Напоминание

Сформированность коммуникативных УУД у младших школьников по результатам освоения ФГОС НОО


Автор: Галеева Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: презентация
Тема: Сформированность коммуникативных УУД у младших школьников по результатам освоения ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Сформированность коммуникативных

УУД у младших школьников по

результатам освоения ФГОС НОО

Галеева Валентина Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени

Героя Советского Союза В.А.Горишнего»

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Формирование коммуникативных умений младших

школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так

как степень сформированности данных умений влияет

не только на результативность обучения детей, но и на

процесс их социализации и развития личности в целом.

Умения формируются в деятельности, а

коммуникативные умения формируются и

совершенствуются в процессе общения обучающихся,

как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

предлагает формировать коммуникативные

универсальные учебные действия для адаптации

ребенка в социуме.

В СОВРЕМЕННОМ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

МЕНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕХА В

ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

ПРИВОДИТ К МНОЖЕСТВУ КОНФЛИКТОВ НЕ ТОЛЬКО В

СЕМЬЕ, НО И В КОЛЛЕКТИВЕ ПРИ СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НУЖНО БЫТЬ

БОЛЕЕ КОММУНИКАТИВНО–АКТИВНЫМ, СОЦИАЛЬНО

КОМПЕТЕНТНЫМ, БОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМ К

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНЫМ

ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И

УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ОБЩЕНИЯ.

Теоретические основы формирования коммуникативных УУД

Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец

«Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности

ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям

справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости,

смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с

окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности».

«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в

принципе располагать целым рядом умений. Он должен,

во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,

во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать

содержание акта общения,

в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания,

в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь.

Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не

удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет

неэффективным».

Коммуникация в контексте

программы развития УУД

Коммуникация рассматривается не узко

прагматически – как обмен информацией.

Коммуникация - смысловой аспект

общения и социального взаимодействия,

начиная с установления контактов вплоть

до сложных видов кооперации

(организации и осуществления

совместной деятельности), налаживания

межличностных отношений и др.

Ключевое значение

коммуникации для психического

и личностного развития ребенка

со-действие и со-трудничество

выступают как та реальная

деятельность, внутри которой

совершаются процессы

психического развития и

становления личности

Три базовых аспекта

коммуникативной

деятельности

коммуникация как взаимодействие

коммуникация как сотрудничество

коммуникация как условие

интериоризации

(формирование внутренних

структур человеческой психики благодаря усвоению структур

внешней социальной деятельности)

Коммуникация как

взаимодействие

Коммуникативные действия,

направленные на учет позиции

собеседника либо партнера по

деятельности (интеллектуальный

аспект коммуникации)

Преодоление эгоцентризма

Общий уровень развития общения

Потребность в общении со взрослыми и

сверстниками;

Владение определенными вербальными и

невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное отношение к процессу

сотрудничества;

Ориентация на партнера по общению;

Умение слушать собеседника.

Основные критерии оценивания:

Понимание возможности различных позиций и

точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

Ориентация на позицию других людей, отличную от

собственной, уважение к иной точке зрения;

Учет разных мнений и умение обосновать

собственное.

Коммуникация как

кооперация

Коммуникативные действия

направленные на согласование

усилий по достижению общей цели

организация и осуществление

совместной деятельности

ориентация на партнера по

деятельности

Основные критерии

оценивания:

Умение договариваться, находить

общее решение;

Умение аргументировать свое

предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять

доброжелательное отношение друг к

другу в ситуации конфликта

интересов;

Взаимоконтроль и взаимопомощь по

ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие

интериоризации

Коммуникативно-речевые действия,

служащие средством передачи

информации другим людям и

становления рефлексии

«Возникая как средство общения, слово

становится средством обобщения и

становления индивидуального сознания»

Л.С. Выготский

Основные критерии

оценивания:

Рефлексия своих действий как достаточно

полное отображение предметного

содержания и условий осуществляемых

действий;

Способность строить понятные для

партнера высказывания, учитывающие, что

он знает и видит, а что нет;

Умение с помощью вопросов получать

необходимые сведения о партнере по

деятельности.

Подходы к построению

общения

Монологический

(«манипулятивный»)

Отношение к

собеседнику как

объекту воздействия

Приводит к

игнорированию

собеседника,

безразличию,

недоверию, закрытости

Диалогический –

отношения между

«равноправными и

равнозначными

сознаниями» (М.М. Бахтин,

1963)

Реализует задачи

межличностного общения

Предполагает взаимное

уважение, доверие,

естественность и

открытость, сочувствие,

доброжелательность и

терпимость

ДИАЛОГ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ

УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ

Диалог

является высшим, собственно личностным уровнем общения,

создающим наиболее благоприятные условия для проявления и

развития личности.

Готовность и способность к диалогу считаются высшим

уровнем развития коммуникативной компетентности.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

Организация совместной деятельности

обучающихся на уроке и внеурочной деятельности:

• работа учеников в паре, группе;

• дискуссия как форма учебного сотрудничества;

• игровая деятельность.

Совместное планирование деятельности учителя и

обучающихся:

• проектные формы деятельности.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

по формированию коммуникативных УУД у младших

школьников в рамках освоения ФГОС НОО велось в

урочной и внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность представлена следующими

направлениями:

• духовно - нравственное

• патриотическое

• экологическое

• интеллектуальное

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЕТЕВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Полученные результаты сетевого взаимодействия свидетельствуют о том, что обучающиеся расширили круг общения, лучше узнали

друг друга, стали более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству с учителем и сверстниками,

понимают значение речи в жизни человека и важность уместного (адекватного данной ситуации) речевого поведения.

Совместная творческая деятельность способствовала формированию уважительного отношения к иному мнению, умению избегать

конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач, развитию эмоционально-

личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т.д.). У ребят повысилась

мотивация к обучению. Они много приобрели для себя в личностном плане.

Общались не только обучающиеся данных

образовательных учреждений,

но и учителя

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я

научусь».

Древняя китайская пословица

Давайте общаться!



В раздел образования