Напоминание

"Говорящая среда в ДОУ. принципы ее построения"


Авторы: Шамаева Марина Юрьевна, Старова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель МБДОУ "Детский сад №8" Уссурийский ГО
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8" Уссурийский ГО
Населённый пункт: Приморский край, г. Уссурийск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Говорящая среда в ДОУ. принципы ее построения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сл.1.

Тема моего доклада «Говорящая среда в ДОО.

Принципы ее построения».

Сл. 2 В детском саду дети проводят большую часть

времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают.

Правильно

организованная

предметно-развивающая

среда

в

дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому

ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных

качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Сл.3. Уважаемые,

коллеги!

Ответьте,

пожалуйста,

на

вопрос. На какие же принципы, мы - педагоги опираемся при

построении среды? (Ответы коллег. Я вывешиваю принципы на

доску).

Сл.4.

Вывод:

И

так,

развивающая

предметно-

пространственная

среда должна быть:

содержательно - насыщенной

трансформируемой

полифункциональной

вариативной

доступной

безопасной

Предлагаю подробнее остановиться на каждом из них.

Сл.5. Содержательно-насыщенная среда. Среда должна

соответствовать содержанию образовательной программы и

возрастным особенностям детей.

Этот

принцип

включает

в

себя

средства

обучения,

материалы, инвентарь, игровое, спортивное оздоровительное

оборудование и многое другое.

Сл.6. Следующий

принцип

Вариативность

периодическая

сменяемость

игрового

материала,

появление

новых предметов в зависимости от темы недели.

Сл.7. Полифункциональность (многофункциональность)

обеспечивает возможность разнообразного использования детьми

составляющих среды, например:

- ширмы, пуфы на колёсиках, Перекатные платформы.

Сделана она из одной скрученной дверки шкафа.

Сл.8. Трансформация - это преобразование, превращение,

перемена вида, формы.

Трансформируемость

обеспечивает

возможность

изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в

том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

На фото 1: Сюжетно-ролевая игра детьми организована в

информационном центре, где изначально не было стола и

стульев. Дети самостоятельно принесли мебель из другого

центра, затем конструктор.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

прекрасно расположилась в центре Конструирования.

То есть где удобно играть детям там и играют.

Сл.9 Доступность

обеспечивает

свободный

доступ

воспитанников

к

играм,

игрушкам,

материалам,

пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности.

Сл.10. Безопасность -

соответствие

элементов

требованиям,

таким

как

санитарно-эпидемиологические,

правилам пожарной безопасности и другим.

Сл. 11

Что бы среда слала нашим помощником в развитии детей,

нам необходимо ее обыграть.

Одним

из

элементов

предметно-развивающей

среды

является технология «говорящей среда».

Как Вы думаете, что такое говорящая среда?

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая

необходимую информацию, имеет право выбора планировать

свою

деятельность

и

конструктивно

использовать

информационный ресурс.

Сл. 12

Цель:

Создание

условий

для

полноценного

развития

дошкольников по

всем образовательным областям ФГОС в соответствии с

конкретными

особенностями

и

требованиями

образовательной

программы детского сада.

Задачи:

- Создать атмосферу эмоционального комфорта.

- Создать условия для творческого самовыражения.

-

Создать

условия

для

проявления

познавательной

активности детей.

-

Создать

благоприятные

условия

для

восприятия

и

созерцания, обращать внимание детей на красоту природы,

живописи,

предметов

декоративно-прикладного

искусства,

книжных иллюстраций.

Сл. 13

Признаки «говорящей среды»: Наличие значимых для

детей

элементов:

творческие

и

исследовательские

работы,

рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи,

Сл. 14. Стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта»,

«Книга открытий» и др.

Сл. 15

2.

Визуализация

скрытых

элементов

среды.

Центры

организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое

для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от

задуманного.

Чтобы

избежать

переполнения

центров,

все

материалы убраны в контейнеры и подписаны.

Сл. 16

Постоянно действующие элементы «говорящей среды»:

1. Информационная доска с названием реализуемого в

данный момент проекта, «Лотос-план», иллюстрации.

Сл. 17

Опорные (ключевые) слова реализуемого в данный момент

проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и

используются педагогами для развития предпосылок грамотности

у детей.

Сл. 18

Тематические карточки для образовательной деятельности

в «Центрах активности».

4.

«Азбука

проекта»

используется

педагогами

для

поддержки познавательного интереса и развития предпосылок

грамотности.

5. Социологические опросы. При подготовке и реализации

проекта педагогу важно понять, насколько тема интересна

каждому

ребенку.

Соцопросы

помогают

выявить

мнение

большинства и совместно принять решение.

Сл. 19

Давайте с вами посмотрим на примере, как выглядит

«Говорящая среда»

Дети выбрали тему недели «Транспорт».

Сл. 20.

Познавательный

центр

содержит

учебные

пособия,

дидактические материалы, детско - родительские проекты для

обогащения и закрепления знаний о видах транспорта

Сл. 21

Далее центр речевого развития и центр конструирования. И

так насыщаем среду согласно теме по всем центрам активности.

Сл. 22 Чем полезна «говорящая среда»:

1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть

демонстрационного материала и результатов деятельности детей

и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время

проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где

лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все

ими задуманное.

2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в

детском саду.

3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах

воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это

помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с

детьми.



В раздел образования