Напоминание

Ресурсы современного урока,обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов


Автор: Лобанова Нина Святославовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ N318
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Ресурсы современного урока,обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Раздел: среднее образование





Назад




РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ

НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Дата: 30.12.2013

Автор выступления: Лобанова Нина Святославовна

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение

новых образовательных стандартов.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-

либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых

преобразований получить желаемый результат.

А образовательные ресурсы - это материальные, духовные,

временные и другие средства развития человеческого потенциала,

среды и деятельности человека.

" Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у детей завтра

"

Джон Дьюн

Модернизация образовательного процесса, урока в современной

школе - это объективная тенденция, которая все более активно

проявляет себя в школьной практике.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного

процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие

ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения?

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на

учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют

лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету,

обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно

организовывать программное усвоение материала. Вот почему

следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые

помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают

научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,

возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету

.Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию

учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют

другие педагогически целесообразные функции: выращивание и

развитие универсальных способностей и компетенций человека,

усвоение предметного содержания, освоение нравственного

поведения в пространстве.

Учебно-методические и информационные ресурсы

существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного

образования, инструментального сопровождения образования, в

целом обеспечивающий результативность современного процесса

обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и

ученика средствами информационно-коммуникационного

сопровождения.

Содержательная модель информационно-методических ресурсов

обеспечения включает подробный перечень компонентов данного

ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных,

демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых

образовательных ресурсов.

Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений

школьников об использовании компьютерных технологий, культуры

работы с информацией. Современные ученики предпочитают

восприятие информации в динамике, особенно с помощью

интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня

делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова

термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий,

использующих различные программные и технические средства с

целью наиболее эффективного воздействия на пользователя.

Грамотное использование этих средств развивает образовательные

ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три

основных подхода: 1) комплексное их использование на различных

этапах урока;

2) частичное использование готовых электронных образовательных

комплексов в учебном процессе;

3) использование инструментальных и прикладных программных

средств для разработки авторских приложений.

Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее

распространенными из прикладных программных средств являются

презентации. Использование презентаций, включающих

одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию

обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом,

усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и

объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии

открывают новые возможности управления учебным процессом,

улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного

материала.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

В современных системах образования широкое распространение

получили универсальные офисные прикладные программы и средства

ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы

подготовки презентаций, системы управления базами данных,

органайзеры, графические пакеты и т.п.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий

доступ к учебно-методической и научной информации, организация

оперативной консультационной помощи, моделирование научно-

исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных

занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной

объем изучаемого материала, являются образовательные

электронные издания.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание

материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей

доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному

пользованию, предоставляют возможности для самообучения и

самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги,

образовательные электронные издания позволяют подавать материал

в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в

цифровой форме...

Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг

учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения

позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию

познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет

реализовать учебный процесс с элементами эвристики.

Виды ЦОР

Электронные учебники и учебные пособия

Электронные издания контроля ЗУН

- прототипы традиционных учебников;

- оригинальные электронные учебники;

- репетиторы;

- тренажёры;

-обучающие;

- обучающе-контролирующие;

- игровые;

- интерактивные;

- предметные коллекции;

- справочники, словари;

- практические и лабораторные задания

- предметные миры;

- программно-методические комплексы;

- предметные учебно – методические комплексы;

- инновационные УМК

- тесты; и тестовые задания;

- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;

- инструментальные средства

Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам

качественно изменить содержание, методы и организационные формы

обучения. Совершенствуются инструменты педагогической

деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР

имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами

обучения:

Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление

интеллектуальных возможностей учащихся в информационном

обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях

образовательной системы.

Можно выделить следующие основные педагогические цели

использования ЦОР:

- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за

счет применения средств современных информационных технологий;

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной

жизни в условиях информационного общества

И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные

материалы, для воспроизведения которых используются электронные

устройства.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником

гораздо интереснее и эффективнее работать.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в

образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и

эффективному использованию учащихся. Так, согласно

Федеральному государственному образовательному стандарту

общего образования выпускник школы должен:

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для

решения коммуникативных и познавательных задач;

• вводить текст с помощью клавиатуры;

• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения,

звуки и измеряемые величины;

• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и

графическим сопровождением;

• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями

учебного предмета.

Согласно ФГОС важным условием реализации основной

образовательной программы является требование наличия

информационной образовательной среды (ИС).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома

значительно более полноценные практические занятия – от

виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут

же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации.

Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов,

явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном

режиме.

Древняя китайская пословица гласит:

" Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь"

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые

возможности самостоятельной учебной работы учащихся..

Что дают ЭОР учителю? Учитель может:

конспекты не писать;

сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет

фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с

компьютером не поспоришь;

решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в

экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех,

поскольку каждый к ней подготовлен;

вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные

технологии – это «круто» и престижно.

Итогом введения новых стандартов, новых требований к

современному уроку, использование образовательных ресурсов на

уроке способствует новому портрету выпускников начальной и

основной школы:

- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей,

жизненные цели, утверждающий себя как взрослый

- умеющий учиться

- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс

товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения,

взаимопомощи, личного достоинства)

- умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения,

направленный на освоение гендерной роли

- умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации,

работать в команде и быть лидером

- инициативный, готовый нести ответственность перед самим

собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа

жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.



В раздел образования