Напоминание

Занятия для детей с особыми образовательными потребностями


Автор: Гринберг Татьяна Львовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района города Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: .Методическое руководство. Обмен опытом
Тема: Занятия для детей с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование





Назад




Гринберг Татьяна Львовна

педагог-психолог

МБОУ Лицей № 78 «Фарватер»

г.Казань, Республика Татарстан

Занятия для детей с особыми

образовательными потребностями.

Аннотация: Основная цель психологической службы - создание наиболее

благоприятных условий для интеллектуального и личностного развития для

всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова:

педагог, тьютор, инклюзия, мотивация, анализ, диагноз,

социум, системная помощь, сензитивные периоды, эмоциональное отношение.

Статья. Кабинет психологического сопровождения образовательного процесса

является эффективным инструментом реализации ФГОС.

Кабинет

предназначен

для

оказания

своевременной

квалифицированной

консультативно-методической,

психологической

и

психокоррекционной

помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и

воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Кабинеты психологической службы размещены в трех помещениях площадью

кабинетов 73,9 м

2

на первом этаже.

Это позволяет соблюдать:

-

конфиденциальность встреч; территориальную изолированность;

-

шумоизоляцию;

-

принципы зонирования:

зону ожидания приема (Рис.4), зону консультативной работы (Рис.3), зону

релаксации

(Рис.2)[4,c.38]

c

оборудованием

«Снузлин»

в

сенсорной

комнате[5,c.156], зону коррекционно-развивающей работы (Рис.1), личную

зону психолога (Рис.5).

Рис.1

Рис.2

Рис.3 Рис.4 Рис.5

Кабинет укомплектован Монтессори-оборудованием (Рис.6) и является базой

для работы с учащимися начальной школы и с ОВЗ[6,c.31].

Рис.6

Сопровождение детей с ОВЗ ведётся с

подготовительного

класса

и

до

выпускных экзаменов[7,c.65].

Коррекционные занятия проводятся

как по выявленным проблемам, так и

по запросу.

При

возникающих

проблемах

обучения рекомендуется диагностика,

направление на ПМПК[8,c.135].

Основные принципы построения

психологической помощи (Рис.7):

1. Работа с родителями

Главная задача – понять

отношение к ситуации.

2. Работа с ребёнком

Главный вопрос – Что может, а

что нет.

3. Работа с учителями

Главные задачи – помощь

методическая и психологическая

Рис.7

Работа психологической службы комплексная (Рис.8), задачи и цели разные

РОДИТЕЛИ

РОДИТЕЛИ

ДЕТЕЙ С

ОВЗ

ПЕДАГОГИ

и

ТЬЮТОРЫ

УЧАЩИЕСЯ

УЧАЩИЕСЯ

с ОВЗ

Рис.8

Психологический аспект инклюзивного образования должен учитывать:

1.Психологические особенности личности самих родителей (способность

принять или не принять диагноз ребёнка);

2.Комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития;

3.Воздействие социума при контактах с семьей.

Системная помощь должна способствовать

эмоциональной

адаптации

родителей,

которая позволит принять болезнь ребёнка,

выработать

позитивные

установки

по

отношению как к самим себе, так и к своему

ребёнку.

Выводы:

1.

Необходимо использовать в своей работе современные методики для

эффективного проведения групповых и индивидуальных занятий[2,c.64].

2.

Привлекать к совместной работе классных руководителей, родителей и

тьютoров.

3.

Предоставлять

возможность

родителям

регулярно

посещать

коррекционные занятия с целью дальнейшей проработки упражнений

дома[3,c.131].

4.

Учитывать индивидуальные особенности детей при работе в группе

[1,c.54].

5.

Сотрудничать с внешними организациями с целью повышения научно-

теоретической и практической деятельности психологической службы.

6.

Проводить для педагогического коллектива семинары по профилактике

эмоционального «выгорания» и профессиональной деформации.

Список литературы

1.

Арттерапевтические

технологии

в

работе

с

«особыми»

детьми:

методические

рекомендации.

Автор-составитель

Л.А.Раимова.-

Казань:Веда, 2009.-63 с.

2.

Гончарова О.Л., Гринберг Т.Л. Социально-психологическая реабилитация

инвалидов. Казань: ООО ПФ «Гарт», 2012.-78 с.

3.

Патронаж ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Авт-сост

А.Т. Мутыгуллина, А.А.Гармонова.- Казань: Веда, 2013.- 147 с.

4.

Практические рекомендации по проведению релаксационных занятий с

детьми с особыми потребностями: методическое пособие/ авторы-

составители Белоусова М.В., Исланова Н.Н.- Казань: Веда, 2010.-50 с.

5.

Практическое

руководство

по

использованию

сенсорной

комнаты

«Снузлин» в процессе реабилитации/ автор – составитель Исланова Н.Н.,

Белоусова М.В.; под общей редакцией Панкаджа Кушваха – Казань: Веда,

2008.- 162 с.

6.

Программа групповых занятий по развитию коммуникативных навыков у

детей с особыми потребностями ( с использованием элементов телесной и

танцевальной терапии)/ авт. –сос.

М.В. Белоусова, Н.Н. Исланова.

Казань: Веда, 2010.-38 с.

7.

Программа психологической подготовки к ЕГЭ детей с ограниченными

возможностями/авт.-сост. И.Н. Васильева.- Казань: Веда, 2009.-76 с.

8.

Социально-психологическая

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями. Казань: Отечество, 2002.- 148 с.



В раздел образования