Напоминание

«Как родителям развивать социальный и эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста»


Автор: Елена Анатольевна Турапина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 11 "Родничок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Как родителям развивать социальный и эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации педагога-психолога

МБДОУ № 11 «Родничок» г.Тихорецка

Краснодарского края

Турапиной Елены Анатольевны

«Как родителям развивать социальный и эмоциональный интеллект

у детей дошкольного возраста»

Одним из важных и необходимых этапов в становлении личности

ребенка дошкольного возраста является развитие у него социального и

эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции,

понимать намерения, желания других людей и свои собственные, а также

способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Социальный интеллект – это способность понимать поведение другого

человека, свое собственное поведение, а также способность действовать

соответственно в различных ситуациях.

Большую роль в развитии социального и эмоционального интеллекта

ребенка - дошкольника играет семья. Как же родителям стимулировать это

развитие?

Прежде всего, больше общаться со своим ребенком, участвовать в мире

его

интересов.

Обеспечить

ребенку

практику

конструктивного,

положительного общения. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» -

эта пословица не потеряла своей актуальности и в наше время. Родители

склонны недооценивать степень влияния собственных эмоций на внутреннее

состояние ребенка. Ребенок впитывает всё, что

говорит и чувствует

родитель, его настроение, переживания. От того, какие эмоции родители

будут

демонстрировать

дома,

в

кругу

семьи,

зависит

уровень

эмоционального развития малыша.

Родителям важно уметь взаимодействовать со своим ребенком,

организовывать такое общение, чтобы дети могли учиться делиться своими

переживаниями,

осознавать

и

различать

оттенки

чувств,

понимать

собственные переживания и переживания другого человека.

Родителям необходимо помнить, что они – пример для своего ребенка,

объект для подражания. Делиться с малышом своими мыслями, чувствами,

объяснять поступки, слова, настроение.

Придя с ребенком из детского сада, родителям полезно беседовать с ним,

спросить, что сегодня происходило в группе, как ребенок воспринимал

различные ситуации. Обсудить, как окружающие реагировали на его

поведение. Дать ребенку высказаться, а затем вместе с ним выбрать самый

подходящий способ поведения. Для этого необходимо живое общение с

ребенком, привычка делиться своими чувствами, нужен язык, нужно

средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний

очень много, но и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной

передачи

оттенков

эмоций.

Родителям

необходимо

учить

ребенка

распознавать эмоции

другого человека по мимике,

голосу,

жестам,

поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он

сам сможет разделить радость и посочувствовать другому человеку, а это

очень важное качество для успешных коммуникаций малыша во дальнейшей

жизни.

Родителям

можно

рекомендовать

следующие

упражнения,

способствующие формированию социального и эмоционального интеллекта

ребенка дошкольного возраста.

1.Игра «Мячик».

У родителя в руках «волшебный» мячик. Его он кидает ребенку. Кидая

мячик, нужно озвучить какое-либо положительное качество или действие

ребенка: «Максимка-ты у нас очень добрый!» (ласковый, умный, смелый,

озорной, любознательный и т.д.), а ребенок, поймав мяч, говорит «Да, я

такой! (и повторяет) Добрый!». Можно поменяться местами и ребенок будет

озвучивать положительные качества родителя.

Эта

игра

поднимает

самооценку

ребенку,

расширяет

его

знания

о

положительных эмоциях.

2. Игра «Я тоже бываю таким»

Родитель показывает ребенку различные смайлики с эмоциями. Можно

начать с простых (радость, грусть, злость, испуг). Сначала ребенок

озвучивает

эмоцию

«Этот

смайлик

радостный,

веселый».

Родитель

спрашивает: «А ты бываешь таким? А что веселого произошло с тобой

сегодня?» или «А когда тебе бывает радостно и весело?» и т.д.

Эта игра способствует расширению знаний об эмоциях, формированию

критичного мышления у ребенка, анализа своего поведения.

3.Игра «Передай сигнал».

Ребенок и родитель

берутся за руки. Родитель посылает сигнал

ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать одной рукой или

одновременно двумя, разговаривать нельзя. Можно привлекать других

членов семьи, тогда образуется цепочка. Когда сигнал придет снова к

родителю-ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал

получен. Затем предлагает всем участникам игры передать сигнал с

закрытыми глазами. Водящий также может меняться. Игра проводится 3-4

раза.

Эта игра способствует развитию эмпатии и детско-родительских отношений.

4.Игра «Пять минут перед сном».

Правило: не повторяться. Родители и ребенок (дети) берутся за руки,

глядя в глаза друг друга, желают друг-другу что-то хорошее, хвалят,

обещают, восхищаются, благодарят. В конце разговора родитель и ребенок

обнимаются.

Эта игра способствует эмпатии и гармонизации детско-родительских

отношений.

5.Игра «Поболтаем вечерком».

