Напоминание

Использование ИКТ на уроках географии в соответствии с ФГОС


Автор: Кристина Геннадьевна Марченко
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени П.П. Лановенчика
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п. Маслянино
Наименование материала: статья "Инновационные методы обучения географии в средней школе"
Тема: Использование ИКТ на уроках географии в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ на уроках географии

Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают

решить и информационные и коммуникационные технологии. Итак, какие

плюсы:

Оперативность информации: только информационные технологии

позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию

Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять

дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время

перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного

процесса географическими картами. Благодаря информационным

технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска

компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.

Коммуникативность (дает возможность организации электронных

конференций, проектной деятельности, участию в методических

объединениях).

Эти свойства информационных технологий позволяют использовать

новые формы в педагогической деятельности:

Электронные учебники.

Презентации.

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков

обучающихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия

материала.

Компьютер – это величайшее достижение современной технологии -

должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить

конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в

мировом информационном пространстве.

Вопрос не в том, хотим ли мы или нет жить в информационном обществе.

Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни,

мы уже являемся его частью.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться

правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные

технологии в организации учебного процесса.

Компьютерная технология развивает идеи программированного

обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные

технологические варианты обучения, связанные с уникальными

возможностями современных компьютеров.

Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:

Во-первых, это экономит время.

Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной

проверки знаний учащихся.

В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса

учащихся к урокам.

В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой

темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим

требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с

компьютером происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны

использовать компьютер на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду

с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать,

описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только

машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно,

никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в

природе, использование отрывков из художественных произведений при

описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или

увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не

каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет

ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств при выводе изображения на

большой экран существенно повышает наглядность обучения.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных

средств. При построении учебных программ по географии следует помнить,

что:

на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная

программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме

довести до учащихся теоретический материал;

на уроке закрепления целесообразно использовать программы-

контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и

необходимые навыки по данной теме;

на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно

проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного

материала;

на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения

сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со

статистическими таблицами.

Несомненным новшеством педагогической практики географического

образования последнего времени признано внедрение в учебный процесс

мультимедиа электронных учебников.

По географии имеются электронные версии трех учебников:

Начальный курс географии, 6 класс, автор Петрова Н.Н.;

География. Наш дом – Земля, 7 класс, автор Душина И.В. и др.;

География. Природа России, 8 класс, автор Раковская Э.М.

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного

материала можно использовать:

мультимедийные путеводители – интерактивная справочная

информация по какому-либо объекту природы с красочными

фотографиями, видеороликами;

мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная

информация с включением красочной графики, анимации, звуковых

эффектов.

Для каждой работы определены цели, разработаны задания. Учащимся

предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. Все

практические работы имеют справочный материал. После выполнения

работы предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для

активизации знаний можно включать в программу игровые моменты, что

оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению

предмета, совершенствует творческие способности. Например, можно

использовать кроссворды.



В раздел образования