Автор: Гольнева Татьяна Владимировна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГКУСО «Саткинский реабилитационный центр»
Населённый пункт: Саткинского муниципального района Челябинской области
Наименование материала: Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ГКУСО «Саткинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: Организация логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях социально реабилитационного центра
Раздел: начальное образование
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ГКУСО
«Саткинский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Саткинского муниципального района
Челябинской области
Целью деятельности логопеда является создание условий,
способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития,
а также дальнейшему развитию устной и письменной речи,
совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного
усвоения академической составляющей образовательной программы.
Логопедическая работа в условиях социально-реабилитационного центра
имеет свою специфику: здесь проходят реабилитацию воспитанники от 3 до
18 лет, имеет место частая сменяемость контингента детей. Это затрудняет
организацию логопедической работы и снижает эффективность
коррекционного воздействия.
С учётом специфики логопедической работы в реабилитационном центре
мною разработана и осуществляется адаптированная образовательная
коррекционно-развивающая программа «Развитие речи».
Она предназначена для предупреждения нарушений и коррекции устной
речи у детей 5 – 7 лет с ОНР (3 и 4 уровни речевого развития), с
недоразвитием речи системного характера, а также для предупреждения и
коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных общим
недоразвитием речи (3 и 4 уровни речевого развития), недоразвитием речи
системного характера у учащихся 1-4 классов.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и
коррекционной педагогики.
Вся логопедическая работа с воспитанниками мною осуществляется по
следующим направлениям:
Диагностическая работа направлена на своевременное выявление
детей с нарушениями устной и письменной речи;
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает логопедическую
помощь по преодолению нарушений устной и письменной речи,
способствует формированию универсальных учебных действий у
воспитанников;
Консультативно-просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам логопедической помощи
детям с нарушениями психоречевого развития, обеспечивает
преемственность и непрерывность педагогического сопровождения
детей с речевыми нарушениями в условиях реабилитационного
центра и за его пределами;
Экспертная работа направлена на оценочно-аналитическую
деятельность в рамках социального медико-психолого-
педагогического консилиума, содействия в прохождении
обследования на районном ПМПК и планирование последующей
комплексной социально-реабилитационной работы;
Организационно-методическая работа направлена на
сотрудничество с другими специалистами центра, с родителями
(законными представителями), с ПМПК г. Сатки.
Содержание логопедической работы с детьми, имеющими статус ОВЗ я
определила целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия,
которое организуется по двум ступеням.
На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми
старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Она посвящена коррекции
речевых нарушений, профилактике возможных затруднений при овладении
чтением, письмом, счетом, развитию коммуникативных навыков в аспекте
подготовки к школьному обучению.
Вторая ступень посвящена работе с детьми школьного возраста (1-4
классы), направленной на коррекцию и дальнейшее развитие письменной
речи детей с ОНР и логопедической помощи им в освоении основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержание программного материала изложено в соответствии с
концентрическим принципом. Это означает, что ознакомление детей с
определенной темой, включенной в содержание логопедической работы, от
ступени к ступени усложняется.
Время освоения содержания каждого раздела программы носит
индивидуальную направленность. В связи с этим я допускаю выборочное и
автономное использование разделов программы, варьирование количества
часов на усвоение коррекционного материала.
Для обеспечения развития и обучения детей мной используются разные
формы работы:
-
подгрупповые занятия;
-
индивидуальная работа с детьми;
-
консультирование (диалог, индивидуальная консультация);
-
оформление документации.
К формам работы с родителями я отношу: выступления на заседаниях
родительского клуба «Домашний очаг», индивидуальные и групповые
тематические консультации, открытые занятия. В работе с родителями
используются вспомогательные наглядные средства: тематические
презентации, буклеты.
Чтобы заинтересовать воспитанников, имеющих проблемы в развитии
восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речи, я
использую нестандартные подходы и инновационные технологии.
Педагогические технологии, которые я применяю в работе:
Технология игрового обучения;
Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, дыхательная,
зрительная гимнастики, развитие общей (физкультминутки) и мелкой
моторики, самомассаж, кинезиология);
Проектные арттерапевтические технологии (развитие связной речи
через моделирование плана высказывания с использованием
нетрадиционной техники – коллаж);
Песочная терапия и акватерапия (работа с песком и водой);
Музыкотерапия;
Литотерапия (камешки Марблс);
Проектная педагогическая технология – литературный клуб «Душа и
слово», на заседаниях которого я учу детей писать эссе, короткие
сочинения по заданным темам, сочинять сказки.
Выстроенная система логопедической реабилитации помогает
воспитанникам быстрее восполнить пробелы в знаниях и
социализироваться в образовательную дошкольную и школьную среду,
стимулирует познавательные интересы детей с ОВЗ, развивает творческие
способности воспитанников.
С вопросами по материалу обращаться в ГКУСО «Реабилитационный
центр» Саткинского муниципального района Челябинской области к
логопеду Гольневой Т.В. по тел: 8(351 61) 9-69-25