Напоминание

Дидактическая игра как один из способов активизации детей на уроках математики.


Автор: Хамидуллина Ильсеяр Хайдаровна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра как один из способов активизации детей на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактическая игра как один из способов активизации детей на

уроках математики.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Каким должен быть современный урок? Может ли он не только быть

радостным и интересным, но и давать знания? Может ли он ставить его перед

ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?

Для того, чтобы обучения проходило более эффективно, необходимо

использовать различные методы и технологии, которые способствуют

активизации познавательной деятельности детей.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному

предмету является использование на уроках и на внеклассных занятиях

дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует

созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает

положительное

отношение

к

выполняемой

работе,

улучшает

общую

работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить

разнообразными способами. Ведь задача учителя - научить каждого ребенка

самостоятельно

учиться,

сформировать

у

него

потребность

активно

относиться к учебному процессу.

Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую

следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые

действия,

познавательное

содержание

или

дидактические

задачи,

оборудование, результат игры. Игровой замысел выражен, как правило, в

названии игры, он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать

на уроке. Придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её

участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами

определяется порядок действий и поведения обучающихся в процессе игры,

создаётся рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведётся с

учётом цели урока и возможностей обучающихся.

В курсе математики много различных формул. Чтобы обучающиеся

могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они

должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике

знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а также для контроля

за их усвоением можно использовать игру «Математическое домино»,

состоящую из 10-30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две

части: на одной записано задание, на другой - ответ к другому заданию.

Чтобы убедится в правильности выполнения, с обратной стороны карточек

можно написать какое-нибудь изречение или нарисовать часть картинки,

домино переворачивается и выкладывается изречение или картинка целиком.

(Приложение 1)

Сигнальные карточки (красная, желтая, зелёная) очень помогают

дисциплинировать обучающихся и одновременно дают информацию об

усвоении материала. Например, при устном опросе можно провести игру

«Светофор». Если обучающийся согласен с ответом, то он поднимает

зелёную карточку, если нет - красную, если не понял или есть вопрос –

желтую.

Таким

образом,

каждый

имеет

возможность

высказаться.

(Приложение 2)

Для устного счёта можно использовать игру «Лучший счётчик».

Обучающимся предлагается дома подобрать несколько примеров для устного

счёта по данной теме. Класс делится на команды. В каждой команде

выбирается «счётчик», который будет защищать честь своего коллектива.

Примеры для устного счёта предлагают «счётчику» члены других команд до

тех пор, пока он не собьётся. Затем его сменяет другой обучающийся из той

же команды, и игра продолжается. Число «счётчиков» для одного тура

определяется по договорённости. Побеждает команда, в которой было

наименьшее

число

«счётчиков»,

решивших

наибольшее

количество

примеров. Среди «счётчиков» устанавливается также личное первенство.

Для обработки навыков сложения и вычитания целых чисел, а также их

сравнения можно использовать игру «Фишка». Первоначально фишка стоит

на любой линии старта. Обучающийся двигает фишку по таблице с числами.

За один ход по правилам игры он может продвинуть её на ближайшее

соседнее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в

другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили

фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.

(Приложение 3)

Примером обучающей игры может служить игра «Соревнование

художников», при изучении темы «Координатная плоскость». На карточках

записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку

последовательно соединить с предыдущей, то в результате получится

определённый рисунок. В этом заключается игровой замысел. Дидактическая

задача – научить строить точки по данным координатам, а результат игры-

усвоение темы, хорошая оценка и большое удовольствие. Игра носит

практический характер. Но обучающиеся выполняют и обратное задание:

приносят рисунки, имеющие конфигурацию ломаной, с записью координат

точек, по которым они могут быть построены. Строить рисунок по

координатам можно и при изучении других тем. Например, при изучении

темы «Квадратные уравнения», «Системы уравнений» можно предложить

решить уравнения (системы уравнений) и полученные результаты нанести на

координатную

плоскость,

в

результате

должен

получиться

рисунок,

соответствующий названию. (Приложения 4, 5)