Родитель: Дорогие домочадцы, давайте возьмёмся за руки и образуем

круг. Родители и ребенок (дети) делятся впечатлениями о прожитом дне.

Рассказывают, какие три важных (с их точки зрения) события за день их

огорчили и обрадовали. В конце разговора родители и дети благодарят друг

друга за искренность.

Эта игра способствует эмпатии и гармонизации детско-родительских

отношений.

6. Игра из детства родителей «Море волнуется раз….»

Родитель: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется

три. На месте фигура смелого воина (хитрой лисы, грозного тигра, доброй

Феи

и

т.д.-

замри!».

Взрослый

обязательно

наделяет

персонаж

эмоциональными качествами-хитрый, злой, добрый, испуганный.

Дети замирают на месте. Водящий ходит и расколдовывает их. Задача

игроков-без слов изобразить тот или иной персонаж. Водящий отгадывает,

кого показывают игроки. Затем роль ведущего берет на себя ребенок, и уже

родитель оказывается в роли «актера».

Игра способствует развитию у детей фантазии, воображения, артистизма,

невербального общения, эмоционального интеллекта.

Также родителям рекомендуем использовать с дошкольниками игры

на

основе

нервно-мышечной

релаксации,

регулируя

эмоциональное

состояние ребенка через телесные упражнения.

1.Игра «Поймай бабочку».

Родитель показывает летящую бабочку, пробует ее поймать –

выполняет хватательные движения над готовой сначала одной рукой, потом

другой, потом обеими руками одновременно. Ребенок повторяет показанные

движения. Затем медленно разжимает кулачки, смотрит на ладошки. Затем

соединяет раскрытые ладошки, представляя, что охраняет ее.

Игра способствует нервно-мышечной релаксации

путем чередования

сильного напряжения и быстрого расслабления.

2.Игра «Мороженое» (Сосулька).

Ребенку предлагается поиграть в «мороженое». Родитель говорит: «Ты-

мороженое. Тебя только что достали из холодильника, ты-твердое, как

камень, твое тело ледяное. Но вот пригрело солнышко (можно включить

свет или посветить на ребенка фонариком), мороженое стало таять. Твои

ручки, ножки, тело стали мягкими».

Игра способствует снятию психоэмоционального напряжения.

3. Игра «Холодно-жарко».

Родитель говорит ребенку: «Мы с тобой играем на солнечной полянке.

Можно попрыгать, побегать, поприседать, «собирая цветочки». Но вдруг

подул холодный ветер, нам стало холодно, мы замерзли. Обхватим себя

ручками, голову прижали к ручкам, присели – греемся. Согрелись. Снова

стало тепло». И так несколько раз.

Игра способствует снятию психоэмоционального напряжения.

4. Игра «Часики».

Родитель говорит ребенку: «Представь, что ты-это часики, а твои

ручки-это маятник часов. Руки вдоль тела, на счет «раз-два» маятник

начинает двигаться вперед и назад, как будто ты идешь, но на одном месте,

без движения ног». При этом учим ребенка дышать также на счет «раз-два»-

вдох,

«три-четыре»-выдох.

Время

движения

1-2

минуты.

Можно

использовать песочные часы того же интервала.

Игра способствует снятию эмоционального напряжения путем применения

дыхательных техник, создания положительного эмоционального фона.

Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции,

упорядочивают мозговые ритмы.

ВАЖНО: все упражнения взрослый сначала показывает ребенку сам,

обучая его. Затем смотрит, как ребенок выполняет задания и исправляет

ошибки. Затем присоединяется. Совместное выполнение упражнений создает

большой эмоционально-положительный эффект от общения родителя и

ребенка.

Также

родителям

рекомендуется

в

общении

с

дошкольником

использовать «я-сообщения» – высказывания, в которых родитель говорит о

своих чувствах, сообщает о себе и своем переживании и озвучивает чувства

ребенка.

Например: «Миша, я сегодня сильно огорчилась, когда узнала, что ты

взял без разрешения в группе чужую игрушку и положил ее в свой рюкзак.

Давай поговорим об этом. Расскажи мне, пожалуйста, что (как это)

произошло? Я тебя внимательно послушаю и мы вместе решим, что дальше

делать».

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в

беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Например: «Я вижу, что ты расстроен. Расстраиваться – это нормально. Ты

испугался? Всем бывает страшно. Давай сейчас это обсудим».

Родителям

необходимо

минимизировать

конфликты

и

создавать

положительный эмоциональный фон в

семье, ведь это способствует

хорошему самочувствию ребенка.

Полезно смотреть с ребенком мультфильмы и детские кинофильмы

(«Король Лев», «Головоломка», «Чебурашка» и др). При этом важно

разговаривать об эмоциях и чувствах, которые испытывают герои на экране,

поскольку при проговаривании и объяснении этих психических состояний

ребенок осмысливает свой эмоциональный опыт.

Вот такие приемы и методы можно рекомендовать родителям для

развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного

возраста в домашних условиях.



В раздел образования