Автор: Гринберг Татьяна Львовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района города Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: .Методическое руководство. Обмен опытом
Тема: Занятия для детей с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование
Гринберг Татьяна Львовна
педагог-психолог
МБОУ Лицей № 78 «Фарватер»
г.Казань, Республика Татарстан
Занятия для детей с особыми
образовательными потребностями.
Аннотация: Основная цель психологической службы - создание наиболее
благоприятных условий для интеллектуального и личностного развития для
всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
педагог, тьютор, инклюзия, мотивация, анализ, диагноз,
социум, системная помощь, сензитивные периоды, эмоциональное отношение.
Статья. Кабинет психологического сопровождения образовательного процесса
является эффективным инструментом реализации ФГОС.
Кабинет
предназначен
для
оказания
своевременной
квалифицированной
консультативно-методической,
психологической
и
психокоррекционной
помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и
воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Кабинеты психологической службы размещены в трех помещениях площадью
кабинетов 73,9 м
2
на первом этаже.
Это позволяет соблюдать:
-
конфиденциальность встреч; территориальную изолированность;
-
шумоизоляцию;
-
принципы зонирования:
зону ожидания приема (Рис.4), зону консультативной работы (Рис.3), зону
релаксации
(Рис.2)[4,c.38]
c
оборудованием
«Снузлин»
в
сенсорной
комнате[5,c.156], зону коррекционно-развивающей работы (Рис.1), личную
зону психолога (Рис.5).
Рис.1
Рис.2
Рис.3 Рис.4 Рис.5
Кабинет укомплектован Монтессори-оборудованием (Рис.6) и является базой
для работы с учащимися начальной школы и с ОВЗ[6,c.31].
Рис.6
Сопровождение детей с ОВЗ ведётся с
подготовительного
класса
и
до
выпускных экзаменов[7,c.65].
Коррекционные занятия проводятся
как по выявленным проблемам, так и
по запросу.
При
возникающих
проблемах
обучения рекомендуется диагностика,
направление на ПМПК[8,c.135].
Основные принципы построения
психологической помощи (Рис.7):
1. Работа с родителями
Главная задача – понять
отношение к ситуации.
2. Работа с ребёнком
Главный вопрос – Что может, а
что нет.
3. Работа с учителями
Главные задачи – помощь
методическая и психологическая
Рис.7
Работа психологической службы комплексная (Рис.8), задачи и цели разные
РОДИТЕЛИ
РОДИТЕЛИ
ДЕТЕЙ С
ОВЗ
ПЕДАГОГИ
и
ТЬЮТОРЫ
УЧАЩИЕСЯ
УЧАЩИЕСЯ
с ОВЗ
Рис.8
Психологический аспект инклюзивного образования должен учитывать:
1.Психологические особенности личности самих родителей (способность
принять или не принять диагноз ребёнка);
2.Комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития;
3.Воздействие социума при контактах с семьей.
Системная помощь должна способствовать
эмоциональной
адаптации
родителей,
которая позволит принять болезнь ребёнка,
выработать
позитивные
установки
по
отношению как к самим себе, так и к своему
ребёнку.
Выводы:
1.
Необходимо использовать в своей работе современные методики для
эффективного проведения групповых и индивидуальных занятий[2,c.64].
2.
Привлекать к совместной работе классных руководителей, родителей и
тьютoров.
3.
Предоставлять
возможность
родителям
регулярно
посещать
коррекционные занятия с целью дальнейшей проработки упражнений
дома[3,c.131].
4.
Учитывать индивидуальные особенности детей при работе в группе
[1,c.54].
5.
Сотрудничать с внешними организациями с целью повышения научно-
теоретической и практической деятельности психологической службы.
6.
Проводить для педагогического коллектива семинары по профилактике
эмоционального «выгорания» и профессиональной деформации.
Список литературы
1.
Арттерапевтические
технологии
в
работе
с
«особыми»
детьми:
методические
рекомендации.
Автор-составитель
Л.А.Раимова.-
Казань:Веда, 2009.-63 с.
2.
Гончарова О.Л., Гринберг Т.Л. Социально-психологическая реабилитация
инвалидов. Казань: ООО ПФ «Гарт», 2012.-78 с.
3.
Патронаж ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Авт-сост
А.Т. Мутыгуллина, А.А.Гармонова.- Казань: Веда, 2013.- 147 с.
4.
Практические рекомендации по проведению релаксационных занятий с
детьми с особыми потребностями: методическое пособие/ авторы-
составители Белоусова М.В., Исланова Н.Н.- Казань: Веда, 2010.-50 с.
5.
Практическое
руководство
по
использованию
сенсорной
комнаты
«Снузлин» в процессе реабилитации/ автор – составитель Исланова Н.Н.,
Белоусова М.В.; под общей редакцией Панкаджа Кушваха – Казань: Веда,
2008.- 162 с.
6.
Программа групповых занятий по развитию коммуникативных навыков у
детей с особыми потребностями ( с использованием элементов телесной и
танцевальной терапии)/ авт. –сос.
М.В. Белоусова, Н.Н. Исланова.
Казань: Веда, 2010.-38 с.
7.
Программа психологической подготовки к ЕГЭ детей с ограниченными
возможностями/авт.-сост. И.Н. Васильева.- Казань: Веда, 2009.-76 с.
8.
Социально-психологическая
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями. Казань: Отечество, 2002.- 148 с.