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы. Чтобы

математика не была «сухой» и малоинтересной наукой, надо прививать

интерес к ней как на уроках, так и на внеурочных занятиях. А чтобы достичь

этого, необходимо обогащать содержание материала по истории науки,

решать задачи повышенной сложности и нестандартные задачи. Игровые

формы занятий, нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда

активны все обучающиеся. Каждый имеет возможность проявить себя, класс

становится творческим коллективом. Нет такого школьного предмета, на

котором

применение

различных

игр

было

бы

нецелесообразно.

Нестандартные уроки используются как итоговые уроки при обобщении и

закреплении знаний, умений и навыков. Как правило, они посвящены какой-

то теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором

знаний. Нельзя сказать, что использование игровых ситуаций, нестандартных

уроков даёт возможность обучающимся овладеть математикой «легко и

счастливо». И слишком частое обращение к подобным формам организации

учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого

интереса к предмету, и нетрадиционное может быстро стать традиционным.

Необходимо использовать все возможности, для того, чтобы дети учились с

интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные

стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных

способностей, в преодолении трудностей.

Игровая деятельность - лучшее для этого средство. Именно она

позволяет направлять познавательную деятельность обучающихся, развивать

творческие способности личности. Возникает цель реального достижения, а

урок приобретает черты состязательности, сотрудничества. Игра ценна своей

мотивацией,

особым

творческим,

партнёрским

состоянием

личности.

Участие в ней обучающихся – самая свободная форма проявления их

деятельности, в которой осознаётся окружающий мир, открывается широкий

простор для проявления своего «я», активности, самовыражения. Благодаря

нестандартным

урокам,

формы

работы

учителя

станут

ещё

более

разнообразными. Обучающиеся ждут от нас больше интересных уроков, на

которых мы организуем эффективную творческую деятельность - при этом

повышается интерес к предмету и качественная успеваемость.

Список литературы

1.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и

воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Москва

2001г.

2.

Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики»,

Москва «Просвещение», 1990г.

3.

Кузнецов Б.Н. «Воспитание интереса к изучению математики в

школе». Иркутск , изд. Иркутского университета, 1989г.

4.

Ерохина Е.В. «Игровые уроки математики». Изд. Грамотей,

2004г.

5.

Аникеева Н.П. «Воспитание игрой». М. Просвещение, 1987г.

6.

Ляпина

Г.А.

«Игра

как

средство

активизации

учебно

воспитательного процесса». Алма-Ата, Мектеп, 1978г.

7.

Математика в школе, №1, 1993г.

8.

Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения».

Москва, 1990г.

9.

Щукина

Г.И.

«Активизация

познавательной

деятельности

учащихся в учебном процессе». М., Просвещение, 1979г.

10.Российская педагогическая энциклопедия. М. Научное издательство

«Большая Российская энциклопедия», 1993г.

Приложение 1

Математическое домино по теме

«Формулы сокращенного умножения».

(а-в)(а+в)

4+4a+a

2

(2+а)

2

25-10а+а

2

(5-а)

2

16у

2

-16ух+4х

2

(4у-2х)

2

(у-3)(у+3)

y

2

-9

а

2

+2аb+b

2

(а+b)

2

а

2

-10а+25

(а-5)

2

2

+12аb+4b

2

(3b+2b)

2

49-14а+а

2

(7-b)

2

(2-b)(2+b)

4-b

2

a

2

-b

2

Приложение 2

Игра «Светофор» (на примере темы «Делимость чисел»).

Если обучающийся согласен с утверждением, то он поднимает зелёную

карточку, если нет - красную.

1.

Любое число, делящееся на 10, делится и на 5;

2.

Любое число, делящееся на 3, делится и на 9;

3.

Любое число, делящееся на 10, делится на 2;

4.

Любое число, делящееся на 2, делится и на 10;

5.

