
коммуникации для психического
и личностного развития ребенка
со-действие и со-трудничество
выступают как та реальная
деятельность, внутри которой
совершаются процессы
психического развития и
становления личности
Три базовых аспекта
коммуникативной
деятельности
•
коммуникация как взаимодействие
•
коммуникация как сотрудничество
•
коммуникация как условие
интериоризации
(формирование внутренних
структур человеческой психики благодаря усвоению структур
внешней социальной деятельности)
Коммуникация как
взаимодействие
•
Коммуникативные действия,
направленные на учет позиции
собеседника либо партнера по
деятельности (интеллектуальный
аспект коммуникации)
•
Преодоление эгоцентризма
Общий уровень развития общения
Потребность в общении со взрослыми и
сверстниками;
Владение определенными вербальными и
невербальными средствами общения;
Эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества;
Ориентация на партнера по общению;
Умение слушать собеседника.
Основные критерии оценивания:
Понимание возможности различных позиций и
точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
Ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение к иной точке зрения;
Учет разных мнений и умение обосновать
собственное.
Коммуникация как
кооперация
•
Коммуникативные действия
направленные на согласование
усилий по достижению общей цели
•
организация и осуществление
совместной деятельности
•
ориентация на партнера по
деятельности
Основные критерии
оценивания:
Умение договариваться, находить
общее решение;
Умение аргументировать свое
предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять
доброжелательное отношение друг к
другу в ситуации конфликта
интересов;
Взаимоконтроль и взаимопомощь по
ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие
интериоризации
Коммуникативно-речевые действия,
служащие средством передачи
информации другим людям и
становления рефлексии
«Возникая как средство общения, слово
становится средством обобщения и
становления индивидуального сознания»
Л.С. Выготский
Основные критерии
оценивания:
Рефлексия своих действий как достаточно
полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых
действий;
Способность строить понятные для
партнера высказывания, учитывающие, что
он знает и видит, а что нет;
Умение с помощью вопросов получать
необходимые сведения о партнере по
деятельности.
Подходы к построению
общения
•
Монологический
(«манипулятивный»)
•
Отношение к
собеседнику как
объекту воздействия
•
Приводит к
игнорированию
собеседника,
безразличию,
недоверию, закрытости
•
Диалогический –
отношения между
«равноправными и
равнозначными
сознаниями» (М.М. Бахтин,
1963)
•
Реализует задачи
межличностного общения
•
Предполагает взаимное
уважение, доверие,
естественность и
открытость, сочувствие,
доброжелательность и
терпимость
ДИАЛОГ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ
УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ
Диалог
является высшим, собственно личностным уровнем общения,
создающим наиболее благоприятные условия для проявления и
развития личности.
Готовность и способность к диалогу считаются высшим
уровнем развития коммуникативной компетентности.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Организация совместной деятельности
обучающихся на уроке и внеурочной деятельности:
• работа учеников в паре, группе;
• дискуссия как форма учебного сотрудничества;
• игровая деятельность.
Совместное планирование деятельности учителя и
обучающихся:
• проектные формы деятельности.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
по формированию коммуникативных УУД у младших
школьников в рамках освоения ФГОС НОО велось в
урочной и внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена следующими
направлениями:
• духовно - нравственное
• патриотическое
• экологическое
• интеллектуальное
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Полученные результаты сетевого взаимодействия свидетельствуют о том, что обучающиеся расширили круг общения, лучше узнали
друг друга, стали более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству с учителем и сверстниками,
понимают значение речи в жизни человека и важность уместного (адекватного данной ситуации) речевого поведения.
Совместная творческая деятельность способствовала формированию уважительного отношения к иному мнению, умению избегать
конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач, развитию эмоционально-
личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т.д.). У ребят повысилась
мотивация к обучению. Они много приобрели для себя в личностном плане.
Общались не только обучающиеся данных
образовательных учреждений,
но и учителя
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я
научусь».
Древняя китайская пословица
Давайте общаться!