Напоминание

Организация логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях социально реабилитационного центра


Автор: Гольнева Татьяна Владимировна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГКУСО «Саткинский реабилитационный центр»
Населённый пункт: Саткинского муниципального района Челябинской области
Наименование материала: Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ГКУСО «Саткинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: Организация логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях социально реабилитационного центра
Раздел: начальное образование





Назад




Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ГКУСО

«Саткинский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Саткинского муниципального района

Челябинской области

Целью деятельности логопеда является создание условий,

способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития,

а также дальнейшему развитию устной и письменной речи,

совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного

усвоения академической составляющей образовательной программы.

Логопедическая работа в условиях социально-реабилитационного центра

имеет свою специфику: здесь проходят реабилитацию воспитанники от 3 до

18 лет, имеет место частая сменяемость контингента детей. Это затрудняет

организацию логопедической работы и снижает эффективность

коррекционного воздействия.

С учётом специфики логопедической работы в реабилитационном центре

мною разработана и осуществляется адаптированная образовательная

коррекционно-развивающая программа «Развитие речи».

Она предназначена для предупреждения нарушений и коррекции устной

речи у детей 5 – 7 лет с ОНР (3 и 4 уровни речевого развития), с

недоразвитием речи системного характера, а также для предупреждения и

коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных общим

недоразвитием речи (3 и 4 уровни речевого развития), недоразвитием речи

системного характера у учащихся 1-4 классов.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и

коррекционной педагогики.

Вся логопедическая работа с воспитанниками мною осуществляется по

следующим направлениям:

Диагностическая работа направлена на своевременное выявление

детей с нарушениями устной и письменной речи;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает логопедическую

помощь по преодолению нарушений устной и письменной речи,

способствует формированию универсальных учебных действий у

воспитанников;

Консультативно-просветительская работа направлена на

разъяснительную деятельность по вопросам логопедической помощи

детям с нарушениями психоречевого развития, обеспечивает

преемственность и непрерывность педагогического сопровождения

детей с речевыми нарушениями в условиях реабилитационного

центра и за его пределами;

Экспертная работа направлена на оценочно-аналитическую

деятельность в рамках социального медико-психолого-

педагогического консилиума, содействия в прохождении

обследования на районном ПМПК и планирование последующей

комплексной социально-реабилитационной работы;

Организационно-методическая работа направлена на

сотрудничество с другими специалистами центра, с родителями

(законными представителями), с ПМПК г. Сатки.

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими статус ОВЗ я

определила целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия,

которое организуется по двум ступеням.

На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми

старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Она посвящена коррекции

речевых нарушений, профилактике возможных затруднений при овладении

чтением, письмом, счетом, развитию коммуникативных навыков в аспекте

подготовки к школьному обучению.

Вторая ступень посвящена работе с детьми школьного возраста (1-4

классы), направленной на коррекцию и дальнейшее развитие письменной

речи детей с ОНР и логопедической помощи им в освоении основной

образовательной программы начального общего образования.

Содержание программного материала изложено в соответствии с

концентрическим принципом. Это означает, что ознакомление детей с

определенной темой, включенной в содержание логопедической работы, от

ступени к ступени усложняется.

Время освоения содержания каждого раздела программы носит

индивидуальную направленность. В связи с этим я допускаю выборочное и

автономное использование разделов программы, варьирование количества

часов на усвоение коррекционного материала.

Для обеспечения развития и обучения детей мной используются разные

формы работы:

-

подгрупповые занятия;

-

индивидуальная работа с детьми;

-

консультирование (диалог, индивидуальная консультация);

-

оформление документации.

К формам работы с родителями я отношу: выступления на заседаниях

родительского клуба «Домашний очаг», индивидуальные и групповые

тематические консультации, открытые занятия. В работе с родителями

используются вспомогательные наглядные средства: тематические

презентации, буклеты.

Чтобы заинтересовать воспитанников, имеющих проблемы в развитии

восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речи, я

использую нестандартные подходы и инновационные технологии.

Педагогические технологии, которые я применяю в работе:

Технология игрового обучения;

Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, дыхательная,

зрительная гимнастики, развитие общей (физкультминутки) и мелкой

моторики, самомассаж, кинезиология);

Проектные арттерапевтические технологии (развитие связной речи

через моделирование плана высказывания с использованием

нетрадиционной техники – коллаж);

Песочная терапия и акватерапия (работа с песком и водой);

Музыкотерапия;

Литотерапия (камешки Марблс);

Проектная педагогическая технология – литературный клуб «Душа и

слово», на заседаниях которого я учу детей писать эссе, короткие

сочинения по заданным темам, сочинять сказки.

Выстроенная система логопедической реабилитации помогает

воспитанникам быстрее восполнить пробелы в знаниях и

социализироваться в образовательную дошкольную и школьную среду,

стимулирует познавательные интересы детей с ОВЗ, развивает творческие

способности воспитанников.

С вопросами по материалу обращаться в ГКУСО «Реабилитационный

центр» Саткинского муниципального района Челябинской области к

логопеду Гольневой Т.В. по тел: 8(351 61) 9-69-25



В раздел образования