Все чётные числа являются составными;

6.

Любое число можно разложить на простые множители;

7.

Простых чисел бесконечно много.

8.

Шестиклассники решали задачу: «Таня купила в магазине яйца и

положила их в небольшую корзиночку. По дороге домой она

сообразила, что число яиц делится и на 2, и на 3, и на 5, и на 10, и на

15. Сколько яиц купила Таня?». Витя Верхоглядкин поднял руку самый

первый. Когда его спросили, он с гордым видом ответил: - «Эта задача

решения не имеет. Чтобы найти число яиц, надо перемножить 2, 3, 5,

10, 15. получится 4500 яиц. Разве может в одной корзинке поместится

столько яиц?»

Кто согласен с решением Вити?

Кто скажет, в чём Витя ошибся?

Приложение 3

Игра «Фишка»

финиш

старт

6

-7

35

-9

33

100

5

-8

38

-8

32

100

4

-9

40

-7

31

100

3

-10

52

-9

22

100

2

-7

35

-8

30

100

3

-8

50

-7

29

100

4

-9

37

-9

28

100

5

-10

39

-6

24

100

6

-7

42

-5

26

100

7

-8

50

-4

25

100

8

-9

45

-6

24

100

9

10

47

-7

23

100

Приложение 4

«Соревнование художников»

1.

Нарисуйте портрет инопланетянина по заданным координатам.

(3;14), (4;15), (3;16), (2;15), (3;14), (0;7), (1;6), (-2;3), (-4;3), (-2;2),

(-1;1), (0;2), (1;1), (2;2), (3;2), (4;2), (5;1), (6;2), (3;5), (0;2), (0;0),

(1;-1), (1;-3), (2;-4), (2;-7), (0;-7), (0;-8), (1;-9), (3;-7), (5;-9), (6;-8),

(6;-7), (4;-7), (4;-4), (5;-3), (5;-1), (6;0), (6;2), (7;1), (8;2), (10;3),

(8;3), (5;6), (6;7), (3;14).

Глаза: (1;8), (2;9), (3;8), (4;9), (5;8).

Рот: (1;7), (2;6), (4;6), (5;7), (1;7).

2.

Запишите координаты вершин звёздочки.

Приложение 5

«Соревнование художников»

Решите квадратные уравнения, меньшее значение корня обозначить х

1

,

большее обозначить х

2

2

x

1

;x

1

x

2

). В скобках после каждого уравнения указан

«код»: (х

1

; х

2

) или (х

2

; х

1

) – координаты точек координатной плоскости. После

того, как все уравнения будут решены, в соответствии с полученными

результатами нанести на координатной плоскости точки и последовательно

их соединить, последнюю точку замкнуть с первой точкой.

Должен получиться рисунок, соответствующий названию.

Катер.

1.

х

2

-16х=0, (х

2

1

).

2.

х

2

-14х-15=0, (х

1

2

).

3.

х

2

+х=0, (х

1

2

).

4.

х

2

+3х=0, (х

1

2

).

5.

х

2

+7х-98=0, (х

1

2

).

6.

х

2

+14х=0, (х

1

2

).

7.

х

2

+15х=0, (х

1

2

).

8.

х

2

+15х+56=0, (х

1

2

).

9.

х

2

-х-56=0, (х

2

1

).

10.

-5х

2

+80х=0, (х

2

1

).

Ваза.

1.

х

2

-4х-21=0, (х

1

2

).

2.

х

2

-10х+21=0, (х

1

2

).

3.

х

2

-7х+12=0, (х

1

2

).

4.

х

2

-6х=0, (х

2

1

).

5.

х

2

+4х-32=0, (х

2

1

).

6.

х

2

+6х-55=0, (х

2

1

).

7.

х

2

+16х+55=0, (х

2

1

).

8.

х

2

+12х+32=0, (х

2

1

).

9.

х

2

+6х=0, (х

1

2

).

10.

х

2

-х-12=0, (х

1

2

).



В раздел образования