Автор: Лобанова Нина Святославовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ N318
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Ресурсы современного урока,обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Раздел: среднее образование
РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ
НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Дата: 30.12.2013
Автор выступления: Лобанова Нина Святославовна
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение
новых образовательных стандартов.
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-
либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых
преобразований получить желаемый результат.
А образовательные ресурсы - это материальные, духовные,
временные и другие средства развития человеческого потенциала,
среды и деятельности человека.
" Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы
украдем у детей завтра
"
Джон Дьюн
Модернизация образовательного процесса, урока в современной
школе - это объективная тенденция, которая все более активно
проявляет себя в школьной практике.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного
процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.
Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие
ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения?
Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на
учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют
лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету,
обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно
организовывать программное усвоение материала. Вот почему
следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые
помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают
научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,
возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету
.Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию
учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют
другие педагогически целесообразные функции: выращивание и
развитие универсальных способностей и компетенций человека,
усвоение предметного содержания, освоение нравственного
поведения в пространстве.
Учебно-методические и информационные ресурсы –
существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного
образования, инструментального сопровождения образования, в
целом обеспечивающий результативность современного процесса
обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и
ученика средствами информационно-коммуникационного
сопровождения.
Содержательная модель информационно-методических ресурсов
обеспечения включает подробный перечень компонентов данного
ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных,
демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых
образовательных ресурсов.
Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений
школьников об использовании компьютерных технологий, культуры
работы с информацией. Современные ученики предпочитают
восприятие информации в динамике, особенно с помощью
интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня
делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова
термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий,
использующих различные программные и технические средства с
целью наиболее эффективного воздействия на пользователя.
Грамотное использование этих средств развивает образовательные
ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три
основных подхода: 1) комплексное их использование на различных
этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных
комплексов в учебном процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных
средств для разработки авторских приложений.
Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее
распространенными из прикладных программных средств являются
презентации. Использование презентаций, включающих
одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию
обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом,
усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и
объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии
открывают новые возможности управления учебным процессом,
улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного
материала.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных системах образования широкое распространение
получили универсальные офисные прикладные программы и средства
ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы
подготовки презентаций, системы управления базами данных,
органайзеры, графические пакеты и т.п.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий
доступ к учебно-методической и научной информации, организация
оперативной консультационной помощи, моделирование научно-
исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных
занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной
объем изучаемого материала, являются образовательные
электронные издания.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание
материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей
доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному
пользованию, предоставляют возможности для самообучения и
самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги,
образовательные электронные издания позволяют подавать материал
в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в
цифровой форме...
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг
учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения
позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию
познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет
реализовать учебный процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
Электронные издания контроля ЗУН
- прототипы традиционных учебников;
- оригинальные электронные учебники;
- репетиторы;
- тренажёры;
-обучающие;
- обучающе-контролирующие;
- игровые;
- интерактивные;
- предметные коллекции;
- справочники, словари;
- практические и лабораторные задания
- предметные миры;
- программно-методические комплексы;
- предметные учебно – методические комплексы;
- инновационные УМК
- тесты; и тестовые задания;
- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
- инструментальные средства
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам
качественно изменить содержание, методы и организационные формы
обучения. Совершенствуются инструменты педагогической
деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР
имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами
обучения:
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление
интеллектуальных возможностей учащихся в информационном
обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях
образовательной системы.
Можно выделить следующие основные педагогические цели
использования ЦОР:
- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за
счет применения средств современных информационных технологий;
- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной
жизни в условиях информационного общества
И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные
материалы, для воспроизведения которых используются электронные
устройства.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником
гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в
образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и
эффективному использованию учащихся. Так, согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту
общего образования выпускник школы должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для
решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения,
звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации основной
образовательной программы является требование наличия
информационной образовательной среды (ИС).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома
значительно более полноценные практические занятия – от
виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут
же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации.
Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов,
явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном
режиме.
Древняя китайская пословица гласит:
" Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь"
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые
возможности самостоятельной учебной работы учащихся..
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
конспекты не писать;
сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет
фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с
компьютером не поспоришь;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в
экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех,
поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные
технологии – это «круто» и престижно.
Итогом введения новых стандартов, новых требований к
современному уроку, использование образовательных ресурсов на
уроке способствует новому портрету выпускников начальной и
основной школы:
- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей,
жизненные цели, утверждающий себя как взрослый
- умеющий учиться
- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс
товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения,
взаимопомощи, личного достоинства)
- умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения,
направленный на освоение гендерной роли
- умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации,
работать в команде и быть лидером
- инициативный, готовый нести ответственность перед самим
собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа
жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.