Автор: Елена Ивановна Рассохина
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ г.Покров
Населённый пункт: Владимирская обл, р-н Петушинский, г Покров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по предмету «Родной язык (русский)»: "Как и когда появились знаки препинания?"
Раздел: начальное образование
Рассохина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ г.Покров
Владимирской области
Урок по предмету «Родной язык» в 4 классе.
Как и когда появились знаки препинания?
Тема урока: Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препина-
ния в устной и письменной речи.
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся представлений о
возникновении, назначении и правильном употреблении знаков препинания.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся умения выде-
лять главное, отбирать нужный материал, умению правильно употреблять знаки
в письменной речи.
Развивающие: способствовать развитию словарного запаса, мышления, уме-
ния давать ответы на проблемный вопрос.
Воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность,
умение осуществлять самоконтроль.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактические средства:
- учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авто-
ры О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др.;
- карточки с заданиями для групповой работы.
Технология: технология критического мышления.
Методические приёмы: инсерт, кластер, мозговой штурм.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев
успешности;
- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Предметные УУД:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского ли-
тературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литера-
турного языка (в рамках изученного);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного тек-
ста;
- совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные:
- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и ока-
зывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в
беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкрет-
ных учебно-познавательных задач.
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-след-
ственных связей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вызов.
А.
- Ребята, перед вами текст стихотворения. Прочитайте его вслух.
+ (Чтение вслух 1 учащимся).
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке
- Кто прочитал бы так же? Кто прочитал бы иначе?
+…….
- Почему возможны такие варианты? Объясните выбор.
+ Появляется смысл/ получается небылица.
- Что меняет стихотворение?
+ Паузы.
- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?
+ Точек.
Б. Определение темы, постановка целей урока.
- Предположите, какой будет тема урока?
+…Знаки препинания.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
+ Какие бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего
они нужны? ……
- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную ин-
формацию отразим в схеме.
3. Осмысление.
- Что знаете о постановки точки на письме?
+ Ставится в конце предложений (законченной мысли).
- Расставьте точки и запишите стихотворение в тетрадь.
+ (Самостоятельная работа с фронтальной проверкой).
- Какую роль играет точка в письменной речи?
+ Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.
А.
- О том, какие бывают знаки препинания, когда они появились, прочитайте в
учебнике, § 8, № 1. При чтении делайте следующие пометки на полях: «V» -
знал ранее,» «+» - узнал сейчас. По заданию учебника выпишите из последнего
абзаца все однокоренные слова к слову точка.
+ (Чтение с пометами, выполнение письменного задания)
- Какие слова выписали?
+ Точка, двоеточие, многоточие, точечный (разум).
- Что нового узнали из материала? Что заинтересовало?
+…..
Знаки препинания
Помогают понять содержание
Десять основных знаков
Точка появилась в 11 веке
Б.
- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше
и с ними вы познакомитесь в старших классах. Чтобы научиться с ними об-
щаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объяс-
ните, как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат
нотами при чтении».
+Знаки подсказывают, где сделать паузу, с какой интонацией произносить фра-
зы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.
- Какую информацию впишем в схему?
+ Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.
- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим из-
дателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, прило-
жив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопроситель-
ный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой
восклицательный знак.
Как вы думаете, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?
+……
- Приходилось ли вам общаться знаками?
+ Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.
- Чем можно дополнить схему?
+ Иногда знаками препинания можно общаться.
В.
- Прочитайте два предложения.
На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.
- Чем различаются предложения?
+ Количеством запятых, смыслом.
- Назовите, о ком говорится в первом предложении?
+ Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.
- Назовите, о ком говорится во втором предложении?
+ Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.
- Какую роль может играть запятая в предложении?
+ Запятая может поменять смысл высказывания.
- Подумайте, какие варианты постановки запятой возможны в следующих
утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания умест-
ны.
Быть дома нельзя идти в поход.
Делегация выезжает утром встречайте.
Установить статую золотую пику держащую.
+ (Возможна групповая работа, по окончанию которой учащиеся представляют
возможные варианты высказываний и ситуации к ним).
Быть дома, нельзя идти в поход. Быть дома нельзя, идти в поход.
Делегация выезжает, утром встречайте. Делегация выезжает утром, встре-
чайте. Установить статую, золотую пику держащую. Установить статую
золотую, пику держащую.
- Приведите свои пары подобных высказываний. Запишите в тетрадь.
+ ( фраза из м/ф «В стране невыученных уроков», «Двенадцать месяцев» «каз-
нить нельзя помиловать».)
- Чем можно дополнить схему?
Г.
- Что ещё важно знать о знаках препинания?
+ Когда какие знаки ставятся.
- Какие правила уже изучены на уроках русского языка?
+……
- Выполните задание в тетради:
Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания.
За грибами
Осе(нн/н)им утром мы (за/зо)гл..нули
(в)лес
пр..б..жал в..т..рок
(по)в..рхушкам д..ревьев и (с)ли(б)п б..рё(з/с) осин (по)сыпались з..л..тые
монетки что это около старой ели куч?ка белых гр..бов до чего же
они красивые мы искали гр..бы не сп..ша.
- Чем дополним схему?
+Знаки препинания пишутся по правилам.
4. Рефлексия.
- Рассмотрите схему, которая выстроилась в ходе работы на уроке.
Знаки препинания
Помогают понять содержание
Десять основных знаков
Точка появилась в 11 веке
Знаки препинания могут ме-
нять смысл высказывания
Помогают выбрать нуж-
ную интонацию
Иногда знаками можно об-
щаться
Помогают понять содержание
Пишутся по правилам
- Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушайте и по-
размышляйте.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы
попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной ин-
тонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился
без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопро-
сы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходи-
ли - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои
поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной соб-
ственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыс-
лить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
Знаки препинания
Десять основных знаков
Точка появилась в 11 веке
Знаки препинания могут ме-
нять смысл высказывания
Помогают выбрать нуж-
ную интонацию
Иногда знаками можно об-
щаться